logo
культура

1.3. Из истории российской деловой культуры 25

добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не

ест;

забота каждого о сохранении и умножении общественного досто-

яния;

высокое сознание общественного долга, нетерпимость к наруше-

ниям общественных интересов;

коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех,

все за одного; гуманные отношения И взаимное уважение между

людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;

честность и правдивость, нравственная чистота, простота И

скромность в общественной и личной жизни;

взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности,

карьеризму, стяжательству;

дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к нацио-

нальной и расовой неприязни;

непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы на-

родов; братская солидарность с трудящимися всех стран, со все-

ми народами.15

Некоторые особенности формирования и проявления националь-

ной культуры целесообразно рассмотреть в контексте понятия мен-

талитет. Как определяют психологи,16 менталитет — совокупность

принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, сте-

реотипов, форм и способов поведения, которая отличает это общество

от других человеческих общностей. Если вычесть из общественного

сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в остатке мы

найдем менталитет данного общества. Например, такие нормы, как

любовь к родным, боль при их утрате, осуждение виновных есть прак-

тически у всех народов, а кровная месть входит в менталитет только

некоторых. В сознании отдельного человека менталитет общества

представлен в степени, которая зависит от активной или пассивной

позиции личности в общественной жизни.

Источники и факторы формирования менталитета не имеют одно-

значного определения, у разных ученых приводится разный их состав.

Относительно русского национального характера философ Н. А. Бердя-

ев писал: Два противоположных начала легли в основу формации рус-

ской души: народная, языческая, дионисическая стихия и аскетически

монашеское православие. Историк В. О. Ключевский в качестве фак-

торов, определяющих специфику русского характера, называл своеоб-