logo
культура

Глава 5

Управление корпоративной культурой 244

5.1. Социально-психологические основы влияния

и убеждения 244

5.2. Средства и методы педагогического воздействия

на личность 248

5.3. Этапы управления развитием корпоративной культуры .... 251

5.3.1. Общие положения 251

5.3.2. Организация решения проблем,

связанных с совершенствованием и развитием

корпоративной культуры 254

5.4. Первые шаги на пути совершенствования

корпоративной культуры (с чего начать) 263

Приложение

Материалы для разработки и диагностики элементов

корпоративной культуры 267

Литература 336

Именной указатель 346

Предметный указатель 347

Указатель фирм 352

Введение

Выдающемуся русскому писателю М. Горькому принадлежат такие

слова: Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою

память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

В то время коммунисты представляли собой элиту, правящий слой об-

щества, определяющий нормы и правила социального поведения. Но

и сейчас, когда произошли радикальные изменения общественно-эко-

номической формации, эта фраза должна рассматриваться как акту-

альная; однако первое ее слово следует заменить, например, словом

руководителем, или менеджером, или представителем элиты,

или, в конце концов, просто человеком. А что такое богатства, вы-

работанные человечеством? Конечно, это культура. Смысл фразы —

следует стремиться к познанию, осмыслению и принятию в качестве

руководства к действию высших достижений человеческой культуры.

И в первую очередь культуры духовной.

В понимании сути и в представлениях о том, что такое и какой долж-

на быть корпоративная культура, много субъективного. Ваши вопросы

по проблемам культуры и ожидаемые ответы, которые вам показались

бы удовлетворительными (когда бы вы воскликнули: Вот оно!), за-

висят от ваших профессиональных и личностных особенностей.

Кто вы, какой вы, каков ваш профессиональный уровень, образова-

ние, опыт, как вы представляете себе других (какими моделями, схе-

мами, определениями предпочитаете пользоваться, давая характерис-

тику себе и другим людям), владеете ли вы знаниями в области

гуманитарных наук, и вообще, гуманист ли вы — все это и многое дру-

гое определяет особенности вашего восприятия и поведения, вашего

представления о мире. У вас, конечно, уже имеется субъективное пред-

ставление о том, что же такое корпоративная культура. Мы предлага-

ем вам свою точку зрения на это явление.

Современные стандарты России в области высшего экономического

образования включают проблемы организационной культуры в дис-

циплины Теория организации и Организационное поведение для

менеджеров организаций и менеджеров систем государственного и му-

ниципального управления.

Культура организации и корпоративная культура соотносятся как

общее, универсальное, всеобъемлющее (культура организации) и наибо-

лее ярко представленное, развитое частное (корпоративная культу-

ра). Корпорация, одна из наиболее распространенных организацион-