logo
культура

3.5.8. Экономический критерий

социальной приемлемости бизнеса

Как считает профессор С. Б. Лебедев: В любом обществе считаются

этичными и моральными только те действия правительственных орга-

нов и бизнесменов, которые ведут к улучшению жизни большинства

населения страны. В России за последние годы наблюдается противо-

положная тенденция: "перестройка" привела к весьма существенному

обнищанию большинства населения и немыслимому —в рамках пра-

вового общества —обогащению меньшинства на фоне более чем двой-

ного падения производства и уровня национального дохода.

Этично и морально ли такое положение?

Добиться повышения уровня жизни можно только одним путем:

существенно увеличив объем производства товаров и услуг в стране.

Но никто не захочет увеличивать объем производства, если большая

часть произведенного будет у него изыматься. Необходима четкая

система стимулов, побуждающих бизнесменов к увеличению объема

производства, включая и внедрение соответствующих морально-эти-

ческих норм.

Работая на увеличение богатства страны, богатства общества, чело-

век и сам должен жить богаче. В данном контексте уместен философ-

ско-экономический вопрос: "Как должно соотноситься увеличение бо-

гатства индивидуума с приращением богатства общества, страны в

целом?" Предлагается решение этого вопроса на основе критерия:

где ΔБ0—увеличение богатства общества (национального дохода, ва-

лового внутреннего продукта страны) за счет деятельности соответ-