logo
культура

2.6. Корпоративная культура глазами деловых партнеров и акционеров 109

Группы факторов успешного взаимодействия (по М. Винер и

К. Рей)71:

факторы, связанные с окружающим миром: история сотрудниче-

ства или кооперации в обществе (культура общения в обществе);

сотрудничающие группы, которые являются лидерами в этой об-

ласти в глазах общества (наличие репрезентативных групп, факто-

ром успеха которых является сотрудничество, позитивные соци-

альные примеры); благоприятный политико-социальный климат

(общественное согласие, социальная ориентация власти, граждан-

ское общество, эффективные регуляторы поведения);

факторы, относящиеся к членам сотрудничества: взаимное уваже-

ние, понимание и доверие; подходящие контакты членов сотруд-

ничества; участники сотрудничества видят в нем свои интересы;

способность к взаимным уступкам (этика общения, нацеленность

на сотрудничество, высокая культура, совместимость по разным

параметрам);

факторы, связанные с процессом сотрудничества: члены группы

благоприятно воспринимают как сам процесс, так и результат

(единство мнений относительно целей и средств); многоуровне-

вость принятия решения (коллективное принятие решений с учас-

тием работников всех уровней иерархии); гибкость позиций (мно-

говариантность решений и сценариев); эмпатия (умение взглянуть

на проблему глазами партнера, влезть в его шкуру); отсутствие

догматизма, твердолобости; развитие и обогащение исполняемых

конкретных ролей и политики в целом; приспособляемость, адап-

тивность;

факторы коммуникации: открытые и частые встречи; организа-

ция информирования и формальных коммуникационных связей;

факторы цели: наличие конкретных целей и объектов и общего

стремления к ним; общая точка зрения; наличие особой задачи,

цели, позволяющей отделить себя от других групп, почувствовать

себя особенными;

факторы ресурсов: доступность финансирования, материальное

обеспечение; опытные, умелые руководители (качество менедж-

мента).

По мнению Э. Шострома, исследователя творчества Д. Карнеги и

стратегий делового общения, среди деловых партнеров можно выде-

лить две противоположные группы —актуализаторов и манипулято-

ров.