logo
культура

166 Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

Эффект Пигмалиона (греческий скульптор, изваявший прекрас-

ную статую девушки и умоливший богов оживить ее для себя), или

эффект Розенталя. Американский психолог Розенталь (1966) назвал

так явление, при котором экспериментатор, убежденный в обоснован-

ности своей гипотезы, непроизвольно действует так, чтобы она полу-

чила фактическое подтверждение. Как пишут Росс и Нисбетт,114 уче-

ные-бихевиористы115 зачастую игнорировали факты, противоречащие

их теории стимул —реакция, например такие, как нелинейность,

прерывистость (скачкообразность) процесса обучения, неадекват-

ность реакции стимулу у разных испытуемых, влияние на поведение

одновременно многих факторов, невсеобъемлемость постулата Уот-

сона о возможности кого угодно обучить чему угодно.

Эффект первого впечатления —при оценке личности или черт ха-

рактера человека наибольшее значение часто придается первому впе-

чатлению, а все последующие сведения, противоречащие ему, игно-

рируются. Первичность против вторичности:116 предъявление одного

и того же списка качеств в разном порядке доказывает большую от-

носительную силу влияния первых характеристик перед вторыми.

Но если между предъявлениями блоков информации есть временной

разрыв, то реакция осуществляется на более позднюю информацию.

Фундаментальная ошибка атрибуции, приписывания причин поведе-

ния —игнорирование влияния ситуации, гипертрофирование роли

личностных качеств (диспозиции), предубеждений, эффекта первого

впечатления.

Эффект Барнума (основатель знаменитого американского цирка):

каждую минуту на свет рождается простофиля. Это склонность людей

принимать за чистую монету описания или общие оценки своей лич-

ности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или

ритуальным соусом. Этим пользуются, в частности, астрологи.

Знание этих эффектов помогает понять роль психологии и социаль-

ной психологии в правильном, объективном восприятии действитель-

ности и понимании себя и других людей.