logo
культура

1.2. Национальные особенности культуры 21

альные потребности (т. е. для них пирамида потребностей, по сути,

завершается на третьем-четвертом уровне), что, кстати, говорит о

важности использования при работе с ними таких видов вознагражде-

ния, как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг.

Как различны мотивы поведения в разных странах, так же неодина-

ковы принципы этичного (напомним, этичный — это культурный в

узком смысле этого слова, т. е. включающий только духовные, нрав-

ственно-этические аспекты культуры) поведения в бизнесе, хотя мож-

но отметить и общее: ожидание честности, порядочности, уважения к

интересам партнера, компетентности.

Выпущенный в нашей стране в последние годы ряд книг из серии

Наши деловые партнеры содержит, в частности, примеры и нормы

этики делового общения в разных странах.

Например, как деловые партнеры американцы приучены: 1) доро-

жить данным словом; 2) оправдывать доверие партнера; 3) прибегать

к юридическим формам защиты своих интересов, очень тщательно со-

ставлять документы; 4) уважать профессионализм, высокую компе-

тентность; 5) точно соблюдать сроки и обязательства; 6) решать в пер-

вую очередь принципиальные вопросы, а доработку деталей поручать

исполнителям рангом ниже и юристам. Это вовсе не означает, что все

бизнесмены в Америке руководствуются этими этическими нормами;

не случайно совместная работа, посвященная психологии российско-

американского делового партнерства, называется Акулы и дельфи-

ны.8 В бизнесе любой страны в избытке акул, но общение с ними, как

правило, непродолжительно, ограничивается одним контактом. Аку-

ла бизнеса обычно не осознает, что основа устойчивого успеха — дли-

тельные и постоянные деловые связи.

Приведем несколько положений, определяющих особенности япон-

ской национальной этики делового общения:

в деловых отношениях японцы стремятся установить личные вза-

имоотношения, неформальным связям придают не меньшее зна-

чение, чем официальным, поэтому первый контакт лучше осуще-

ствлять по рекомендации известного японской фирме лица;

создается впечатление, что для японцев важнее сам процесс перего-

воров, чем их результат, однако это лишь стремление создать ат-

мосферу сотрудничества, что не так-то просто с незнакомыми

людьми, тем более представителями другой культуры. Именно по-

этому решение проблем начинается с простых вопросов, по кото-

рым нетрудно прийти к согласию, и именно поэтому деловые встре-

чи часто происходят в неформальной обстановке, в ресторане;