logo
культура

54 Глава 2. Корпорация в восприятии объектов ее интересов

руководителя, педагога мы ждем уверенности в себе, убежденности в

правильности решения и высказываемого им мнения.

В отечественной литературе по социальной психологии проблема

передачи информации деловому партнеру рассматривается как один из

аспектов целостного процесса общения.

Коммуникативная сторона общения связана с обменом информаци-

ей, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хо-

тим передать это партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию

в форме понимания, одобрения, изменения его мнения, настроения, по-

ведения. Успех такой передачи зависит от ряда факторов, связанных с

особенностями и уникальностью наших личностных свойств, психиче-

ских процессов.

Знания в области психологии и умение применять их в практике дело-

вого общения —очевидный фактор успеха в деловой сфере. В частности,

следует отметить некоторые рекомендации, связанные с техникой и ме-

тодами повышения эффективности коммуникаций. Эти методы связаны

с явлениями суггестии (внушения) и контрсуггестии (защиты от вну-

шения), наличием достаточно известных барьеров на пути понимания

партнерами друг друга и способов преодоления этих барьеров. С этими

же явлениями мы встретимся и при рассмотрении проблем подготовки и

проведения деловых бесед.

Итак, о барьерах непонимания. Эти барьеры срабатывают как бы ав-

томатически, независимо от нашей воли. Внешние барьеры —это некие

фильтры недоверия к говорящему, например чувство опасности, трево-

ги, отсекающие или затрудняющие прием информации. Вообще, дове-

рие к говорящему —определяющий фактор суггестии. Препятствием

коммуникации могут служить и внутренние барьеры, к примеру нрав-

ственный, не позволяющий касаться предлагаемой темы, или барьер,

связанный с нашим эмоциональным и физическим состоянием.

Барьером непонимания может служить недостаток авторитета суг-

гестора или того, на кого он ссылается, в глазах воспринимающего. Чело-

век доверяет, как правило, тому, кто для него является авторитетом, реп-

резентантом, и не доверяет тем, у кого в его глазах нет авторитета. Основа

авторитета —статус, принадлежность к авторитетной социальной груп-

пе, привлекательность, хорошее отношение к нам (социально-перцеп-

тивный авторитет). К просто социальным авторитетам относятся Бог,

монарх, харизматическая личность национального масштаба.

Несколько барьеров непонимания связаны с формой и методами по-

дачи информации и поэтому рассматриваются также и в курсе ритори-

ки. Речь идет о: