logo
культура

26 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫

разие и капризы русской природы, сочетание короткого лета и длинной

осени и зимы, лесное окружение. Отсюда, по его мнению, проистекают

такие противоречия в русском характере, как отвага и безрассудство,

способность к напряженному труду и длительному бездействию, отсут-

ствие привычки к ровному, постоянному труду, замкнутость и осторож-

ность, осмотрительность, склонность к колебаниям, крепость задним

умом. По-видимому, не последнюю роль сыграло и существование рос-

сийского общества в условиях системоцентризма, когда интересы сис-

темы, государства и его представителей ставились выше интересов лич-

ности. По представлениям ученых-психологов А. Петровского и М.

Ярошевского, основные составляющие менталитета советского чело-

века — блокадное сознание (жизнь страны во вражеском окружении),

семейная стриптизация (семейные конфликты зачастую разбирались

в общественных организациях типа парткомов и профкомов), ханжес-

кая десексуализация (...в Советском Союзе секса нет) и при этом — гостеприимство, отсутствие национального чванства, потребность в за-

щите Родины.

В основе российских представлений о добре и зле лежат постулаты

ортодоксальной ветви христианства —православия, этой религии бед-

ных, в которой одной из истин провозглашается вечный ад для богатых и

рай для материально бедных, но высоких духовно. Упрощенное народ-

ное сознание принимало за добродетель материальную бедность, зачас-

тую не обращая внимания на требование духовного развития личности.

Так складывалось негативное отношение к богатству, обосновывалась

уравниловка, формировалась психология расчета на высшую милость,

предпочтение общей бедности социально-экономическому неравенству.

Рациональным зерном здесь представляется требование духовного со-

вершенства, развитие в себе черт самоотверженности вплоть до самоот-

решенности, любви к ближнему и Богу, предпочтения духовного богат-

ства материальному.

В то же время протестантские направления католицизма, возник-

шие в эпоху развития капитализма, поощряют и считают богоугодным

делом преумножение богатства, если Бог дал такой талант, но это бо-

гатство должно быть нажито честным трудом, а его владелец не дол-

жен забывать о тех, кто не в состоянии обеспечить себе достойное су-

ществование, и щедро с ними делиться.

Приведем здесь так называемое Золотое правило общения, сфор-

мулированное в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа: Итак

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и

вы с ними...17