logo
культура

2.1. Понятие, свойства, проблемы и барьеры восприятия 51

ения, знаний и т. п., а также и от работы подсознания (на этом

свойстве восприятия основаны, в частности, проективные тесты);

осмысленности и обобщенности, когда мы в состоянии на основе

фрагментов увидеть целое;

константности, т. е. относительного постоянства воспринимае-

мой величины, формы и цвета предмета при изменении расстоя-

ния до него, ракурса, освещенности.

Восприятие —саморегулирующееся действие, в котором принимает

участие сознание человека.

Многообразны ошибки восприятия, искажения восприятия. По-

скольку в процессе восприятия участвует наше сознание, мы часто ви-

дим не то, что есть на самом деле, а то, что нам хотелось бы увидеть.

Виды восприятия в зависимости от объекта отражения: восприятие

величины, формы, объемности, удаленности, а также восприятие вре-

мени, движения, восприятие человека человеком.

В последнем случае (при восприятии человека человеком) очень

сложно что-либо определить, систематизировать, поскольку здесь в

наибольшей степени проявляется субъективность, уникальность и во-

обще личность воспринимающего как психологическое, так и социаль-

ное явление. Этот вид восприятия имеет место в таком виде деятельно-

сти, как общение. Для анализа и прогнозирования предстоящего

делового общения специалисты в области социальной психологии, та-

кие как Г. М. Андреева31, Ю. С. Крижанская, В. И. Третьяков32, реко-

мендуют выделять и рассматривать три взаимосвязанных аспекта, три

элемента, три стороны процесса общения: перцептивную, коммуника-

тивную и интерактивную.

Перцептивная сторона общения связана с восприятием партнера

(перцепция —восприятие), впечатлением от него, и позволяет рассмот-

реть факторы, влияющие на это восприятие, на установку, на отношение

к партнеру. В рамках перцептивного аспекта общения можно проанали-

зировать факторы, влияющие на формирование первого впечатления,

факторы, влияющие на впечатление при длительном общении, можно

проанализировать также влияние на восприятие контекста, обстоя-

тельств и ситуации общения и способа самоподачи партнера.

Первое впечатление направлено на выявление таких принципиаль-

ных качеств партнера, как свой—чужой, полезный—бесполезный,

хороший—плохой и других, определяющих возможность развития

процесса общения. От восприятия этих качеств зависит наше поведе-

ние и ожидание поведения партнера. Эти качества и последующее от-