logo
культура

72 Глава 2. Корпорации в восприятии обьектов ее интересов

правил политкорректности, в электронной почте выражались жестко

и откровенно. Сотрудники Microsoft говорили о "наездах", обещали

кому-то "перекрыть кислород", наполовину шутя, наполовину все-

рьез рассуждали о "войне" и "джихаде" против конкурентов. Пресло-

вутое "похоронить Netscape" отнюдь не являлось самым сильным вы-

ражением в адрес этой фирмы. У противников Билла Гейтса сразу

прибавилось серьезных аргументов в судебных спорах45.

Согласно судебному решению, компания Microsoft, вынуждена пе-

редать государству солидную часть своих акций и подвергнуться про-

цедуре демонополизации, принудительному разделению на несколько

отдельных фирм.

Как говорили древние римляне: Закон суров, но это —закон.

Суть проблемы —не только нарушение антимонопольного законо-

дательства, но и перехват рынка у другой компании: Microsoft включи-

ла в состав своего продукта (Windows-98) программное обеспечение

для работы в сетях Интернет, что раньше являлось продукцией

Netscape. С точки зрения потребителей, это удобно: приобрели компью-

тер с ОС Windows —и сразу входите в сеть. Но нарушено право компа-

нии Netscape на свободную реализацию своей продукции, по сути, под

вопрос поставлено само существование этой фирмы.

Кроме того, выяснилось, что монопольное положение на рынке

операционных систем негативно сказалось на качестве продукции

Microsoft. Корпорация удобно устроилась, выдавая каждые два

года новую версию ОС Windows, чем обеспечила себе постоянный

спрос на продукцию, но огрехи в ее продукте привели, в частности, к

почти полной незащищенности системы от вирусов, а это уже удар по

потребителю.

Корпорация, повторим, особенно монополист, всегда решает этиче-

скую дилемму: сделать продукцию дешевле и поскорее запустить ее на

рынок, получив сверхприбыль, либо постараться обеспечить высокое

качество и надежность, но потерять часть выгоды. Выбор стратегии во

многом зависит от уровня корпоративной культуры и социальной от-

ветственности.

Пример с корпорацией Microsoft —это пример кризиса на ровном ме-

сте, одной из причин которого являлась наглая демонстрация моно-

польного поведения. Компания показала себя недостаточно этичной и в

то же время достаточно лицемерной. К подобному развитию событий она

явно не была готова, такая ситуация не прогнозировалась. Так недоста-

ток корпоративной культуры и отсутствие антикризисной стратегии на-

несли крупнейшей процветающей компании мира колоссальный ущерб.