logo search
ТОМ 1

4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций

В настоящее время в Российской Федерации функционирует единая государственная система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. (Структура единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций приведена на рис. 4.2.1).

Организация и обучение населения в области ГО и защиты от ЧС осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», постановлений Правительства РФ от 24.06.1995 г. №738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС», от 2.11.2000 г. №841 « Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» и Организационных указаний по обучению населения РФ в области ГО и защиты от ЧС на 2001-2005 годы.

В зависимости от степени участия населения в выполнении задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а следовательно и требований к уровню знаний, умений и навыков его обучение организовано по следующим группам:

Рассмотрим более подробно порядок обучения перечисленных групп обучаемых в области ГО и защиты от ЧС.

Подготовка должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС осуществляется путем:

Организуя подготовку (переподготовку) и повышение квалификации должностных лиц и специалистов, работников гражданской обороны и РСЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций Вы тем самым способствуете реализации центрального звена нашей территориальной политики - повышению роли, ответственности и профессионализма руководителей всех уровней в комплексном решении проблем гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижению потерь и ущерба при их возникновении.

Основной целью подготовки этой группы обучаемых является выработка необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по гражданской обороне, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и умело руководить работами по их выполнению, а также привитие практических навыков по руководству действиями личного состава гражданских организаций гражданской обороны.

Главное внимание в ходе обучения необходимо сосредоточить на:

Обучение этой группы населения проводится:

а) в Академии гражданской защиты по:

б) в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по:

При обучении должностных лиц и специалистов, как показывает опыт, повсеместно широко используется выездной метод обучения.

На наш взгляд, данный метод в современной экономической ситуации оправдан. Резко возрастает наполняемость групп, поскольку на обучение привлекается весь руководящий состав города (района) и организаций, учитываются их особенности, решается финансовая сторона вопроса (привлекаются бюджетные средства муниципальных образований).

Но выездному методу присущи и серьезные издержки. Не высок уровень материально-технического и компьютерного обеспечения учебного процесса, изначально упрощается его практическо-прикладная направленность, сокращаются сроки обучения. Поэтому нельзя безоглядно подменять выездным методом подготовку обучаемых непосредственно в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны.

Особо хотелось бы остановиться на проблемах подготовки руководителей гражданской обороны и РСЧС высшего звена.

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 предусматривает в качестве основной формы обучения для начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне, изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне и личное участие в практических мероприятиях по гражданской обороне (сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне).

Нам представляется целесообразным, что готовить руководителей гражданской обороны и РСЧС высшего звена необходимо сразу после их избрания (назначения) на руководящую должность, начиная с изучения ими состояния подчиненной системы гражданской обороны и РСЧС, добиться их обязательного участия в ежегодных плановых мероприятиях по гражданской обороне и деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для качественного решения этой задачи необходимо:

Уже в течении 2-х лет осуществляется повышение квалификации председателей КЧС субъектов Российской Федерации методом сборов в Академии гражданской защиты МЧС России, объемом 72 часа. Отрадно, что на 2003 учебный год заявки на подготовку этой категории руководителей РСЧС уже поступили более чем из 25 субъектов Российской Федерации.

Подготовка работников организаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны осуществляется путем:

Обучение руководителей формирований ГО осуществляется:

При подготовке руководителей формирований ГО особое внимание уделяется на выработку у них умений и навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к их применению, организацию выполнения поставленных задач и управление формированиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обучение личного состава формирований ГО осуществляется в организациях по месту работы по:

При подготовке личного состава гражданских организаций гражданской обороны следует добиваться усвоения наиболее эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований ГО, при выполнении задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

При проведении практических занятий и учений необходимо также обращать внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава формирований и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации чрез­вычайных ситуаций наиболее характерных для данной организации.

В настоящее время мы столкнулись с серьезной проблемой фактического отсутствия системы подготовки формирований гражданской обороны на малых предприятиях. Разукрупнение, акционирование, передача в частную собственность организаций привели к децентрализации управления. Сами по себе малочисленные предприятия не в состоянии на своей базе создавать формирования гражданской обороны. Создание же таковых на базе нескольких организаций, как правило, приводит к снижению ответственности должностных лиц этих организаций и к нарушению гибкости в управлении формированиями гражданской обороны. Проблематичным остается и вопрос обучения санитарных дружин в организациях. Вам нужно будет самым тщательным образом разобраться с этим вопросом.

Обучение работающего населения осуществляется путем:

Для проведения занятий в структурных подразделениях организаций и учебных заведениях создаются учебные группы.

К проведению занятий привлекаются должностные лица, инженерно-технические работники организаций, руководители цехов, участков, члены комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другие подготовленные лица.

С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников гражданской обороны организаций, перед началом нового учебного года проводятся одно-двух дневные сборы на базе учебно-методических центров по гражданской обороне, курсов гражданской обороны, в ходе которых отрабатывается методика проведения занятий и тренировок по тематике обучения.

Обучение осуществляется в организациях по рабочим программам, разработанным в организациях (на объектах экономики) в соответствии с Примерной программой обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Министром 9 июля 2001 года, и согласованным с органом управления по делам ГОЧС субъекта РФ (муниципального образования) в объеме 14 часов.

Обучение работников организаций проводится по решению руководителя организации как в рабочее время, так и без отрыва от основной производственной деятельности.

Обучение неработающего населения осуществляется по месту жительства путем:

Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществляется в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном порядке, в проведении "Дня защиты детей", в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

На всех уровнях планируются и проводятся полевые лагеря "Юный спасатель" и соревнования учащихся "Школа безопасности".

Обучение осуществляется:

На сегодняшний день, благодаря работе проведенной МЧС России, региональными центрами и органами управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, Минобразованием России принято решение о включении в Федеральный компонент Базисного учебного плана 12-летней школы самостоятельной образовательной области “Основы безопасности жизнедеятельности” и проведении эксперимента по структуре и содержанию этой образовательной области.

В 76 субъектах Российской Федерации курс “Основы безопасности жизнедеятельности” включен в региональные базисные учебные планы, разработаны рабочие региональные программы, в которых учтены особенности территорий (Сведения о включении курса ОБЖ в региональный компонент базисного учебного плана общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации отражены на рис. 4.2.2).

Но нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо активнее работать с органами управления образования на местах, с учебно-методическими советами по ОБЖ.

Одним из нерешенных вопросов в обучении студентов является выделение необходимого количества учебных часов на изучаемую дисциплину. Дефицит учебного времени присущ, прежде всего, тем из высших учебных заведений, где общепрофессиональная дисциплина БЖД игнорируется ректорами ВУЗов, что особенно характерно для учебных заведений гуманитарной направленности. Там, если и выделяются учебные часы на дисциплину БЖД, то в основном на вопросы охраны труда и экологии, что свидетельствует, прежде всего, о том, что сотрудники органов управления по делам ГОЧС на местах “не дошли” еще до этих учебных заведений и не установили тесного взаимодействия с ректоратом по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Конечно, при тесном контакте придется оказывать посильную помощь в создании учебной материальной базы, повышении квалификации преподавателей. Но без нашего вмешательства изменить негативное отношение к вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в таких Вузах не удастся.

Масштабность и сложность задач по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера предъявляет повышенные требования к пропаганде знаний в области защиты населения. Это очень важный и ответственный участок работы органов управления по делам ГОЧС. Особенно это актуально для неработающего населения, сезонных рабочих и рабочих мелких сельхозпредприятий, число которых в последнее время значительно возросло.

Пропаганда знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций призвана:

Успех пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций во многом зависит от умелой ее организации на местах, широком использовании различных форм и методов ее проведения и активном применении современных и перспективных средств массовой информации и технических средств пропаганды.

В целях совершенствования пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС, необходимо:

Основной причиной неадекватных действий должностных лиц ГО и РСЧС и населения в чрезвычайных ситуациях, приводящих к увеличению количества человеческих жертв и материального ущерба, является их некомпетентность. Совершенствование организации, а также изыскание новых форм и методов их подготовки приобретают сегодня решающее значение и является важным и ответственным участком вашей работы в комплексном решении проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера с учетом местных условий.

И от вашей инициативы, новаторства и настойчивости зависит положение дел на этом направлении.