logo search
культура

94 Глава 2. Корпорация в восприятии объектов ее интересов

зическому и психическому состоянию работников общего рабочего

окружения организации.64 Этот параметр отражает восприятие людь-

ми условий труда и жизни в организации: удовлетворенность трудом,

удовлетворенность стимулированием, руководством, пребыванием в

коллективе, наличие чувства безопасности, уверенности работников в

будущем, гордость за свою работу и организацию и т. д.

Основные усилия по повышению КТЖ акцентируются на улучше-

нии рабочей среды, повышении уровня квалификации сотрудников,

снижении профессиональных стрессов и развитии отношений рабо-

чие—менеджмент.

В состав показателей, определяющих уровень КТЖ, включаются сте-

пень открытости коммуникаций, справедливость системы вознагражде-

ний, уровень обеспечения безопасных условий труда, продвижение по ка-

рьерной лестнице и участие в принятии решений. Предполагается, что

работники играют основную роль в процессе создания конечного продук-

та и получают новые возможности для реализации своих способностей.

Восприятие стимулирования, в частности размера оплаты труда, за-

висит от многих факторов. Один из них —субъективное восприятие

уровня затрат и оплаты в сравнении с субъективной же оценкой затрат

и вознаграждения других. Сравнивать можно со средним уровнем зар-

платы в стране или отрасли, в регионе, в соседней организации, в сосед-

нем подразделении, на соседнем рабочем месте. Не вдаваясь в подроб-

ности экономики труда, обратим внимание на проблему восприятия

материального и морального вознаграждения за труд.

Один из аспектов этой проблемы —восприятие работниками норм

трудозатрат, устанавливаемых организацией. Как показывает практи-

ка советских времен, ужесточение их воспринималось работниками

негативно, поскольку происходило неожиданно, нарушало планы работ-

ников на дополнительные доходы при перевыполнении заданий и спо-

собствовало установлению барьеров непонимания между администра-

цией и работниками. В первом приближении, ужесточение норм вообще

не может работниками восприниматься позитивно. Однако это не всегда

так. Комплекс мероприятий, включаемых в системы с уплотненной тех-

нологией или системы с горизонтальными коммуникациями на ведущих

японских предприятиях, формирует заинтересованность работников в

экономии всех видов затрат, включая трудовые (об этих системах см. в

разделе 3). Снижает негативную реакцию работников и так называемый

выкуп норм, который осуществляют американские компании, приме-

няющие систему оплаты труда Импрошейр. В системе Импрошейр

для каждого вида продукции определяется норма трудозатрат и базис-