logo search
ТОМ 1

3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа

В Российской Федерации в 1997 году принят Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. №779 Федеральный горный и промышленный надзор России определён Федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Прежде, чем рассмотреть задачи, структуру Госгортехнадзора России – небольшая историческая справка.

Надзор за промышленной безопасностью и горный надзор имеют в России давние традиции. 10 декабря 1719 г. Указом Петра I была учреждена Берг-Коллегия, с целью обеспечить развитие горного дела в России, а также руководство и надзор за горнозаводской промышленностью. С этого времени «рудосыскные», как и все другие «дела горной части», были изъяты из компетенции местных властей и началось формирование отечественной горной администрации с ее собственными местными органами для управления наземными горными заводами и надзора за частновладельческими. Первоначально предметом горного надзора было: соблюдение права собственности на недра, уплата горной подати, а, следовательно, и объемы используемого сырья и продукции, обязательные поставки золота и серебра в казну, порядок разработки месторождений и т.п. В IV пункте Указа говорилось об обязанности Берг-Коллегии способствовать решению технических вопросов: «Берг-Коллегиум имеет… всякие способы показать, каким образом с тою рудою и минералами наилучше поступать, и в доброе и неубыточное состояние произвести».

В декабре 2001 г. Госгортехнадзору России исполнилось 282 года.

В Советское время, в Российской Федерации задачи, объекты надзора, структура, наименование контрольного органа неоднократно изменялись. Так, Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. №448 утверждено «Положение о Государственном Комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР».

Согласно Распоряжения Президента РФ №137-рп от 31 декабря 1991 г. были образованы Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, что положило конец их недолгому объединению (1989 г.) в единый надзорный орган - Госпроматомнадзор СССР и Государственный Комитет по надзору за безопасным проведением работ в промышленности и горному надзору был переподчинен Президенту.

Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. №234 было утверждено «Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России», которое действовало до недавнего времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. №841 утверждено "Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре".

1. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляю­щим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и над­зорные функции в области промышленной безопас­ности, а также в пределах своей компетенции в об­ласти использования и охраны недр.

Федеральный горный и промышленный надзор России является специально уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти в облас­ти промышленной безопасности.

2. Федеральный горный и промышленный надзор России руководствуется в своей деятельности Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, постановлениями и распоряже­ниями Правительства Российской Федерации, а так­же настоящим Положением.

3. Федеральный горный и промышленный надзор России осуществляет свою деятельность как непос­редственно, так и через свои территориальные орга­ны во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организация­ми и общественными объединениями.

4. Основными задачами Федерального горного и промышленного надзора России являются:

    1. организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организа­циями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производ­ственных объектов требований промышленной без­опасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в соот­ветствующих нормативных технических документах;

    2. организация и осуществление государственно­го надзора за безопасным ведением работ, связан­ных с пользованием недрами (далее именуется — государственный горный надзор), в том числе при геологическом изучении недр, в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмот­ренных законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влия­ния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; осу­ществление в пределах своей компетенции государ­ственного контроля за рациональным использовани­ем и охраной недр (за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых);

    3. координация деятельности по применению тех­нических устройств на опасных производственных объектах, а также осуществление контроля за этой деятельностью;

    4. организация и осуществление государственно­го надзора за соблюдением требований безопас­ности при транспортировании опасных веществ под­надзорными организациями;

    5. организация и осуществление нормативного регулирования и государственного надзора в облас­ти безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленно­го назначения в поднадзорных организациях;

    6. организация и осуществление государственно­го пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ в поднадзорных организа­циях;

    7. осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений по поднадзорным организациям, объектам и работам;

    8. осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования технической без­опасности на опасных производственных объектах при использовании атомной энергии;

    9. координация разработки и осуществления мер по предупреждению аварий и производственного травматизма на опасных производственных объек­тах, а также по обеспечению сохранности взрывча­тых материалов промышленного назначения.

Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор за состоянием безопасности:

Структура Госгортехнадзора

Начальник Госгортехнадзора – Кульечев Владимир Михайлович. Он назначен на эту должность распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2000 г. №863-Р. Кульечев родился в 1948 году. Занимал должности: заведующий отделом Совета Министров СССР, руководителя секретариата заместителя председателя Правительства РФ, заместителя Министра по ЧС.

Первый заместитель начальника – один.

Заместитель начальника – два.

Управления:

Госгортехнадзор России реализует возложенные на него функции через подведомственные ему территориальные органы (управления округов, управления и инспекции), которые вместе с центральным аппаратом составляют единую систему Федерального горного и промышленного надзора России. Сформирована по региональному принципу с учетом индустриального развития территорий и включает в себя 24 управления округов, 16 управлений с более чем 400 территориальными инспекциями, а также 7 инспекций. Общая численность работников Госгортехнадзора России составляет 5000 человек.

Рис. 3.4.1 Структура Управления Енисейского округа Госгортехнадзора России

Структура Управления Енисейского округа Госгортехнадзора России, представленная на рис. 3.4.1, включает в себя 14 отраслевых и межотраслевых районных инспекций с общей численностью сотрудников 156 чел., в том числе 102 государственных инспектора. Под контролем округа находится более 2200 предприятий и организаций, около 40 тыс. производственных объектов.

Федеральный горный и промышленный надзор России в пределах своей компетенции имеет право:

  1. осуществлять государственный надзор и конт­роль по вопросам, отнесенным к его ведению. В этих целях должностные лица Федерального горно­го и промышленного надзора России имеют право беспрепятственно посещать поднадзорные органи­зации и объекты (в том числе в установленном по­рядке режимные) независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

  2. запрашивать у федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местно­го самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к его ком­петенции;

  3. издавать в установленном порядке норматив­ные правовые акты, нормативно-технические и ме­тодические документы, обязательные для исполне­ния юридическими и физическими лицами на терри­тории Российской Федерации, техническую, информационно-справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции;

  4. рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

  5. направлять материалы о нарушениях законода­тельства Российской Федерации в области промыш­ленной безопасности и законодательства Российской Федерации о недрах в правоохранительные органы и суды;

  6. давать в пределах своих полномочий указания о необходимости осуществления экспертизы про­мышленной безопасности, а также в пределах сво­ей компетенции назначать проведение экспертизы в области использования и охраны недр и привлекать в установленном порядке специалистов для прове­дения этих экспертиз;

  7. в установленном порядке принимать меры по устранению нарушений правил, норм и стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых, по охране недр, безопасному ведению работ при геологическом изучении недр, а также выдавать предписания об устранении нарушений тре­бований промышленной безопасности и о приоста­новке работ, ведущихся с нарушением указанных требований, в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации;

  8. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные орга­ны и находящиеся в его ведении организации, гото­вить предложения о создании, реорганизации и лик­видации в установленном порядке находящихся в его ведении государственных унитарных предприятий.