3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
В Российской Федерации в 1997 году принят Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. №779 Федеральный горный и промышленный надзор России определён Федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Прежде, чем рассмотреть задачи, структуру Госгортехнадзора России – небольшая историческая справка.
Надзор за промышленной безопасностью и горный надзор имеют в России давние традиции. 10 декабря 1719 г. Указом Петра I была учреждена Берг-Коллегия, с целью обеспечить развитие горного дела в России, а также руководство и надзор за горнозаводской промышленностью. С этого времени «рудосыскные», как и все другие «дела горной части», были изъяты из компетенции местных властей и началось формирование отечественной горной администрации с ее собственными местными органами для управления наземными горными заводами и надзора за частновладельческими. Первоначально предметом горного надзора было: соблюдение права собственности на недра, уплата горной подати, а, следовательно, и объемы используемого сырья и продукции, обязательные поставки золота и серебра в казну, порядок разработки месторождений и т.п. В IV пункте Указа говорилось об обязанности Берг-Коллегии способствовать решению технических вопросов: «Берг-Коллегиум имеет… всякие способы показать, каким образом с тою рудою и минералами наилучше поступать, и в доброе и неубыточное состояние произвести».
В декабре 2001 г. Госгортехнадзору России исполнилось 282 года.
В Советское время, в Российской Федерации задачи, объекты надзора, структура, наименование контрольного органа неоднократно изменялись. Так, Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. №448 утверждено «Положение о Государственном Комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР».
Согласно Распоряжения Президента РФ №137-рп от 31 декабря 1991 г. были образованы Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, что положило конец их недолгому объединению (1989 г.) в единый надзорный орган - Госпроматомнадзор СССР и Государственный Комитет по надзору за безопасным проведением работ в промышленности и горному надзору был переподчинен Президенту.
Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. №234 было утверждено «Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России», которое действовало до недавнего времени.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. №841 утверждено "Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре".
1. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр.
Федеральный горный и промышленный надзор России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
2. Федеральный горный и промышленный надзор России руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Федеральный горный и промышленный надзор России осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
4. Основными задачами Федерального горного и промышленного надзора России являются:
организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в соответствующих нормативных технических документах;
организация и осуществление государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее именуется — государственный горный надзор), в том числе при геологическом изучении недр, в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр (за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых);
координация деятельности по применению технических устройств на опасных производственных объектах, а также осуществление контроля за этой деятельностью;
организация и осуществление государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ поднадзорными организациями;
организация и осуществление нормативного регулирования и государственного надзора в области безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения в поднадзорных организациях;
организация и осуществление государственного пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ в поднадзорных организациях;
осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений по поднадзорным организациям, объектам и работам;
осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования технической безопасности на опасных производственных объектах при использовании атомной энергии;
координация разработки и осуществления мер по предупреждению аварий и производственного травматизма на опасных производственных объектах, а также по обеспечению сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения.
Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор за состоянием безопасности:
в угольной. В угольной промышленности надзор осуществляется на 5125 объектах, в т.ч. 249 угольных и сланцевых шахт, 138 угольных и сланцевых разрезов, 88 обогатительных фабрик;
горнорудной, химической, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей, оборонной промышленности;
за изготовлением и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением;
проектированием, строительством и эксплуатации магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов;
227,4 тыс. км магистральных трубопроводов, из которых газопроводы составляют 157 тыс. км, нефтепроводы – 47 тыс.км, нефтепродуктопроводы и конденсатопроводы – 22 тыс.км, аммиакопровод – 1,42 тыс.км (российская часть);
безопасностью перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом;
разработкой и изготовлением оборудования для потенциально опасных производств;
на химических производствах повышенной опасности и где применяются промышленные взрывчатые материалы;
на предприятиях по переработке и хранению зерна;
при геологоразведочных и других горных работах;
на объектах, использующих природный газ;
в области охраны недр, включая переработку минерального сырья.
Структура Госгортехнадзора
Начальник Госгортехнадзора – Кульечев Владимир Михайлович. Он назначен на эту должность распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2000 г. №863-Р. Кульечев родился в 1948 году. Занимал должности: заведующий отделом Совета Министров СССР, руководителя секретариата заместителя председателя Правительства РФ, заместителя Министра по ЧС.
Первый заместитель начальника – один.
Заместитель начальника – два.
Управления:
техническое управление;
управление по надзору в угольной промышленности;
управление по надзору в горнорудной промышленности (отделы: по рудной промышленности; по взрывным работам и изготовлением взрывчатых веществ; по нерудной промышленности и спецработам);
управление по надзору за охраной недр и геологомаркшейдерскому контролю (маркшейдер – горный инженер или техник, специалист по маркшейдерии. Маркшейдерия – отрасль горной науки и техники, заключающаяся в ведении пространственно-геометрических измерений (маркшейдерских съемок) в недрах земли и на соответственных участках ее поверхности с последующим изображением их на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах);
управление по надзору в нефтяной и газовой промышленности;
управление по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (отдел химических и нефтехимических производств);
отдел нефтеперерабатывающих производств, отдел спецхимии).
управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями (отделы: отдел по надзору в металлургической промышленности; отдел газового надзора; отдел по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна; отдел по надзору на железнодорожном транспорте).
Госгортехнадзор России реализует возложенные на него функции через подведомственные ему территориальные органы (управления округов, управления и инспекции), которые вместе с центральным аппаратом составляют единую систему Федерального горного и промышленного надзора России. Сформирована по региональному принципу с учетом индустриального развития территорий и включает в себя 24 управления округов, 16 управлений с более чем 400 территориальными инспекциями, а также 7 инспекций. Общая численность работников Госгортехнадзора России составляет 5000 человек.
Рис. 3.4.1 Структура Управления Енисейского округа Госгортехнадзора России
Структура Управления Енисейского округа Госгортехнадзора России, представленная на рис. 3.4.1, включает в себя 14 отраслевых и межотраслевых районных инспекций с общей численностью сотрудников 156 чел., в том числе 102 государственных инспектора. Под контролем округа находится более 2200 предприятий и организаций, около 40 тыс. производственных объектов.
Федеральный горный и промышленный надзор России в пределах своей компетенции имеет право:
осуществлять государственный надзор и контроль по вопросам, отнесенным к его ведению. В этих целях должностные лица Федерального горного и промышленного надзора России имеют право беспрепятственно посещать поднадзорные организации и объекты (в том числе в установленном порядке режимные) независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;
запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции;
издавать в установленном порядке нормативные правовые акты, нормативно-технические и методические документы, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, техническую, информационно-справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции;
рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;
направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о недрах в правоохранительные органы и суды;
давать в пределах своих полномочий указания о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции назначать проведение экспертизы в области использования и охраны недр и привлекать в установленном порядке специалистов для проведения этих экспертиз;
в установленном порядке принимать меры по устранению нарушений правил, норм и стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, по охране недр, безопасному ведению работ при геологическом изучении недр, а также выдавать предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности и о приостановке работ, ведущихся с нарушением указанных требований, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, готовить предложения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке находящихся в его ведении государственных унитарных предприятий.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература