logo search
ТОМ 1

Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1

Утверждено постановлением

Правительства Российской Федерации

от 3 декабря 2001 г. № 841

1. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляю­щим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и над­зорные функции в области промышленной безопас­ности, а также в пределах своей компетенции в об­ласти использования и охраны недр.

Федеральный горный и промышленный надзор России является специально уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти в облас­ти промышленной безопасности.

2. Федеральный горный и промышленный надзор России руководствуется в своей деятельности Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, постановлениями и распоряже­ниями Правительства Российской Федерации, а так­же настоящим Положением.

3. Федеральный горный и промышленный надзор России осуществляет свою деятельность как непос­редственно, так и через свои территориальные орга­ны во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организация­ми и общественными объединениями.

4. Основными задачами Федерального горного и промышленного надзора России являются:

1) организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организа­циями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производ­ственных объектов требований промышленной без­опасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в соот­ветствующих нормативных технических документах;

2) организация и осуществление государственно­го надзора за безопасным ведением работ, связан­ных с пользованием недрами (далее именуется — государственный горный надзор), в том числе при геологическом изучении недр, в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмот­ренных законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влия­ния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; осу­ществление в пределах своей компетенции государ­ственного контроля за рациональным использовани­ем и охраной недр (за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых);

3) координация деятельности по применению тех­нических устройств на опасных производственных объектах, а также осуществление контроля за этой деятельностью;

4) организация и осуществление государственно­го надзора за соблюдением требований безопас­ности при транспортировании опасных веществ под­надзорными организациями;

5) организация и осуществление нормативного регулирования и государственного надзора в облас­ти безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленно­го назначения в поднадзорных организациях;

6) организация и осуществление государственно­го пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ в поднадзорных организа­циях;

7) осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений по поднадзорным организациям, объектам и работам;

8) осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования технической без­опасности на опасных производственных объектах при использовании атомной энергии;

9) координация разработки и осуществления мер по предупреждению аварий и производственного травматизма на опасных производственных объек­тах, а также по обеспечению сохранности взрывча­тых материалов промышленного назначения.

5. Федеральный горный и промышленный надзор России в соответствии с возложенными на него за­дачами выполняет следующие функции:

1) участвует в пределах своей компетенции в раз­работке проектов законодательных и иных норма­тивных правовых актов, а также в подготовке пред­ложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

2) осуществляет в установленном порядке феде­ральный надзор в области промышленной безопас­ности, государственный горный надзор, в том числе при геологическом изучении недр, а также госу­дарственный контроль за соблюдением норм и пра­вил при составлении и реализации проектов по до­быче и переработке полезных ископаемых, исполь­зованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разрабатывает в установленном порядке фе­деральные целевые программы в области промыш­ленной безопасности и организует их выполнение;

4) участвует в пределах своей компетенции в раз­работке и согласовании приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в области промыш­ленной безопасности, использования и охраны недр;

5) осуществляет анализ достаточности принимае­мых поднадзорными организациями мер по предуп­реждению аварий, инцидентов и производственного травматизма на опасных производственных объек­тах, а также контроль за их выполнением;

6) устанавливает порядок проведения техничес­кого расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышлен­ного назначения, осуществляет техническое рассле­дование обстоятельств и причин аварий, случаев про­изводственного травматизма и утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в поднад­зорных организациях, а также анализ и разработку мер по их предупреждению;

7) осуществляет руководство созданием и дея­тельностью функциональной подсистемы контроля за химически- опасными и взрывоопасными объекта­ми в составе единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет в установленном порядке веде­ние государственного реестра опасных производ­ственных объектов;

9) разрабатывает предложения по совершенство­ванию государственной статистической отчетности в сфере деятельности, отнесенной к его компетен­ции, обеспечивает в установленном порядке обоб­щение и представление государственной статисти­ческой отчетности;

10) разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно-технические и методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции;

11) формирует и представляет в специально упол­номоченный государственный орган, осуществляю­щий управление использованием и охраной водного фонда, материалы по поднадзорным гидротехничес­ким сооружениям для ведения соответствующего раздела Российского регистра гидротехнических сооружений, устанавливает порядок мониторинга состояния этих сооружений;

12) обеспечивает контроль за соблюдением под­надзорными организациями порядка ввоза в Россий­скую Федерацию, вывоза из Российской Федера­ции и транзита по территории Российской Федера­ции взрывчатых материалов промышленного назначения;

13) участвует в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террори­стической деятельности;

14) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль и надзор за трансгранич­ными перевозками опасных отходов, проводит ре­гулярные и выборочные инспекции мест размеще­ния опасных отходов, объектов по их использова­нию и соответствующих грузов;

15) обеспечивает проверку выполнения поднад­зорными организациями установленных правил осу­ществления производственного контроля за соблю­дением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

16) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицен­зирование видов деятельности в области промыш­ленной безопасности, а также контроль за соблю­дением лицензиатами лицензионных требований и условий;

17) выдает в установленном порядке разрешения на применение конкретного вида (типа) технических устройств на опасных производственных объектах, ведет регистрацию этих устройств и осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий их при­менения;

18) выдает поднадзорным организациям разре­шения на применение взрывчатых материалов про­мышленного назначения и проведение работ с ука­занными материалами;

19) обеспечивает в пределах своей компетенции государственный надзор и контроль за безопаснос­тью поднадзорных гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуа­тацию, эксплуатации, реконструкции, восстановле­нии, консервации и ликвидации, а также организа­цию выполнения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических соору­жениях;

20) утверждает в установленном порядке декла­рации безопасности поднадзорных гидротехничес­ких сооружений, организует проведение государ­ственной экспертизы деклараций безопасности этих сооружений;

21) разрабатывает и утверждает совместно с фе­деральным органом исполнительной власти по воп­росам стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке перечень подлежащих сер­тификации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и правила про­ведения указанной сертификации;

22) проводит аккредитацию организаций, осу­ществляющих сертификацию технических уст­ройств, применяемых на опасных производствен­ных объектах;

23) определяет порядок продления срока безо­пасной эксплуатации технических устройств, обору­дования и сооружений, используемых на опасных производственных объектах;

24) определяет в предусмотренных законода­тельством Российской Федерации в области про­мышленной безопасности случаях обязательность разработки деклараций промышленной безопас­ности опасных производственных объектов, пере­чень сведений, содержащихся в декларации и информационном листе (приложение к декларации), и порядок их оформления, а также порядок осуще­ствления экспертизы декларации и требования к оформлению заключения экспертизы, контролиру­ет соблюдение установленного порядка представ­ления декларации;

25) устанавливает порядок осуществления экспер­тизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения указанной экспертизы;

26) устанавливает и контролирует порядок подго­товки и аттестации руководителей, специалистов и рабочих поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности;

27) назначает своих представителей для участия в приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов в поднадзорных организациях, участвует в работе комиссий по проведению испытаний в про­изводственных условиях взрывчатых материалов про­мышленного назначения, а также технических уст­ройств и оборудования, применяемых на опасных производственных объектах;

28) согласовывает нормативные правовые акты и нормативно-технические документы по вопросам промышленной безопасности, принимаемые феде­ральными органами исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или дру­гими нормативными правовыми актами предостав­лено право осуществлять отдельные функции нор­мативно-правового регулирования, специальные раз­решительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;

29) осуществляет надзор за отнесением произ­водств к соответствующим категориям опасных про­изводственных объектов, в том числе по признакам взрыво- и пожароопасности, за переводом произ­водств из одной категории в другую и за соответ­ствием применяемого на опасных производственных объектах оборудования определенной категории и группе взрывоопасных смесей и классу взрывоопас­ных зон, а также определяет категории шахт (руд­ников) по установленным признакам опасности;

30) осуществляет надзор за готовностью поднад­зорных организаций, горно-спасательных, газоспа­сательных и противофонтанных служб и формиро­ваний к локализации и ликвидации возможных ава­рий на опасных производственных объектах, согласовывает нормативы создания, показатели го­товности, а также табель оснащения горно-спаса­тельных служб и формирований;

31) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований (норм, пра­вил) по безопасному ведению работ и охране недр при реализации соглашений о разделе продукции;

32) определяет в пределах своей компетенции технические требования, подлежащие выполнению пользователями недр при ликвидации и консервации опасных производственных объектов по добыче по­лезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а так­же порядок ликвидации и консервации указанных объектов и сооружений;

33) в пределах своей компетенции согласовывает условия лицензий на пользование недрами, техни­ческие проекты на пользование участками недр и осуществляет в установленном порядке контроль за их соблюдением, а также согласовывает порядок уточнения границ горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, строитель­ства и эксплуатации подземных сооружений, не свя­занных с добычей полезных ископаемых;

34) участвует в отборе отработанных горных вы­работок и естественных подземных полостей для размещения в них объектов промышленного и ино­го назначения;

35) совместно с федеральным органом управле­ния государственным фондом недр выдает в уста­новленном порядке разрешения на застройку пло­щадей залегания полезных ископаемых и размеще­ние в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;

36) в установленном порядке согласовывает еже­годные планы горных работ и контролирует их вы­полнение, а также контролирует соблюдение уста­новленных нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке;

37) согласовывает порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и порядок списания их с государственного баланса;

38) согласовывает планы предупреждения и лик­видации аварийных разливов нефти и нефтепродук­тов на море, речных акваториях и во внутренних водоемах;

39) устанавливает порядок осуществления экспер­тизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы;

40) обеспечивает создание и функционирование государственной автоматизированной информацион­но-управляющей системы регулирования промыш­ленной безопасности;

41) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением правил обращения с ло­мом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;

42) информирует общественность о своей дея­тельности в области промышленной безопасности и по другим вопросам, отнесенным к его компе­тенции;

43) осуществляет международное сотрудничество в области промышленной безопасности и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, заклю­чает в установленном порядке международные до­говоры и выполняет международные обязательства Российской Федерации;

44) организует и обеспечивает подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации кадров цен­трального аппарата и территориальных органов Фе­дерального горного и промышленного надзора Рос­сии, а также находящихся в его ведении организаций;

45) разрабатывает и ежегодно представляет в ус­тановленном порядке при разработке проекта фе­дерального бюджета предложения о финансирова­нии деятельности Федерального горного и промыш­ленного надзора России;

46) осуществляет учет, хранение, использование и передачу в установленном порядке документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации;

47) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциаль­ного характера, осуществляет спецсвязь, а также мероприятия по организации мобилизационной под­готовки и гражданской обороне;

48) осуществляет руководство своими террито­риальными органами и находящимися в его ведении организациями, обеспечивает в установленном по­рядке методическое руководство ведением бухгал­терского учета, проведение проверок и ревизий, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной и иной деятельностью территориальных органов и находящихся в его ведении организаций;

49) разрабатывает и утверждает в установлен­ном порядке образцы и порядок ношения формен­ной одежды, знаков различия для работников цен­трального аппарата Федерального горного и про­мышленного надзора России и его территориальных органов.

6. Федеральный горный и промышленный надзор России в пределах своей компетенции имеет право:

1) осуществлять государственный надзор и конт­роль по вопросам, отнесенным к его ведению. В этих целях должностные лица Федерального горно­го и промышленного надзора России имеют право беспрепятственно посещать поднадзорные органи­зации и объекты (в том числе в установленном по­рядке режимные) независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

2) запрашивать у федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местно­го самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к его ком­петенции;

3) издавать в установленном порядке норматив­ные правовые акты, нормативно-технические и ме­тодические документы, обязательные для исполне­ния юридическими и физическими лицами на терри­тории Российской Федерации, техническую, информационно-справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции;

4) рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

5) направлять материалы о нарушениях законода­тельства Российской Федерации в области промыш­ленной безопасности и законодательства Российской Федерации о недрах в правоохранительные органы и суды;

6) давать в пределах своих полномочий указания о необходимости осуществления экспертизы про­мышленной безопасности, а также в пределах сво­ей компетенции назначать проведение экспертизы в области использования и охраны недр и привлекать в установленном порядке специалистов для прове­дения этих экспертиз;

7) в установленном порядке принимать меры по устранению нарушений правил, норм и стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых, по охране недр, безопасному ведению работ при геологическом изучении недр, а также выдавать предписания об устранении нарушений тре­бований промышленной безопасности и о приоста­новке работ, ведущихся с нарушением указанных требований, в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации;

8) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные орга­ны и находящиеся в его ведении организации, гото­вить предложения о создании, реорганизации и лик­видации в установленном порядке находящихся в его ведении государственных унитарных предприятий.

7. Федеральный горный и промышленный надзор России возглавляет начальник, назначаемый на дол­жность и освобождаемый от должности Правитель­ством Российской Федерации.

Начальник имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Прави­тельством Российской Федерации.

Количество заместителей начальника устанавлива­ется Правительством Российской Федерации.

8. Начальник Федерального горного и промыш­ленного надзора России:

1) осуществляет общее руководство деятельнос­тью Федерального горного и промышленного над­зора России на основе единоначалия и несет персо­нальную ответственность за выполнение возложен­ных на этот орган задач и осуществление им своих функций;

2) распределяет обязанности между своими за­местителями;

3) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального горного и про­мышленного надзора России, численность и фонд оплаты труда работников его территориальных орга­нов в пределах установленных Правительством Рос­сийской Федерации предельной численности и фон­да оплаты труда работников, а также смету расхо­дов на их содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год ассигнований на государственное управление;

4) в установленном порядке назначает на долж­ность и освобождает от должности работников цен­трального аппарата Федерального горного и про­мышленного надзора России и руководителей его территориальных органов, определяет их должнос­тные обязанности, применяет к ним меры дисципли­нарного воздействия;

5) в установленном порядке утверждает уставы находящихся в его ведении государственных учреж­дений, государственных унитарных предприятий и организаций, назначает на должность и освобожда­ет от должности их руководителей, заключает, из­меняет и расторгает договоры (контракты) с ними;

6) участвует в пределах своей компетенции в оп­ределении перечня сведений, составляющих госу­дарственную тайну, обеспечивает их защиту;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в центральном аппарате и территориальных органах Федерального горного и промышленного надзора России;

8) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными награда­ми Российской Федерации и применяет к работни­кам меры материального и морального поощрения, учреждает в установленном порядке ведомствен­ные награды и утверждает положения о них;

9) утверждает положения о структурных подраз­делениях центрального аппарата и территориальных органах Федерального горного и промышленного надзора России;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. В Федеральном горном и промышленном над­зоре России образуется коллегия в составе началь­ника Федерального горного и промышленного над­зора России (председатель коллегии) и его замес­тителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального ап­парата Федерального горного и промышленного над­зора России, его территориальных органов и нахо­дящихся в его ведении организаций. В состав колле­гии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, уче­ные и специалисты.

Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представ­лению начальника Федерального горного и промыш­ленного надзора России.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает ос­новные вопросы деятельности Федерального гор­ного и промышленного надзора России.

Решения коллегии оформляются протоколами и постановлениями и реализуются, как правило, при­казами начальника Федерального горного и промыш­ленного надзора России.

В случае разногласий между начальником Феде­рального горного и промышленного надзора Рос­сии и членами коллегии решение принимает началь­ник, докладывая о возникших разногласиях Прави­тельству Российской Федерации.

Члены коллегии, имеющие особое мнение по при­нятому решению, также могут сообщить о нем Правительству Российской Федерации.

10. В Федеральном горном и промышленном над­зоре России образуется научно-технический совет по вопросам регулирования промышленной и техни­ческой безопасности, предупреждения аварийнос­ти, производственного травматизма и другим воп­росам, отнесенным к компетенции Федерального горного и промышленного надзора России.

Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются начальником Федерального горного и промышленного надзора России.

11. При Федеральном горном и промышленном надзоре России действуют межведомственный со­вет по горно-газоспасательному делу и межведом­ственный совет по взрывному делу. Составы ука­занных советов и положения о них утверждаются начальником Федерального горного и промышлен­ного надзора России.

12. Федеральный горный и промышленный над­зор России издает в пределах своей компетенции в установленном порядке постановления, приказы, рас­поряжения, правила, инструкции и положения (в слу­чае необходимости совместно с другими федераль­ными органами исполнительной власти) и организу­ет контроль за их исполнением.

13. Финансирование расходов на содержание цен­трального аппарата Федерального горного и про­мышленного надзора России и его территориальных органов осуществляется в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

14. Федеральный горный и промышленный над­зор России является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наимено­ванием, счета, открываемые в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Приложение 3