logo search
культура

3. Идеологическая этика — нормы и правила, определяемые правя-

щей группой, элитой, отражающие особенности общественно-эко-

номической формации, системоцентрическую (кодекс строителя

коммунизма) или персоноцентрическую основу общества.

4. Национальная этика — нормы и правила, входящие в структуру

менталитета нации и фиксирующие те отличия в поведении, ко-

торые выделяют данную нацию среди других (Поучения Влади-

мира Мономаха, Домострой).

5. Профессиональная этика — включает особые требования обще-

ния, предъявляемые к носителям той или иной профессии, при-

надлежность к которой подразумевает влияние на существование

других людей.

1.1. Понятие культуры, этики, этикета, цивилизации (маленький словарь) 19

6. Региональная, местная этика — включает особые нормы поведе-

ния представителей данной местности (экономность, хлебосоль-

ство, отношение к юмору).

7. Корпоративная этика — включает нормы поведения, принятые в

данной фирме.

8. Групповая этика, явление субкультуры — нормы поведения в

коллективе, группе, включая семью. Особую заботу общества

представляет этика поведения в социальных группах с девиант-

ным поведением, субкультура таких групп.

9. Индивидуальная этика — личностная система норм и правил по-

ведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе онтоге-

неза (индивидуального развития) и социализации человека.

Влияние различных видов этических норм и правил на человека и

общность происходит одновременно, а личность находится в состоя-

нии постоянного нравственного выбора между нормами разных групп

и уровней, и в выборе нравственных императивов проявляется нрав-

ственная зрелость личности, свобода выбора и индивидуальность.

В чем отражается, в чем сидит культура? Личная культура — в

нашей душе: наших мыслях, в организации процесса мышления, в вос-

приятии, в оценках, в приписывании причин, в речи, вообще в миро-

воззрении, в эмоциях, чувствах. Поэтому можно говорить о культуре

чувств, культуре мышления. Культура организации — в душе (или

духе) организации, в уровне ее материального и духовного разви-

тия.

Индикаторы, показатели, проявления культуры, на основе которых

можно делать какие-то выводы, — это поступки, поведение, воспри-

нимаемое теми, кто оценивает уровень культуры. Поведение многими

учеными (в частности, К. Марксом, выдающимся экономистом и со-

циологом) считается единственной основой для более или менее пра-

вильных выводов, поскольку в отличие от мотивов, намерений, даже

слов, может объективно наблюдаться. Если вы будете опираться на

мотивы и намерения, которые, как вы считаете, характеризуют чело-

века, вы, сами того не подозревая, будете руководствоваться домысла-

ми, а если возьмете за основу слова, вам понадобятся дополнительные

доказательства их истинности и правильности понимания и вами, и

другими людьми.

В чем проявляется поведение корпорации, мы будем рассматривать

в разделах, посвященных специфике восприятия культуры корпора-

ции различными субъектами.