4.4.2. Организация рхб защиты в чс
Общее руководство мероприятиями радиационной химической и биологической зашиты в субъектах федерации возлагается на администрацию территориальных органов управления.
Непосредственно руководят мероприятиями РХБЗ главы администраций территориальных органов управления, через - органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ.
Непосредственная ответственность за планирование, организацию выполнения и контроль за выполнением задач и мероприятий РХЗ возложена:
в Министерстве Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - на начальника отдела организации мероприятий радиационной, химической и медико-биологической защиты Департамента гражданской защиты;
в региональных центрах ГОЧС - на начальника службы РХБЗ;
в органах управления ГОЧС субъектов федерации, городов особой и первой группы по ГО - на начальников отделов (отделений) РХБЗ.
в органах управления ГОЧС городов второй и третьей группы по ГО - на старших офицеров или инженеров РХБЗ в мирное время, в военное время - на старших офицеров (начальников отделений) РХБЗ,
в сельских районах и некатегорированных городах - на начальников штабов ГО или нештатных специалистов;
на объектах экономики - на начальников штабов ГО, начальников служб РХЗ или на нештатных специалистов.
Основные задачи отделов РХБЗ органов управления ГОЧС субъекта РФ:
планируют мероприятия и разрабатывают документы по РХЗ;
организуют выявление и осуществляют оценку радиационной и химической обстановки;
участвуют в заблаговременной разработке и выборе режимов защиты в зонах заражения;
принимают участие в организации и проведении мероприятий радиационного и химического контроля (РХК);
контролируют выполнение мероприятий, повышающих устойчивость функционирования объектов экономики в условиях радиоактивного и химического заражения;
организуют работу нижестоящих органов управления ГОЧС по вопросам РХБЗ, а также подчиненных расчетно-аналитических групп (РАГ), химико-радиометрических лабораторий (ХРЛ) и ремонтных химических мастерских (PXМ);
осуществляют подготовку личного состава территориальных формирований РХЗ, учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, по вопросам РХЗ;
планируют и организуют хранение, учет сбережение и своевременную выдачу В и С РХБЗ, осуществляют контроль качества В и С РХБЗ;
организуют комплекс работ по ликвидации радиоактивного и химического заражения (РХЗ);
организуют учет и контролируют использование аварийно химически-опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных веществ (РВ) на территории субъекта РФ.
При постановке задач по организации РХБЗ начальник ГО (председатель КЧС) указывает:
сосредоточение основных усилий (элемент, порядок, категорию населения, способ защиты и т. д.);
порядок выполнения мероприятий РХБЗ;
выделяемые силы и средства;
основные задачи сил РХБЗ, в том числе приданных частей, подразделений и формирований;
допустимые дозы облучения;
время начала и окончания АСДНР (выполнения мероприятий по защите населения) и другие данные.
В распоряжении по РХБ защите указывается:
а) в констатирующей части:
краткие сведения о возможной РХБО в районе аварии (катастрофы);
задачи (мероприятия) РХБЗ, выполняемые в интересах органов местного самоуправления силами регионального центра;
задачи (мероприятия) РХБЗ, выполняемые в интересах органов местного самоуправления органами управления и силами ликвидации ЧС субъекта РФ;
места и сроки сосредоточения приданных частей (подразделений) РХБЗ войск ГО, формирований РХЗ и учреждений (организаций) Министерств и ведомств;
б) в приказной части, после слов “Начальник гражданской обороны (Председатель КЧС) приказал”:
п. 1. Сосредоточение основных усилий в выполнении задач и мероприятий РХБЗ;
п.2. Мероприятия РХБЗ и сроки их выполнения по:
ведению РХР;
сбору данных и информации о радиационной и химической обстановке;
соблюдению режимов защиты в условиях радиоактивного и химического заражения;
специальной обработке населения и сил ликвидации ЧС, обеззараживанию участков местности, дорог, объектов, зданий и сооружений;
применению В и С РХБЗ;
осуществлению РХК;
п.З. Сигналы оповещения о радиоактивном и химическом заражении;
п.4. Мероприятия технического обеспечения РХБЗ и сроки их выполнения;
п. 5. Порядок и сроки представления донесений.
Распоряжение подписывает начальник главного управления ГОЧС субъекта РФ и начальник отдела РХБЗ.
В некоторых субъектах РФ разрабатывается план РХБ защиты на карте с пояснительной запиской.
На карте отражаются:
сведения о ЧС, оказывающие влияние на РХБЗ;
РХО в очагах поражения (зонах заражения) и прогноз ее изменения;
основные данные из решения начальника ГО;
мероприятия РХБЗ, выполняемые страшим начальником;
мероприятия РХБЗ, выполняемые собственными силами;
положение сил РХЗ на данное время и их задачи;
основные элементы технического обеспечения РХБЗ;
прогнозируемая и фактическая метеобстановка.
План РХБЗ подписывают заместитель начальника ГУ по делам ГО и ЧС по защите и начальник отдела РХБЗ, утверждает - начальник главного управления ГОЧС
Пояснительная записка разрабатывается текстуально и включает следующие разделы:
краткие выводы из оценки РХО;
основные задачи и мероприятия РХБЗ;
состав, состояние и возможности сил РХЗ;
применение формирований РХЗ;
обеспеченность соответствующих категорий населения В и С РХБЗ, места их хранения;
возможности по ремонту В и С РХБЗ;
организация управления.
Начальник отдела РХБЗ участвует в подготовке ряда данных для составления сводных донесений за главное управление ГОЧС:
донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайных ситуаций (форма 1/ЧС) - сведения о предполагаемых ЧС на радиационно- и химически-опасных объектах;
донесение о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации (форма 2/ЧС) - данные об радиационно- и химически-опасных объектах, метеоданные, параметры радиоактивного и химического заражения (загрязнения) местности, а также радиационные потери и потери от воздействия ОВ и АХОВ;
донесение о мерах по защите населения и территорий, ведении АСДНР (форма № 3/ЧС) - данные о радиационных потерях и потерях от воздействия ОВ и АХОВ, сведения о выполненных мероприятиях РХЗ;
донесение о силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС (форма № 4/ЧС) - данные о составе сил и средств РХЗ.
Начальнику службы РХБЗ регионального центра ГОЧС отдел РХБЗ главного управления ГОЧС ежегодно готовит и представляет:
Донесение о наличии сил РХЗ но состоянию на 1.01 за отчетный год (форма № 1/РХЗ);
Донесение об обеспеченности формирований ГО рабочих (служащих) и населения В и С РХБЗ по состоянию на 1.01 за отчетный год (форма № 2/РХЗ);
Донесение о потребности, наличии и движении вооружения и С РХБЗ за отчетный год (форма № 3/РХЗ);
Донесение о потребности в ремонте вооружения и С РХБЗ за отчетный год (форма № 4/РХЗ);
Донесение учета специальной техники войск радиационной и химической защиты по состоянию на 1.01 за отчетный год (форма № 5/РХЗ).
Некоторые проблемы в организации и выполнении задач РХБ защиты.
1.Сложность получения единых данных о радиационной обстановке:
отсутствие единой методики в РФ;
существующие методики не соответствуют нормам радиационной безопасности НРБ -99;
нет сертифицированных компьютерных вариантов методик;
необходима постановка межведомственной НИР по разработке единых для России методик оценки аварий на радиационно- и химически-опасных предприятиях.
2. Осуществление радиационной, химической и неспецифической биологической разведки.
В настоящее время, подразделения РХБ разведки войск Гражданской обороны оснащены двумя, большими группами технических средств разведки. Это машины, способные вести разведку в военное время и машины, предназначенные для РХБ разведки в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
К первой группе относятся УАЗ-469 рхб, БРДМ-2 рхб, РХМ, РХМ-4, которые обладают высокими коэффициентами ослабления ИИ, но не имеют достаточной точности при определении невысоких мощностей доз излучения на местности (в мрад/ч, характерных для ЧС мирного времени), а также не в состоянии идентифицировать АХОВ.
Ко второй группе можно отнести разведывательные спасательные машины РСМ-41-02, аварийно-спасательные химические машины СХМ-41-02, подвижные радиологические, химические и биологические лаборатории.
Прибор "Сталкер", который одновременно выдает значения мощностей доз излучения и их координаты с точностью до 50 метров, но имеет слишком низкий диапазон измерения мощности дозы излучения - 0,1 ... 1000 мкЗв/ч - это приблизительно до 10 рад/ч.
В машине РСМ-41-02, приборы установленные на ней, в большей мере удовлетворяют задачам мирного и военного времени. Прибор ИМД-2 имеет уникальный диапазон измерения мощности дозы излучения от 10 мкрад/ч до 1000 рад, однако он не имеет навигационной системы как "Сталкер" и не сопряжен с компьютером.
Для ведения химической разведки на машине имеется сигнализатор ионной подвижности "Корсар - Х", который определяет практически все АХОВ и ОВ.
У машины низкий коэффициент ослабления ИИ.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют машины РХБ разведки, которые бы могли выполнять задачи как в условиях мирного, так и военного времени.
3. В РСЧС нет единых табельных приборов РХБ разведки, удовлетворяющих требованиям современной обстановки:
затрудняет проведение единых и точных измерений;
не организовано техническое обслуживание и ремонт;
нет плановой проверки и градуировки приборов.
В заключение лекции хочу довести вам последние исследования в области средств индивидуальной защиты.
Облегчённая специальная защитная одежда изолирующего типа (рис. 4.4.1).
Назначение: Облегчённый защитный комбинезон изолирующего типа предназначен для защиты кожных покровов личного состава от аварийно-химических опасных, радиоактивных веществ, биологических агентов и для работы с погибшими в результате чрезвычайных ситуаций.
Необходимость разработки:
сохранение защитных свойств как у ОЗК и Л-1;
защита кожных покровов и обмундирования спасателя от трупного запаха;
снижение веса экипировки спасателя;
снижение стоимости комплекса средств индивидуальной защиты;
снижение времени перевода защитной одежды в боевое положение.
Основные характеристики:
время защитного действия – 6 ч. (в 1,5 – 2 раза выше, чем ОЗК, Л-1);
масса защитной одежды – 0,43 ÷ 0,5 кг (в 6 - 8 раз легче, чем ОЗК, Л-1);
время перевода из “походного” положения в “боевое”1 мин. (в 2 - 4 раза меньше чем ОЗК, Л-1);
стоимость – 70 ÷ 80 руб. (в 5 - 6 раз дешевле Л-1);
трупный запах не адсорбирует; объём укладки – 0,98 дм3;
возможно серийное производство на предприятиях Московской области.
Данные характеристики достигнуты применением пятислойного материала (послойно – полиэтилен, полиамид) с напылением нитрида титана.
Образец характеризуют:
простота и дешевизна производства, не требующая специальной сырьевой базы;
простота и лёгкость в эксплуатации;
хорошие защитные свойства от ОВ, АХОВ, БА, РП и трупного запаха;
возможность специальной обработки после спасательных работ.
Данные в " План действий…", представляемые службой РХБ защиты:
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература