logo search
ТОМ 1

1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации

Оценка эффективности государственной политики в данной области (т.е. по существу это оценка эффективности ее основных мероприятий) обеспечивает образную связь для органов управления.

Переход на формирование государственной политики в данной области на основе теории рисков ЧС позволит более качественно решать данную проблему. Это обусловлено тем, что факты возникновения ЧС, их последствий, а также последствий реализации мероприятий госполитики, направленных на предупреждение ЧС и повышение готовности по их ликвидации могут оцениваться количественно на основе показателей рисков. При этом данные возможности обеспечиваются как на этапе формирования госполитики, так на этапе ее реализации.

Однако, еще раз следует заметить, что методологические и методические основы решения проблемы оценки и прогнозирования рисков ЧС еще находятся в стадии разработки, как и проблема мониторинга рисков. При этом некоторые показатели рисков, такие как индивидуальный, коллективный (социальный) и экономический риски мы уже можем оценивать, а целый ряд других, особенно, обобщенные (интегральные) риски еще оценить не можем из-за отсутствия методических основ, что существенно затрудняет решение проблемы оценки эффективности госполитики на их основе – в целях обеспечения более качественной обратной связи.

В этой связи эффективность госполитики часто, в настоящее время, оценивается или определяется показателями снижения (увеличения) количества ЧС и ущерба от них для населения и экономики. Следует заметить, что данный подход в целом обеспечивает решение данной задачи, но менее эффективно, т.к. при оценке рисков используется более совершенный математический аппарат, что позволяет получить более достоверные результаты.

Однако для обеспечения более качественной и эффективной обратной связи этого еще недостаточно. Наряду с оценкой рисков ЧС от них необходим мониторинг состояния экономики, сферы безопасности, а также общественного мнения, т.к. ЧС и проводимая государственная политика по предупреждению и снижению их последствий имеет своей главной целью обеспечение устойчивого развития и национальной безопасности России.

В настоящее время мониторинг экономики и сферы безопасности на этапе формирования госполитики в области предупреждения ЧС осуществляется расчетно-аналитическими методами путем оценки и прогноза так называемого предотвращенного ущерба, а на этапе реализации госполитики дополнительно к этому могут привлекаться еще и реальные статистические данные по имевшим место в этот период ЧС.

Мониторинг общественного мнения осуществляется, главным образом, путем социологических исследований. Например, нами проводились исследования, направленные на изучение отношения достаточно больших групп населения к последствиям ЧС, необходимости и содержания информированности о них, к деятельности в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, кроме органов власти в условиях ЧС и т.п.

Заключая вопрос об оценке эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС как инструмента обеспечения обратной связи для органов государственного управления следует отметить, что более качественное решение этой проблемы достигается наличием достаточно совершенных методических основ оценки эффективности и мониторинга результатов реализации данной политики в сферах экономки, безопасности и общественного мнения.

При этом данные основы и система мониторинга пока еще находятся в стадии становления и развития. Надеюсь, что все мы сможем над этим существенно поработать и внести соответствующий вклад в решение этой проблемы и многих других в части формирования и реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС.