2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
(Слайд 39)
Одновременно с созданием и развитием РСЧС происходило формирование законодательной и нормативной правовой базы (Слайд 40) построения и функционирования системы, а также разработка нормативных документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на федеральном, территориальном, муниципальном и объектовом уровнях.
На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основ построения и функционирования РСЧС составляют Конституция Российской Федерации, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, а также около 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
За последние годы проделана значительная работа по формированию общефедерального законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, построения и функционирования РСЧС. Активная нормотворческая деятельность осуществлялась в субъектах Российской Федерации. После принятия федеральных законов по предметам совместного ведения федерального центра и регионов, а именно - «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве» субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и закрепленными за ними полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций провели большую работу по созданию своих законов иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере. При этом свои усилия они сосредоточили на закреплении в них правовых установлений, отражающих специфику правового регулирования рассматриваемых отношений на своей собственной территории, продиктованную существующими особенностями географического, экономического, социального, национального иного характера.
Как свидетельствует анализ принятия нормативных правовых актов в субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях и в организациях Российской Федерации на сегодняшний день в основном сформирована единая законодательная и нормативная правовая база управления мероприятиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в области гражданской обороны.
Анализ общефедерального законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, построения и функционирования РСЧС показывает, что в нем четко прослеживаются основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Прежде всего, государство гарантирует защиту граждан от чрезвычайных ситуаций, закрепляя в Конституции Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Эти конституционные положения содержатся в целом ряде федеральных законов, постановлениях Правительства Российской Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных министерств и ведомств. Так, в законе Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.) дается определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.
Определение общих для Российской Федерации организационно-правовых норм в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части, объектов хозяйственного и иного назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этот закон является и юридической базой функционирования РСЧС, поскольку в нем дано определение единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изложены основные задачи этой системы. Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию охраны жизни и здоровья людей, содержится в федеральных законах «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», законах Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», в Основах законодательства Российской Федерации об охране жизни и здоровья граждан, Кодексе законов о труде Российской Федерации и ряде других документов.
Набор правовых норм, регулирующих отношения, связанные с защитой материальных и культурных ценностей, объектов хозяйственного и иного назначения, содержится в законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральном законе «О пожарной безопасности» и некоторых других. Особое место в системе законодательства по обеспечению безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций занимают федеральные законы «Об обороне» и «О гражданской обороне». В них содержится ряд принципиальных положений, касающихся планирования и осуществления мероприятий гражданской обороны, излагаются полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления в этой области.
Действующее законодательство в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера практически охватывает все основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором определены, прежде всего, общие вопросы организации деятельности РСЧС как системы в целом.
В порядке реализации требований этого закона Правительством Российской Федерации утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этим документом на министерства, ведомства и организации Российской Федерации возложены определенные функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а МЧС России поручено осуществлять общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием РСЧС.
Нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности органов управления, сил и средств РСЧС, обеспечение их готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации, в ряде нормативных документов МЧС России. Это Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Постановления Правительства Российской Федерации «О силах средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», приказ МЧС России «О дальнейшем совершенствовании управления поисково-спасательными формированиями МЧС России» и др.
Организация связи, оповещения и информирования в области защиты чрезвычайных ситуаций опирается на правовые нормы, изложенные в федеральных законах «О связи» и «Об информации, информатизации и защите информации».
Кроме того, вопросы управления в этой области отражены в законе Российской Федерации «О государственной тайне», Указе Президента Российской Федерации «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», в постановлениях Правительства Российской Федерации.
Среди них - Постановление об утверждении Положения о порядке использования радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирован населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», Правила предоставления услуг телеграфной и телефонной связи в чрезвычайных ситуациях и т.д.
В ряде нормативных документов МЧС России определены порядок приоритетного предоставления телефонных переговоров для передачи информации о чрезвычайных ситуациях, состав этой информации, методические рекомендации по разработке обобщенных докладов о чрезвычайных ситуациях и их ликвидации.
Порядок передачи и использования закрытых данных определен законом Российской Федерации «О государственной тайне» и Положением о порядке взаимодействия МЧС России и его органов с Гостехкомиссией при Президенте России по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну.
Вопросам правового регулирования отношений, связанных с подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, посвящен ряд нормативно-правовых актов. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет принципы организации подготовки населения к защите от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в этой области (ст. 20, 21).
Статья 19 этого закона обязывает граждан Российской Федерации «изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области, выполнять установленные правила и нормы поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций».
Подготовка населения строится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Этот нормативный акт устанавливает, что подготовка населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций ведется по соответствующим возрастным или социальным группам и осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях (в том числе общеобразовательных) независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства.
Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой возлагаются на МЧС России.
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций являются одной из основных задач РСЧС, закрепленной в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в постановлении Правительства Российской Федерации «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряде других нормативных актов.
Порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности РСЧС, создания и использования резервов материально-технических средств определен в общей сложности 32 нормативными правовыми документами.
В частности, этой проблеме посвящена VI глава Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Она включает 4 части: финансирование целевых программ; финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание и использование резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В Федеральном законе «О государственном материальном резерве» определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в отношении государственного резерва, часть которого предназначена для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» устанавливает порядок формирования и использования централизованных средств для решения данной проблемы.
Правительстве Российской Федерации своим постановлением от 13 мая 1997 года № 576 установило правила выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Ряд норм, касающихся вопросов финансирования РСЧС, ее подсистем и звеньев, содержатся в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1994 года определен порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, строительстве и на транспорте. Совместным приказом Минтранса России, МПС России, Минобороны России от 25 августа 1992 года утверждено Положение о порядке обеспечения перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Порядок осуществления государственной экспертизы, надзора и контроля области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О экологической экспертизе». Указом Президента Российской Федерации «О государственных надзорных органах» и положениями о федеральных надзорных органах, утвержденными установленным порядком, Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены правила проведения государственной экологический экспертизы в области промышленной деятельности и осуществления лицензирования отдельных видов работ, стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации продукции и услуг.
Порядок проведения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России, привлечения специалистов для осуществления экспертиз определен рядом нормативных актов Министерства.
Нормативно-правовую базу деятельности по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций и ответственности за проведение аварийно-спасательных других неотложных работ также составляют федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие порядок ликвидации последствий стихийных бедствий, и нормативные акты МЧС России.
Принятие ФКЗ «О военном положении» в январе 2002 года подвело юридическую основу перевода экономики страны и гражданской обороны с мирного на военное время, перехода от РСЧС к ГО и начала ведения ГО.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с функционированием РСЧС, позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся система правового регулирования в основном обеспечивает решение задач, возложенных на РСЧС в мирное время, но вместе с тем требуется ее дальнейшее совершенствование особенно по вопросам защиты населения и территорий от опасностей военного времени.
Однако созданная комплексная отрасль законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не лишена недостатков. Одни объясняются сжатыми сроками ее формирования, другие — тем, что законы, нормативные и правовые акты создавались разными правотворческими организациями государства. В результате не все акты имеют одинаковую юридическую силу. Некоторые распространяются на различные субъекты правоотношений и разное территориальное пространство, содержат противоречия, несогласованность. Количество нормативного материала лавинообразно возрастает, а это создает трудности в его использовании.
Но, тем не менее, созданная нормативно-правовая база уже в настоящее время является действенным фактором управления мероприятиями по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. И этим фактором необходимо умело пользоваться для повышения эффективности этого управления.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература