logo search
культура

12 Введение

их решений в культурологическом аспекте, уметь диагностировать

причины неудач и успехов, многие из которых относятся прямо или

косвенно к культуре корпорации. Сложные случаи требуют от руко-

водителя умения правильно определять направления глубоких иссле-

дований и приглашать для их осуществления квалифицированных

специалистов.

Со времен Анри Файоля (1841-1925), французского ученого, крупно-

го хозяйственного руководителя, основоположника административной

школы в управлении (часто называемого отцом классического менедж-

мента), определяются основные функции менеджмента. А. Файоль пи-

сал: Управлять —значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться,

координировать и контролировать.1 В зависимости от объекта управле-

ния на предприятии выделяют функции управления проектированием,

технической подготовкой производства, производством, снабжением,

реализацией, качеством, учетом, персоналом и т. п.

Мы считаем правильным включить еще одну — функцию управле-

ния корпоративной культурой, т. е. функцию исследования, формиро-

вания, поддержания и развития корпоративной культуры.

Мы предлагаем материалы по корпоративной культуре, соответ-

ствующие разным пожеланиям читателей.

Если вы ищете просто пример для разработки правил поведения сво-

их работников, вы найдете его в приложении. При этом вы сможете

осуществить компиляцию на основе материала отечественного и им-

портного происхождения.

Если вы чувствуете, что ваше представление о собственной компании

не совпадает с мнением ваших клиентов, акционеров, деловых партеров,

наконец, сотрудников, вы можете рассмотреть материалы, посвящен-

ные проблемам восприятия и факторам, на него влияющим, а также ре-

комендации, как получить более-менее объективное мнение субъектов

о корпорации. Субъекты, активные участники процесса взаимодей-

ствия с корпорацией, находятся и внутри, и вне ее.

Если вы чувствуете, что не совсем понимаете, что происходит с

вами, с другими людьми, что чужая (а иногда и своя) душа — потемки,

советуем познакомиться с материалами, вводящими вас в область пси-

хологии и социальной психологии, пройти самостоятельно, опираясь

на цитируемую в книге литературу по психологии, социологии, соци-

альной психологии и другим наукам, так называемый психологиче-

ский ликбез (слово ликбез в период массовой борьбы с неграмотно-

стью в нашей стране в первые годы советской власти произошло как

сокращение от ликвидации безграмотности).

Введение 13

Если вы считаете, что уже знаете о культуре достаточно, возможно,

наша книга поможет вам систематизировать знания, наведет на новые

мысли, на новую литературу, которую мы использовали, и поможет в

поисках литературы в дальнейшем. Поскольку гуманитарные науки

продолжают свое развитие, знания любого уровня время от времени

требуют обновления и пополнения.

Мы исходили из того, что культура корпорации — очень сложное,

многослойное явление, включающее и материальное, и духовное в

жизни, деятельности, поведении корпорации по отношению к субъек-

там внешней среды и к собственным сотрудникам. Культура должна

быть гармоничной и комплектной, т. е. в идеале в ней должны присут-

ствовать, ощущаться, проявляться все элементы, уровень развития

всех этих элементов должен достаточно высоким. Известны слова док-

тора Астрова, героя пьесы А. П. Чехова Дядя Ваня: В человеке

должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.2 Так

вот и в корпорации должно быть все прекрасно: и материальное, и ду-

ховное, и внутренняя среда, и отношения с внешней средой, и рядовые

работники, и руководители, и группы, и коллектив в целом.

Главное, на наш взгляд, — это стремление к совершенствованию, не

успокаиваться на достигнутом и руководствоваться высшими гуман-

ными ценностями. Единственное, ради чего стоит жить и человеку, и

корпорации, — это благодарность людей за добро, что вы им приноси-

те, благодарная память потомков.