logo search
ТОМ 1

2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения

Морально психологическое обеспечение (МПО) — это деятельность руководителей, командиров частей и подразделений войск ГО, начальников управлений по делам ГО ЧС, органов по воспитательной ра­боте по систематическому и целенаправленному воздействию на сознание лич­ного состава войск ГО, должност­ных лиц с целью формирования, поддержания и развития у спасателей, личного состава участвующего в проведении АСДНР качеств личности, необходимых для службы и жизне­деятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

В МПО много общего с другими видами обеспечения — оперативным, техническим, ты­ловым. Оно тесно и неразрывно с ними связано, ибо, как и они, в конечном ито­ге призвано обеспечить высокую подготовленность органов управления по де­лам ГО ЧС, личного состава войск ГО, успешное выполнение профессиональ­ных задач. Вместе с тем, МПО во многом отличается от других видов обеспечения, имеющих дело с материальной сферой жизни и практической деятельностью. МПО призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психоло­гической сферы человека. От эффективности МПО зависит в первую очередь надежное функциони­рование психики спасателей, личного состава войск ГО в экстремальных условиях.

Воздействие МПО на духовную сферу жизни человека свидетельствует о его тесной связи с воспитанием, между ними есть много общего. Как и воспи­тание, МПО призвано обучать и воспитывать спасателей, военнослужащих как сознательных граждан, людей чести, высокой нравственности и ответственно­сти. В процессе МПО, наряду с присущими ему специфическими приемами, методами и средствами воздействия на личный состав, широко используются приемы, методы и средства воспитания: убеждение, поощрение, личный при­мер и др.

Традиционно, морально-психологическое обеспечение сводится к повсе­дневной учебе, службе и подготовке спасателей, личного состава частей и под­разделений войск ГО. Второй подход делает акцент на личную ответственность должностного лица гражданской обороны и РСЧС, руководителя, спаса­теля, военнослужащего за формирование и развитие у себя необходимых для службы и проведения аварийно-спасательных работ качеств личности, удовле­творение потребности в них. Третий подход сводит МПО к организаторской деятельности руководителей (начальников), командиров подразделений по со­циально-психологическому обеспечению АСДНР.

Концепция морально-психологического обеспечения состоит в целостном видении гуманитарного механизма формирования психологической структуры жизнедеятельности личности в ЧС и нравственно-правовых норм, предназна­ченных для приведения повседневной учебы и службы в соответствие с велени­ем времени.

В поисково-спасательных службах, управлениях по делам ГО и ЧС, частях и подразделениях войск ГО на основе общих принципов, с учетом местных условий и стоящих задач создается и реализу­ется система МПО. Она может суще­ственно отличаться от других не только методами и формами работы, ее каче­ством, но и структурными и концептуальными элементами.

Содержание МПО раскрывается путем уяснения его целей в условиях обеспечения к проведению АСДНР. Целью МПО, в ходе подготовки и ведения работ по ликвидации последствий ЧС, является обеспечение способности личного состава войск ГО выполнить поставленные задачи на основе поддержания морально-психологического состояния личного состава на уровне, достаточном для выполнения задач мирного и военного времени.

Достижение цели предполагает:

Основными задачами МПО являются:

Важным условием качественного решения задач МПО является соблюдение принципов его организации, основными из которых являются:

Содержание МПО на практике реализуется с помощью различных орга­низационных форм воздействия на сознание и поведение личного состава. МПО включает в себя комплексное проведение меро­приятий информационно-воспитательной, социально-профилактической, пси­хологической и культурно-досуговой работы, осуществление мер по защите спасателей от воздействия стрессогенных факторов ЧС; проведение социологи­ческих и психологических исследований; обеспечение техническими средства­ми воспитания.

Информационно-воспитательная работа (ИВР) - система целенаправ­ленных мероприятий по своевременному вооружению спасателей необходимыми сведениями о складывающейся обстановке, принятых решениях органами госу­дарственной власти. Содержание ИВР включает в себя:

Проведение информационно-воспитательной работы преследует цель - стабилизации и поддержания функционирования ценностной системы лично­сти военнослужащего. Содержание ИВР охватывает широкий спектр чувств личности: от безграничной любви к Родине и ее народу, до защи­ты пострадавших от последствий природных и техногенных катастроф. Задача руководителя АСДНР состоит в определении оптимального объема ин­формации, ибо как недостаток, так и избыток информации может создать пси­хологический дискомфорт.

В основу построения ИВР лежит государственно-патриотическая идея. Без любви к Родине, осознания своего служебного долга, в основе которого ле­жит идея бескорыстного и беззаветного служения ей. Спасатель, рискующий своей жизнью ради спасения жиз­ни пострадавших в ходе аварии, катастрофы, стихийного бедствия, творит личный нравственный подвиг. Задача командиров (начальников) состоит в том, чтобы довести эти идеи до сознания каждого спасателя, чтобы она стала побу­ждающей силой и мобилизовала их на качественное проведение АСДНР.

Важное значение в условиях ликвидации последствий ЧС придается перестройке сознания воинов, спасателей с мирного на экстремальный, переключения их помыслов с повседневной жизни и учебы на профессиональную реальность, пресечению благодушия и беспечности, по­вышению психологической готовности и устойчивости, организованности и дисциплины.

Как свидетельствует опыт, в условиях ЧС воспитательный компонент информационно-воспитательной работы резко сужается. Она трансформирует­ся в различные формы информирования. При этом в ее содержании объективно возрастает роль общественно- политической и патриотической проблематики.

Опыт, накопленный в ходе учений, показывает, что наиболее приемле­мыми формами информирования в период подготовки и проведения АСДНР, являются информирование личного состава о задачах и ходе АСДНР, митинги, читка и разъяснение материалов периодической печати, групповые и индивиду­альные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, доведение распоряжений комиссии по ЧС и содержания информационных бюллетеней, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача необходимой информации с помощью автоматических средств управления и связи и др.

К силам и средствам информационного обеспечения относятся:

Информационный голод лежит в основе таких негативных проявлений, как слухи, паника, апатия и других психических расстройств, негативно сказы­вающихся на состоянии морального духа личного состава, ведущих к психо­генным потерям. Действенным средством профилактики слухов, паники служит своевременное, объективное, убедительное и полное информирова­ние личного состава о событиях, проблемах и фактах.

Эффектив­ность ИВР достигается следующими направлениями:

Для организации информационно-воспитательной работы на период под­готовки и ведения АСДНР разрабатывается план информационно-воспитательной работы. Им определяются: конкретные мероприятия информационно-воспитательной работы по вы­полнению приказов и распоряжений; организация руководства информационно-воспитательными структурами и порядок доведения до них задач; расстановка лиц, выполняющих задачи ИВР; порядок их инструктирования; организация информирования личного состава; обеспечение спасателей печатными изданиями и информационно-техническими средствами; организация восполнения потерь среди кадров информационных структур и пополнение выведенных из строя информационно-технических средств.

Социально-профилактическая работа (СПР) - это система организа­ционно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на изучение и прогнозирование социальной обстановки в коллективах, на обеспечение правовых норм ведения АСДНР, социальную защиту законных прав личного состава.

Целью СПР является создание необходимых социальных условий для ус­пешной деятельности личного состава. Основные задачи СПР сводятся к следующему: постоянное изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах; изучение и реализация предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, оказание помощи в их разреше­нии; разъяснение личному составу, прав и обязанностей в условиях ведения АСДНР, их от­ветственности за выполнение своего долга; доведение и разъяснение личному составу решений органов государст­венной власти и командования по социальным вопросам при подготовке и ведении АСДНР; создание социальных и правовых условий для выполнения личным соста­вом своих функциональных обязанностей; обеспечение высокой организованности и дисциплины, укрепление еди­ноначалия; предупреждение случаев самовольного уклонения от выполнения слу­жебных обязанностей; проведение правового информирования личного состава, оказание ему консультативно-юридической помощи; поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях более эффективного решения социальных проблем спасате­лей и членов их семей, обеспечение войск ГО всем необходимым для выполне­ния задач АСДНР.

Качественное решение задач СПР достигается твердым и последователь­ным проведением в управлениях по делам ГО и ЧС, в войсках ГО государственной политики по гражданской обороне, созданием необходи­мых условий для реализации законов, воспитанием у военнослу­жащих высокой ответственности за выполнение профессиональных задач, во­инской присяги, воинских уставов, приказов руководителей, командиров и на­чальников, гарантированной реализацией установленных законом их прав и льгот.

Психологическая работа (ПР) — это система мероприятий по формиро­ванию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих его пси­хологическую готовность и устойчивость, способность выполнить задачи АСДНР в любых условиях обстановки. Целью ПР является достижение профессиональной активности личного состава частей ГО, его способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки при выполнении задач по ликвидации ЧС.

Психологическая работа предполагает:

В структуру психологической работы входят следующие элементы: пси­хологическая подготовка; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психологическая реабилитация.

Психологическая подготовка личного состава к предстоящим АСДНР предусматривает проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС. Ее цель - формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам.

Основными задачами психологической подготовки являются: психологическая адаптация личного состава к стрессогенным факторам обстановки ЧС; формирование у личного состава представлений о характере подготовки и проведения АСДНР; выработка у военнослужащих способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам; развитие у личного состава устойчивых навыков владения спасательной техникой в различных видах АСДНР.

Психологическая подготовка делится на общую, специальную и целевую. Общая психологическая подготовка - это деятельность руководителей, командиров по формированию у личного состава патриотизма, уверенности в своих силах, профессиональной активности, готовности к самопожертвованию, т.е. конкретной мотивации, целеустремленности, направленности. Она предполагает вооружение личного состава необходимыми психологическими знаниями, формирование психоло­гической готовности и устойчивости к выполнению профессиональных задач.

Общая психологическая подготовка достигается путем: вооружения военнослужащих и спасателей знаниями, в т.ч. профессионально-психологическими; формирования представлений об эффективных действиях по ликвидации последствий ЧС, их последствиях, о характере воздействия на психику и созна­ние; формирования у личного состава положительной направленности, целеустремленности и мотивов для добросовестного выполнения своего долга и т.п.

Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у военнослужащих психической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам АСДНР. Она осуществляется путем формиро­вания высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным дей­ствиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок.

Постоянное пребывание спасателя в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные мо­дели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегу­ляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятия угнетающего воздействия возможных неудач.

Специальная психологическая подготовка предполагает: адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС; формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС; приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и вы­работку на этой основе психологической устойчивости; формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний; выполнение задач в условиях дефицита времени, необходимости приня­тия самостоятельных, ответственных решений в экстремальных условиях и т.д.

Целевая психологическая подготовка — это деятельность руководителей, командиров по формированию у личного состава качеств личности, направлен­ных на выполнение конкретной задачи. Целевая психологическая подготовка осуществляется с целью:

Психологическое сопровождение АСДНР представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе АСДНР и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предот­вращение отрицательных дисфункциональных состояний, на предотвращение посттравматических расстройств.

В ходе психологического сопровождения личному составу оказывается психологическая помощь. Это система мер по преодолению психотравмирующих последствий воздействия обстановки ЧС на психику спасателей, а также для восстановления их психологической устойчивости и готовности вы­полнять профессиональные задачи. Психологическая помощь включает в себя психодиагностику; психологическое консультирование; психологическую про­филактику и психогигиену; психологическую коррекцию; психологическую реабилитацию. Система психологической помощи непосредственно связана с общей системой оказания профилактической и медицинской помощи. Квали­фицированная психологическая помощь оказывается психологами, психиатра­ми, психотерапевтами и медицинскими работниками.

Оперативная психодиагностика — это совокупность взаимосвязанных процедур выявления психических травм, их изучение и оценка, принятие реше­ния по объему и способам необходимого психокорректирующего воздействия на пострадавших в целях восстановления их психического здоровья и быст­рейшего возвращения в строй.

Задачами оперативной психодиагностики являются: выявление лиц с психическими реакциями и состояниями, обусловливающими их эвакуацию с места аварии, катастрофы; выявление лиц нуждающихся в психологи­ческой поддержке для продолжения активных аварийно-спасательных работ; выявление лиц, симулирующих психические травмы. Оперативная психодиаг­ностика осуществляется двумя основными методами: визуальным (формализо­ванное наблюдение); диагностической экспресс-беседой (интервью, клиниче­ская беседа, комплексное психологическое исследование, проективные тесты и т. д.).

Психологическое консультирование заключается в оказании помощи личному составу в решении служебных, личных (семейных) проблем, их осоз­нании, принятии решений по затруднительным вопросам. Практикуется как ин­дивидуальное, так и совместное консультирование спасателей. Психологиче­ское консультирование проводится в целях установления таких взаимоотноше­ний между консультантом и консультируемым, при которых активизируется дополнительные силы последнего и у него появляется возможность для выхода из кризисных ситуаций.

В обстановке ЧС темами психологического консульти­рования могут быть:

В процессе консультирования используются индивидуальные групповые беседы, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций, ролевые игры, социаль­но-психологические тренинги и др.

Психологическая профилактика проводится в целях обеспечения быстрой адаптации спасателей, военнослужащих к условиям ЧС, формирования у них психологической устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов, а также в целях предупреждения неадекватного поведения военнослужащих и спасателей и различных невротических проявлений.

Психогигиена - это отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека, по предупрежде­нию возникновения и развития у него психических расстройств. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В обстановке ЧС она решает следующие задачи:

Психокоррекция - организованное психологическое воздействие, осуще­ствляемое по отношению к отдельным спасателям, военнослужащим, характеризующихся наличием психических отклонений, низким морально-психологическим климатом коллектива и направленное на перестройку неблаго­приятных психологических образований, создание здорового морально-психологического климата.

Психологическая реабилитация — это система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленная на восстановление, координацию или компенсацию нарушенных психологических функций орга­низма спасателя или пострадавших, получивших психическую травму в ходе АСДНР. Психологическая реабилитация проводится в целях восстановления у личного состава способности к деятельности после окончания АСДНР. Эффек­тивность психологической работы достигается:

Культурно-досуговая работа — это система мероприятий, осуществляе­мая во всех видах АСДНР по организации отдыха и воспитания личного соста­ва средствами культуры. Целью культурно-досуговой работы является форми­рование у личного состава высоких морально-психологических качеств, под­держание на должном уровне духовно-эмоционального состояния и физических сил для успешного выполнения задач АСДНР.

Основными задачами культурно-досуговой работы являются:

Мероприятия культурно-досуговой работы проводят с учетом характе­ра задач и особенностей проведения АСДНР на основе плана культурно-досуговой работы.

При подготовке и проведении АСДНР проводят социологические и психологические исследования в целях изучения морально-психологического состояния личного состава формирований, военнослужащих и спасателей, а также для разработки практических рекомен­даций по наиболее качественному решению задач МПО. Основными задачами социологических и психологических исследований является:

Обеспечение техническими средствами воспитания (ТСВ) — это сис­тема работы руководителей командиров (начальников), их заместителей, до­вольствующих органов по обеспечению личного состава войск ГО необходимыми техническими средствами воспитания и их использование в интересах морально-психологического обеспечения АСДНР.

ТСВ являются:

Основой организации морально-психологического обеспечения АСДНР, деятельности сил и средств личного состава войск ГО является решение руководителя, командира (начальника), его указания по выполнению распоряжения вышестоящего органа по работе с лич­ным составом. В указаниях руководитель, командир (начальник) определяет:

Руководство морально-психологическим обеспечением командир (начальник) осуществляет лично, либо че­рез своего заместителя по работе с личным составом. Он несет ответственность за морально-психологическое обеспечение, за работу по поддержанию высокой морально-психологической устойчивости и готовности личного состава частей и подразделений войск ГО к проведению АСДНР, за своевременное оказание морально-психологической по­мощи нуждающимся в ней, за восстановление психологических потерь, за дей­ственность воспитания, информационной, социально-правовой и культурно-досуговой работы, за управление техническими средствами воспитания.

Анализируя в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ состояние морально-психологического обеспечения целесообразно обращать внимание на признаки пока еще вскрытого, но возможного неблагополучия. Прогностическое значение умеют следующие явления:

Система морально-психологического обеспечения должна располагать хорошо налаженными обратными связями, быть восприимчивой к информа­ции о своем собственном состоянии и обстановке в районе аварии, катастрофы, стихийного бедствия, о ходе реализации принятых решений, а также вносить необходимые коррективы в процесс реализации МПО и на этой основе разви­ваться и совершенствоваться. Поэтому в структуре системы морально-психологического обеспечения важную роль играют аналитические и диагно­стические функции, позволяющие руководителю, командиру (начальнику) по­стоянно и с большой достоверностью судить о раз­витии морально-психологических качеств у подчиненных, успешно решать профессиональные задачи.