2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
Морально психологическое обеспечение (МПО) — это деятельность руководителей, командиров частей и подразделений войск ГО, начальников управлений по делам ГО ЧС, органов по воспитательной работе по систематическому и целенаправленному воздействию на сознание личного состава войск ГО, должностных лиц с целью формирования, поддержания и развития у спасателей, личного состава участвующего в проведении АСДНР качеств личности, необходимых для службы и жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
В МПО много общего с другими видами обеспечения — оперативным, техническим, тыловым. Оно тесно и неразрывно с ними связано, ибо, как и они, в конечном итоге призвано обеспечить высокую подготовленность органов управления по делам ГО ЧС, личного состава войск ГО, успешное выполнение профессиональных задач. Вместе с тем, МПО во многом отличается от других видов обеспечения, имеющих дело с материальной сферой жизни и практической деятельностью. МПО призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы человека. От эффективности МПО зависит в первую очередь надежное функционирование психики спасателей, личного состава войск ГО в экстремальных условиях.
Воздействие МПО на духовную сферу жизни человека свидетельствует о его тесной связи с воспитанием, между ними есть много общего. Как и воспитание, МПО призвано обучать и воспитывать спасателей, военнослужащих как сознательных граждан, людей чести, высокой нравственности и ответственности. В процессе МПО, наряду с присущими ему специфическими приемами, методами и средствами воздействия на личный состав, широко используются приемы, методы и средства воспитания: убеждение, поощрение, личный пример и др.
Традиционно, морально-психологическое обеспечение сводится к повседневной учебе, службе и подготовке спасателей, личного состава частей и подразделений войск ГО. Второй подход делает акцент на личную ответственность должностного лица гражданской обороны и РСЧС, руководителя, спасателя, военнослужащего за формирование и развитие у себя необходимых для службы и проведения аварийно-спасательных работ качеств личности, удовлетворение потребности в них. Третий подход сводит МПО к организаторской деятельности руководителей (начальников), командиров подразделений по социально-психологическому обеспечению АСДНР.
Концепция морально-психологического обеспечения состоит в целостном видении гуманитарного механизма формирования психологической структуры жизнедеятельности личности в ЧС и нравственно-правовых норм, предназначенных для приведения повседневной учебы и службы в соответствие с велением времени.
В поисково-спасательных службах, управлениях по делам ГО и ЧС, частях и подразделениях войск ГО на основе общих принципов, с учетом местных условий и стоящих задач создается и реализуется система МПО. Она может существенно отличаться от других не только методами и формами работы, ее качеством, но и структурными и концептуальными элементами.
Содержание МПО раскрывается путем уяснения его целей в условиях обеспечения к проведению АСДНР. Целью МПО, в ходе подготовки и ведения работ по ликвидации последствий ЧС, является обеспечение способности личного состава войск ГО выполнить поставленные задачи на основе поддержания морально-психологического состояния личного состава на уровне, достаточном для выполнения задач мирного и военного времени.
Достижение цели предполагает:
развитие у военнослужащих и спасателей чувства гражданственности и личной ответственности, беспрекословного выполнения требований Конституции РФ, законов, уставов и приказов, обеспечивающих поддержание высокого уровня правопорядка, организованности, слаженности, дисциплины, здоровой морально-психологической атмосферы, а также эффективного выполнения задач по основному предназначению формирований, частей и подразделений;
проведение профессионально-патриотического воспитания личного состава, формирование у него необходимых морально-психологических и профессиональных качеств, выработку у военнослужащих нервно-психической и моральной готовности;
создание у личного состава необходимого для работы в условиях ЧС морально-психологического состояния, поддержание и наращивание морально-психологического состояния;
максимальное снижение психогенных потерь, создание условий для быстрой психодиагностики, психокоррекции и психореабилитации спасателей и военнослужащих, получивших психические травмы.
Основными задачами МПО являются:
достижение высокой морально-психологической устойчивости и готовности к проведению аварийно-спасательных работ на основе формирования и развития у спасателей, военнослужащих патриотизма и преданности Отечеству, верности Конституции, гражданственности, личной ответственности за защиту пострадавших, уверенности в благородном характере деятельности по спасению людей, дисциплинированности, смелости, мужества;
обеспечение профессиональной сплоченности коллективов спасателей, частей и подразделений войск ГО, укрепление сознательной воинской и трудовой дисциплины, обеспечение точного выполнения требований начальника ГО Российской Федерации, Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
поддержание у спасателей и военнослужащих уверенности в способности выполнения ими поставленных задач;
укрепление авторитета руководителей, командиров и начальников;
повышение бдительности и недопущение разглашения военной и государственной тайны;
восстановление моральных, психических и физических сил, организация отдыха и досуга;
забота о бесперебойном обеспечении спасателей, личного состава войск ГО всем необходимым для жизни и проведения эффективных аварийно-спасательных работ, о соблюдении социально-правовых гарантий.
Важным условием качественного решения задач МПО является соблюдение принципов его организации, основными из которых являются:
научный подход и объективная оценка условий выполнения профессиональных задач, уровня морально-психологического состояния спасателей;
неразрывная связь с другими видами обеспечения - боевым, техническим и тыловым, их взаимопроникновение;
целеустремленность и нацеленность на решение главных задач;
дифференцированный подход к организации МПО с учетом специфики различных категорий личного состава войск ГО, спасателей;
своевременное восстановление профессиональной готовности личного состава войск ГО.
Содержание МПО на практике реализуется с помощью различных организационных форм воздействия на сознание и поведение личного состава. МПО включает в себя комплексное проведение мероприятий информационно-воспитательной, социально-профилактической, психологической и культурно-досуговой работы, осуществление мер по защите спасателей от воздействия стрессогенных факторов ЧС; проведение социологических и психологических исследований; обеспечение техническими средствами воспитания.
Информационно-воспитательная работа (ИВР) - система целенаправленных мероприятий по своевременному вооружению спасателей необходимыми сведениями о складывающейся обстановке, принятых решениях органами государственной власти. Содержание ИВР включает в себя:
формирование научного мировоззрения;
нравственное развитие, составными частями которого являются формирование патриотизма и гражданственности, культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к служебным обязанностям, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;
эстетическое формирование спасателей;
физическое развитие.
Проведение информационно-воспитательной работы преследует цель - стабилизации и поддержания функционирования ценностной системы личности военнослужащего. Содержание ИВР охватывает широкий спектр чувств личности: от безграничной любви к Родине и ее народу, до защиты пострадавших от последствий природных и техногенных катастроф. Задача руководителя АСДНР состоит в определении оптимального объема информации, ибо как недостаток, так и избыток информации может создать психологический дискомфорт.
В основу построения ИВР лежит государственно-патриотическая идея. Без любви к Родине, осознания своего служебного долга, в основе которого лежит идея бескорыстного и беззаветного служения ей. Спасатель, рискующий своей жизнью ради спасения жизни пострадавших в ходе аварии, катастрофы, стихийного бедствия, творит личный нравственный подвиг. Задача командиров (начальников) состоит в том, чтобы довести эти идеи до сознания каждого спасателя, чтобы она стала побуждающей силой и мобилизовала их на качественное проведение АСДНР.
Важное значение в условиях ликвидации последствий ЧС придается перестройке сознания воинов, спасателей с мирного на экстремальный, переключения их помыслов с повседневной жизни и учебы на профессиональную реальность, пресечению благодушия и беспечности, повышению психологической готовности и устойчивости, организованности и дисциплины.
Как свидетельствует опыт, в условиях ЧС воспитательный компонент информационно-воспитательной работы резко сужается. Она трансформируется в различные формы информирования. При этом в ее содержании объективно возрастает роль общественно- политической и патриотической проблематики.
Опыт, накопленный в ходе учений, показывает, что наиболее приемлемыми формами информирования в период подготовки и проведения АСДНР, являются информирование личного состава о задачах и ходе АСДНР, митинги, читка и разъяснение материалов периодической печати, групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, доведение распоряжений комиссии по ЧС и содержания информационных бюллетеней, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача необходимой информации с помощью автоматических средств управления и связи и др.
К силам и средствам информационного обеспечения относятся:
должностные лица гражданской обороны, руководители формирований, командиры частей и подразделений войск гражданской обороны;
должностные лица органов воспитательной работы;
нештатные группы информирования в органах управления войск;
информационный актив гражданских организаций гражданской обороны;
полиграфические комплексы (оборудование), типографии (стационарные и походные);
походные комнаты досуга и средств наглядности;
государственные, ведомственные и местные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение).
Информационный голод лежит в основе таких негативных проявлений, как слухи, паника, апатия и других психических расстройств, негативно сказывающихся на состоянии морального духа личного состава, ведущих к психогенным потерям. Действенным средством профилактики слухов, паники служит своевременное, объективное, убедительное и полное информирование личного состава о событиях, проблемах и фактах.
Эффективность ИВР достигается следующими направлениями:
своевременной постановкой задач информационно-воспитательной работы;
оперативным инструктированием руководителей, командиров (начальников), их заместителей по воспитательной работе;
конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационно-воспитательной работы непосредственно в дежурной смене, группе, экипаже, расчете, взводе;
постоянной связью с военнослужащими, спасателями и корректированием информационно-воспитательной работы с учетом их настроений и запросов;
непрерывным прогнозирование обстановки, своевременным реагированием всей информационно-воспитательной деятельности на ее изменения;
точным знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учетом в организации информирования личного состава.
Для организации информационно-воспитательной работы на период подготовки и ведения АСДНР разрабатывается план информационно-воспитательной работы. Им определяются: конкретные мероприятия информационно-воспитательной работы по выполнению приказов и распоряжений; организация руководства информационно-воспитательными структурами и порядок доведения до них задач; расстановка лиц, выполняющих задачи ИВР; порядок их инструктирования; организация информирования личного состава; обеспечение спасателей печатными изданиями и информационно-техническими средствами; организация восполнения потерь среди кадров информационных структур и пополнение выведенных из строя информационно-технических средств.
Социально-профилактическая работа (СПР) - это система организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на изучение и прогнозирование социальной обстановки в коллективах, на обеспечение правовых норм ведения АСДНР, социальную защиту законных прав личного состава.
Целью СПР является создание необходимых социальных условий для успешной деятельности личного состава. Основные задачи СПР сводятся к следующему: постоянное изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах; изучение и реализация предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, оказание помощи в их разрешении; разъяснение личному составу, прав и обязанностей в условиях ведения АСДНР, их ответственности за выполнение своего долга; доведение и разъяснение личному составу решений органов государственной власти и командования по социальным вопросам при подготовке и ведении АСДНР; создание социальных и правовых условий для выполнения личным составом своих функциональных обязанностей; обеспечение высокой организованности и дисциплины, укрепление единоначалия; предупреждение случаев самовольного уклонения от выполнения служебных обязанностей; проведение правового информирования личного состава, оказание ему консультативно-юридической помощи; поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях более эффективного решения социальных проблем спасателей и членов их семей, обеспечение войск ГО всем необходимым для выполнения задач АСДНР.
Качественное решение задач СПР достигается твердым и последовательным проведением в управлениях по делам ГО и ЧС, в войсках ГО государственной политики по гражданской обороне, созданием необходимых условий для реализации законов, воспитанием у военнослужащих высокой ответственности за выполнение профессиональных задач, воинской присяги, воинских уставов, приказов руководителей, командиров и начальников, гарантированной реализацией установленных законом их прав и льгот.
Психологическая работа (ПР) — это система мероприятий по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих его психологическую готовность и устойчивость, способность выполнить задачи АСДНР в любых условиях обстановки. Целью ПР является достижение профессиональной активности личного состава частей ГО, его способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки при выполнении задач по ликвидации ЧС.
Психологическая работа предполагает:
изучение и анализ индивидуально-психологических характеристик личного состава;
прогнозирование психологических потерь в коллективах спасателей и девиантного поведения военнослужащих;
выработку предложений и рекомендаций по управлению психологическими процессами в интересах поддержания высокого морально-психологического состояния, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка;
социально-психологический анализ трудовой и воинской дисциплины, выявление причин и условий происшествий, преступлений, принятие мер профилактического характера;
обеспечение оптимального психологического режима жизнедеятельности, оптимального функционирования психики;
обеспечение психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач в любой обстановке;
вооружение спасателей знаниями об особенностях и механизме воздействия обстановки ЧС на их сознание, психику и поведение;
проведение практических занятий и тренировок по адаптации психики личного состава к действиям в ЧС;
формирование постоянной психологической готовности к действиям в ЧС, способности преодолевать стрессовые расстройства;
психологическое обеспечение устойчивости навыков владения спасательной техникой, выполнения всеми военнослужащими функциональных обязанностей;
непосредственная подготовка психики спасателей и военнослужащих к выполнению конкретных задач;
проведение профилактических мероприятий по повышению эмоционально-психологической устойчивости, снижению психических потерь, сохранению профессиональной деятельности личного состава;
психодиагностику, психокоррекцию, оказание оперативной психологической помощи и проведение психологической реабилитации спасателей, получивших психические травмы;
проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействия обстановки ЧС на личный состав, восстановление психического здоровья.
В структуру психологической работы входят следующие элементы: психологическая подготовка; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психологическая реабилитация.
Психологическая подготовка личного состава к предстоящим АСДНР предусматривает проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС. Ее цель - формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам.
Основными задачами психологической подготовки являются: психологическая адаптация личного состава к стрессогенным факторам обстановки ЧС; формирование у личного состава представлений о характере подготовки и проведения АСДНР; выработка у военнослужащих способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам; развитие у личного состава устойчивых навыков владения спасательной техникой в различных видах АСДНР.
Психологическая подготовка делится на общую, специальную и целевую. Общая психологическая подготовка - это деятельность руководителей, командиров по формированию у личного состава патриотизма, уверенности в своих силах, профессиональной активности, готовности к самопожертвованию, т.е. конкретной мотивации, целеустремленности, направленности. Она предполагает вооружение личного состава необходимыми психологическими знаниями, формирование психологической готовности и устойчивости к выполнению профессиональных задач.
Общая психологическая подготовка достигается путем: вооружения военнослужащих и спасателей знаниями, в т.ч. профессионально-психологическими; формирования представлений об эффективных действиях по ликвидации последствий ЧС, их последствиях, о характере воздействия на психику и сознание; формирования у личного состава положительной направленности, целеустремленности и мотивов для добросовестного выполнения своего долга и т.п.
Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у военнослужащих психической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам АСДНР. Она осуществляется путем формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок.
Постоянное пребывание спасателя в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегуляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятия угнетающего воздействия возможных неудач.
Специальная психологическая подготовка предполагает: адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС; формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС; приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости; формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний; выполнение задач в условиях дефицита времени, необходимости принятия самостоятельных, ответственных решений в экстремальных условиях и т.д.
Целевая психологическая подготовка — это деятельность руководителей, командиров по формированию у личного состава качеств личности, направленных на выполнение конкретной задачи. Целевая психологическая подготовка осуществляется с целью:
непосредственной подготовки психики личного состава, формирования положительного (стенического) психического состояния, подъема функциональной активности путем создания четкой установки на совершение конкретных действий;
индивидуальной подготовки каждого воина для проведения осознанных и профессиональных действий в ЧС, для повышения его эмоционально-волевой устойчивости в экстремальных условиях;
формирования психологической адаптации по отношению к новым средствам и приемам проведения АСДНР.
Психологическое сопровождение АСДНР представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе АСДНР и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предотвращение отрицательных дисфункциональных состояний, на предотвращение посттравматических расстройств.
В ходе психологического сопровождения личному составу оказывается психологическая помощь. Это система мер по преодолению психотравмирующих последствий воздействия обстановки ЧС на психику спасателей, а также для восстановления их психологической устойчивости и готовности выполнять профессиональные задачи. Психологическая помощь включает в себя психодиагностику; психологическое консультирование; психологическую профилактику и психогигиену; психологическую коррекцию; психологическую реабилитацию. Система психологической помощи непосредственно связана с общей системой оказания профилактической и медицинской помощи. Квалифицированная психологическая помощь оказывается психологами, психиатрами, психотерапевтами и медицинскими работниками.
Оперативная психодиагностика — это совокупность взаимосвязанных процедур выявления психических травм, их изучение и оценка, принятие решения по объему и способам необходимого психокорректирующего воздействия на пострадавших в целях восстановления их психического здоровья и быстрейшего возвращения в строй.
Задачами оперативной психодиагностики являются: выявление лиц с психическими реакциями и состояниями, обусловливающими их эвакуацию с места аварии, катастрофы; выявление лиц нуждающихся в психологической поддержке для продолжения активных аварийно-спасательных работ; выявление лиц, симулирующих психические травмы. Оперативная психодиагностика осуществляется двумя основными методами: визуальным (формализованное наблюдение); диагностической экспресс-беседой (интервью, клиническая беседа, комплексное психологическое исследование, проективные тесты и т. д.).
Психологическое консультирование заключается в оказании помощи личному составу в решении служебных, личных (семейных) проблем, их осознании, принятии решений по затруднительным вопросам. Практикуется как индивидуальное, так и совместное консультирование спасателей. Психологическое консультирование проводится в целях установления таких взаимоотношений между консультантом и консультируемым, при которых активизируется дополнительные силы последнего и у него появляется возможность для выхода из кризисных ситуаций.
В обстановке ЧС темами психологического консультирования могут быть:
вопросы возможностей человека по определению у самого себя и подчиненных негативных психических состояний (страх, неуверенность в себе и др.);
пути повышения эффективности профессиональной деятельности;
способы изменения неблагополучного социального статуса в коллективе и др.
В процессе консультирования используются индивидуальные групповые беседы, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций, ролевые игры, социально-психологические тренинги и др.
Психологическая профилактика проводится в целях обеспечения быстрой адаптации спасателей, военнослужащих к условиям ЧС, формирования у них психологической устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов, а также в целях предупреждения неадекватного поведения военнослужащих и спасателей и различных невротических проявлений.
Психогигиена - это отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека, по предупреждению возникновения и развития у него психических расстройств. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В обстановке ЧС она решает следующие задачи:
изучение влияния различных условий ЧС на психику спасателя;
разработку оптимальных норм деятельности спасателей в обстановке ЧС;
внедрение в практику работы руководителя, командира мероприятий по укреплению нервной системы подчиненных, по ее укреплению в ходе АСДНР;
проведение пропаганды психогигиенических знаний.
Психокоррекция - организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к отдельным спасателям, военнослужащим, характеризующихся наличием психических отклонений, низким морально-психологическим климатом коллектива и направленное на перестройку неблагоприятных психологических образований, создание здорового морально-психологического климата.
Психологическая реабилитация — это система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленная на восстановление, координацию или компенсацию нарушенных психологических функций организма спасателя или пострадавших, получивших психическую травму в ходе АСДНР. Психологическая реабилитация проводится в целях восстановления у личного состава способности к деятельности после окончания АСДНР. Эффективность психологической работы достигается:
постоянным контролем и анализом морально-психологического состояния личного состава, воинских коллективов;
учетом морально-психологического состояния личного состава при оценке профессиональной способности личного состава;
определением объема психологических потерь в ходе АСДНР, планированием и проведением мероприятий по их снижению;
оперативным получением достоверной информации о морально-психологическом состоянии личного состава;
умелым использованием сил и средств оказания психологической помощи лицам, нуждающихся в ней;
постоянным взаимодействием с медицинской службой и органами тылового обеспечения.
Культурно-досуговая работа — это система мероприятий, осуществляемая во всех видах АСДНР по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры. Целью культурно-досуговой работы является формирование у личного состава высоких морально-психологических качеств, поддержание на должном уровне духовно-эмоционального состояния и физических сил для успешного выполнения задач АСДНР.
Основными задачами культурно-досуговой работы являются:
постоянное и всестороннее изучение духовного самочувствия личного состава и информирование о нем руководителей (командиров);
осуществление культурно-досугового обслуживания личного состава частей и подразделений войск ГО;
снятие отрицательных эмоциональных состояний у военнослужащих;
организация досуга и полноценного отдыха личного состава с учетом обстановки АСДНР;
оказание содействия в проведении психологической реабилитации военнослужащих и спасателей;
поддержание в коллективах спасателей здоровой морально-психологической обстановки;
своевременное обеспечение и пополнение техническими средствами воспитания и необходимыми материалами для художественно-оформительских работ;
организация взаимодействия с учреждениями и органами культуры, расположенными в районах АСДНР, с целью участия их в организации культурно-досуговой работы с личным составом.
Мероприятия культурно-досуговой работы проводят с учетом характера задач и особенностей проведения АСДНР на основе плана культурно-досуговой работы.
При подготовке и проведении АСДНР проводят социологические и психологические исследования в целях изучения морально-психологического состояния личного состава формирований, военнослужащих и спасателей, а также для разработки практических рекомендаций по наиболее качественному решению задач МПО. Основными задачами социологических и психологических исследований является:
изучение морально-психологического состояния личного состава и населения, социально-психологической обстановки в районе проведения АСДНР;
анализ общественного мнения, нужд и запросов личного состава и населения;
участие в прогнозировании психологических потерь;
разработка предложений по укреплению трудовой и воинской дисциплины и правопорядка;
изучение состояния и разработка мероприятий по улучшению психологической работы (психологического сопровождения, психокоррекции, психореабилитации и др.).
Обеспечение техническими средствами воспитания (ТСВ) — это система работы руководителей командиров (начальников), их заместителей, довольствующих органов по обеспечению личного состава войск ГО необходимыми техническими средствами воспитания и их использование в интересах морально-психологического обеспечения АСДНР.
ТСВ являются:
организация контроля за правильной эксплуатацией ТСВ;
обучение руководителей, командиров (начальников) практике использования ТСВ в интересах МПО;
обеспечение личного состава войск ГО материалами для выполнения художественно-оформительских работ;
ведение учета ТСВ и их списание.
Основой организации морально-психологического обеспечения АСДНР, деятельности сил и средств личного состава войск ГО является решение руководителя, командира (начальника), его указания по выполнению распоряжения вышестоящего органа по работе с личным составом. В указаниях руководитель, командир (начальник) определяет:
особенности предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ;
порядок разъяснения задачи на проведение АСДНР и мобилизации личного состава на их выполнение;
цели и задачи морально-психологического обеспечения АСДНР;
привлекаемые силы и средства воспитательной работы;
порядок и сроки информирования личного состава войск ГО о проделанной работе, ее результативности и оценке морально-психологического обеспечения личного состава.
Руководство морально-психологическим обеспечением командир (начальник) осуществляет лично, либо через своего заместителя по работе с личным составом. Он несет ответственность за морально-психологическое обеспечение, за работу по поддержанию высокой морально-психологической устойчивости и готовности личного состава частей и подразделений войск ГО к проведению АСДНР, за своевременное оказание морально-психологической помощи нуждающимся в ней, за восстановление психологических потерь, за действенность воспитания, информационной, социально-правовой и культурно-досуговой работы, за управление техническими средствами воспитания.
Анализируя в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ состояние морально-психологического обеспечения целесообразно обращать внимание на признаки пока еще вскрытого, но возможного неблагополучия. Прогностическое значение умеют следующие явления:
снижение эффективности аварийно-спасательных работ, деятельности, профессиональной учебы, не имеющее признаков недисциплинированности:
выражение неудовлетворенности определенными требованиями, порядками и условиями их выполнения, неконструктивная критика недостатков в работе и службе;
чрезмерное волевое и физическое напряжение, которое вынуждены выдерживать руководители АСДНР, спасатели и военнослужащие, сталкиваясь с предельной физической и моральной нагрузкой и накапливающейся усталостью;
изощрение усилий в направлении маскировки негативных социально-психологических явлений, снижение откровенности и открытости подчиненных и др.;
снижение требовательности руководителей, начальников аварийно-спасательных служб, командиров (начальников), снисходительность или, напротив, болезненная нетерпимость, нервно-раздражительное реагирование на любые проступки спасателей.
Система морально-психологического обеспечения должна располагать хорошо налаженными обратными связями, быть восприимчивой к информации о своем собственном состоянии и обстановке в районе аварии, катастрофы, стихийного бедствия, о ходе реализации принятых решений, а также вносить необходимые коррективы в процесс реализации МПО и на этой основе развиваться и совершенствоваться. Поэтому в структуре системы морально-психологического обеспечения важную роль играют аналитические и диагностические функции, позволяющие руководителю, командиру (начальнику) постоянно и с большой достоверностью судить о развитии морально-психологических качеств у подчиненных, успешно решать профессиональные задачи.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература