logo search
ТОМ 1

1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения

Осуществление государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС требует определения рациональных пропорций при выделении средств на эти цели. Очевидно, что доля выделяемых средств на защиту должна соответствовать не только численности населения на рассматриваемых территориях или их площади, но и сте­пени опасности для жизнедеятельности. Регионы и субъекты РФ в силу их специфического географического положения, плотности населения, природных условий, уровня экономиче­ского развития, состояния промышленных объектов и инфраструктуры различаются с точки зрения опасности возникновения ЧС природного и техногенного характера. Различная опас­ность регионов для жизнедеятельности населения проявляется в различных частотах ЧС, числе пострадавших и погибших, размере материального ущерба и др.

В качестве показателей опасности для жизнедеятельности населения регионов могут быть использованы абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям опасности относятся:

Показателями потенциальной опасности территорий являются:

Могут использоваться объединенные показатели потенциальной опасности для жиз­недеятельности, например, средняя плотность населения в зонах возможного поражения.

Анализ показывает, что значительная часть населения Российской Федерации проживает в зонах воз­можного действия поражающих и вредных факторов ЧС. При площади территории России 13580 тыс. кв. км зоны возможного действия поражающих и вредных факторов ЧС составляют 32% ее территории. При средней плотности населения в 8 чел/км2 средняя плотность населения в зонах возможного действия поражающих факторов ЧС почти в 2 раза выше (14 чел/км2). Наибольшая плотность населения в зонах возможного поражения при ЧС наблюдается в Центральном, Уральско-Приволжском и Северо-Западном регионах.

Для выделения более опасных территорий для жизнедеятельности населения боль­ше подходят относительные показатели:

Выбор конкретного показателя или совокупности показателей зависит от цели оцен­ки. Средний индивидуальный риск преждевременной смерти в год в ЧС природного и техногенного характера для населения территории является наиболее важным показателем риска для жизни и здоровья людей. Общим показателем, учитывающим не только погиб­ших, но и пострадавших в результате ЧС, является СОППЖ.

Оценку социально-экономического риска от ЧС по факторам потенциальной опас­ности дает математическое ожидание экономического ущерба.

Так, в 2000 г. материальный ущерб от ЧС природного и техногенного характера со­ставил 24,7 млрд. руб. или 167 руб. на человека. Учитывая, что всего произошло 888 ЧС, то средний ущерб от одной ЧС составил 27,8 млн. руб.

Используются также такие показатели, как количество ЧС природного и техногенно­го характера в расчете на определенную численность населения, например, 100 тыс. чел., количество ЧС в расчете на единицу площади рассматриваемой территории, среднегодовая численность населения, пострадавшего при ЧС, показатель экологической обстановки (балл антропогенной нагрузки на природную среду) и др.

К использованию в качестве показателя опасности числа потенциально опасных объектов следует относиться осторожно, так как многое зависит от состояния их безопасно­сти. Эти обстоятельства, а также частота природных ЧС (землетрясения, наводнения и др.) могут быть учтены при использовании вероятностных и экспертных методов.

Определение результирующего показателя потенциальной опасности по ряду источников опасности (техногенных и природных) связано со значительными трудностями, так как эти источники имеют различную частоту проявления и последствия (причем для техногенных источ­ников частота зависит от состояния безопасности соответствующих объектов). Поэтому для сравнительной оценки регионов по опасности вместо ряда показателей необхо­дим один комплексный показатель опасности. В качестве такого показателя может быть использована линейная комбинация показателей, характеризующих регионы по различным параметрам опасности.

Трудности, связанные с неопределенностью исходных данных, адекватностью расчетных моделей, определением интегральных рисков от многих опасностей могут быть преодолены при использовании методов определения относительных характеристик, в частно­сти, экспертных методов.

Количественную оценку качественного признака, характеризующего опасность территории, можно получить на основе сравнения территорий друг с другом. Получаемые при этом оценки, являются относительными, поскольку зависят от того, какие территории срав­ниваются. Относительные веса по опасности территорий при их небольшом числе могут быть установлены экспертом интуитивно - такими, какими они ему представляются. При этом его суждения опираются на профессиональную подготовку и не являются результатом каких-либо рассуждении или вычислений. При большом числе территорий определение от­носительных весов должно опираться на формализованную процедуру.

При выставлении оценок эксперты учитывают: частоту и силу экстремальных природных явлений; площади зон действия их поражающих факторов; защищенность объектов инфраструктуры; их стойкость к воздействию поражающих факторов (в частности, сейсмостойкость); долю населения, проживающую в зонах действия поражающих факторов: готовность сил и средств к аварийно-спасательным работам и ликвидации последствий стихийных бедствий и другие факторы.

При определении степеней опасности территорий, обусловленной чрезвычайными ситуациями техногенного характера, учитываются: аварийность на промышленных объектах, в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте; число потенциально опасных объектов, их техническое состояние, потенциал опасности (запасенная энергия или количество опасных веществ): частота аварийных ситуаций; плотность населения; доля населения, проживающая в зонах возможного действия аварийных факторов и др.

На основе экспертного оценивания, осуществленного специалистами МЧС России в 2000 году, проведено зонирование территории России по уровням природной и техногенной опасности для жизнедеятельности с помощью полученных степеней опасности территорий. Исходили из того, что как безопасность, так и уровни риска - понятия относительные. Критерии безопасности (приемлемые уровни) устанавливаются с учетом социальных и экономических факторов. При их достижении и наличии экономических возможностей устанавливаются более жесткие уровни. Так, в высокоразвитых странах (Швеция, Нидерланды) приемлемый уровень риска существенно ниже, чем в других странах. Поэтому зонирование территории страны по степени опасности от ЧС природного и техногенного характера, удовлетворяющее принципу приемлемости риска, возможно по относительным показателям опасности, например, по трем категориям с равным числом территорий:

Анализ показывает, что чаще всего, более опасными оказываются крупные промыш­ленные центры. Учи­тывая, что в промышленных центрах проживает и большая часть населения, эти территории требуют выделения большей доли ресурсов на проведение мероприятий по защите населе­ния. Так, всего 4 субъекта Центрального региона, согласно разработанной методике, требуют 83,5% всех средств, а на остальные 15 территорий остается всего 16,5%.

Установлено, что наиболее опасными для жизнедеятельности населения регионами по интегральному риску являются Северо-Кавказский, Центральный и Дальневосточный. Повышенная опасность Северо-Кавказского региона объясняется наличием как природной, так и техногенной опасности; Центрального - повышенной техногенной опасностью, Дальневосточного - повышенной природной опасностью. Наиболее опасными для жизнедеятель­ности субъектами Российской Федерации являются: Чеченская Республика, г. Москва, Приморский край. Хабаровский край. Сахалинская. Камчатская, Московская, Кемеровская, Свердловская и Ростовская области.

Проведенный анализ данных показывает, что индивидуальные риски смерти людей в ЧС природного и техногенного характера сильно различаются в пределах страны (коэффициент вариации составляет 0,28). Поэтому, одной из целей государственной полити­ки в области природной и техногенной безопасности является ее выравнивание по террито­рии страны за счет целевого финансирования территорий, наиболее опасных для жизнедеятельности.

Этот путь является рациональным и при решении задачи общего повышения уровня безопасности в стране, так как эффективность затрат на защиту зависит от достигнутого уровня безопасности. При этом дальнейшее повышение безопасности требует больших затрат. Поэтому эти затраты более эффективны в менее безопасных регионах страны.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важ­нейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права на жизнь и здоровье. Конституция нашей страны провозглашает, что человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права. Право человека на жизнь и здоровье охраня­ется законом. Потому обязанности по реализации данного права возлагаются на государст­во, которое определяет соответствующие обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, а также их права.

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности обусловлена событиями и действиями, в результате которых нарушается право людей на жизнь, соответствующее качество жизни и полноценное функционирование в обществе. При этом происходит гибель физических лиц, утрачивается их способность выполнять опреде­ленные функции, снижается продолжительность жизни.

Статистические данные о реализации права граждан России на жизнь и качество жизни в отдельных сферах жизнедеятельности показывают, что проблема обеспечения безо­пасности существует. Так, за последние десять лет уровень общей смертности в стране уве­личился. Средняя продолжительность жизни в России в настоящее время составляет у муж­чин 58 лет, а у женщин - 72 года.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках общей сис­темы безопасности Российской Федерации. Ее структура представляет собой совокупность органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан, занятых вопросами безопасности.

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности проводятся мероприятия по защите населения. Защита состоит в снижении уровня опасных факторов, действующих на лю­дей, объекты техносферы, окружающую среду, а применительно к потенциально опасным объектам, в случае их аварий - на персонал, население и окружающую среду. Состояние безопасности достигается при условии снижения воздействий до допустимых уровней. К за­щите часто относят также мероприятия по ослаблению последствий аварий.

Защита классифицируется по многим признакам: цели, месту, опасным факторам, объекту, принципу действия. Классификация видов защиты приведена на рис. 1.5.11.

По цели меры защиты делятся на меры снижения риска возникновения ЧС (ослабле­нию опасных факторов) и меры по смягчению последствий произошедших ЧС.

По времени проведения различают превентивные меры защиты и меры по смягчению последствий уже произошедших ЧС - реагированию. Меры защиты на определенной территории во временной шкале планируются, исходя из основных этапов развития любой ЧС (табл. 1.5.2).

Таблица 1.5.2