logo search
культура

3. Обучение, методы которого зависят от доминирующих средств

обучения: словесные, наглядные, практические. В зависимости от ди-

дактических задач методы классифицируются на: методы приобрете-

ния новых знаний; методы формирования умений, навыков и приме-

нения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений,

навыков. В зависимости от способов усвоения (по И. Я. Лернеру и

М. Н. Скаткину) методы обучения классифицируют на: объяснитель-

но-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и

т. п.); репродуктивный метод. Оба эти метода объединяются в группу

репродуктивных методов, они базируются на воспроизведении и по-

вторении способа действия по образцу (например, есть наблюдение,

что иностранное слово должно встретиться за определенных проме-

жуток времени не менее 20 раз, чтобы быть усвоенным). Репродук-

тивные методы формируют основные мыслительные операции (ана-

лиз, синтез, абстрагирование, классификация, сравнение и т. п.), но не

развивают творчество.

Продуктивные методы направлены на формирование творческого

мышления, развитие креативности: быстроты ориентировки в меняю-

щихся обстоятельствах, умения видеть проблему, не бояться новизны,

оригинальности и продуктивности мышления, изобретательности, ин-

туиции и т. п. К группе продуктивных методов относятся: метод про-