logo search
культура

5.3. Этапы управления развитием корпоративной культуры 251

попытки интуитивно найти решение, без выдвижения гипотез;

гипотезы выдвигаются, но ни одна до конца не проверяется.

Методы стимулирования педагогического процесса: соревнование,

поощрение (сигнал о состоявшемся самоутверждении), наказание. По-

ощрение не должно обесцениваться, а все стимулы должны учитывать

особенности личности.

Наказание обычно вызывает чувство неудовлетворенности, стыда,

дискомфорта, оно должно вызывать потребность изменить поведение.

Фактором наказания может послужить противопоставление коллек-

тиву, осуждение поступка коллективом, выталкивание из рядов, но

если наказание коллективное, может произойти сплочение на негатив-

ной основе. Некоторые правила наказания:

нельзя наказывать за неумышленные поступки;

нельзя наказывать без достаточных оснований (лучше простить

десять виновных, чем наказать одного невиновного);

сочетать наказание с убеждением и другими методами воспита-

ния;

строго соблюдать педагогический такт;

опора на понимание и поддержку общественного мнения;

учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.