logo search
культура

1) Подбадривающая критика: Ничего, в следующий раз сделаете

лучше, а сейчас —не получилось.

2) Критика-упрек: Ну что же Вы! Я на Вас так рассчитывал! Или:

Эх Вы! Я был о Вас более высокого мнения!

3) Критика -надежда: Надеюсь, в следующий раз Вы сделаете это

задание лучше!

4) Критика-аналогия: Раньше, когда я был таким же, как Вы, моло-

дым специалистом, я тоже допустил такую же ошибку. Ну и дос-

талось мне от начальника!

5) Критика-похвала: Работа сделана хорошо, но не для этого слу-

чая.

6) Критика-озабоченность: Я очень озабочен сложившимся поло-

жением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок не-

сет ответственность весь коллектив.

7) Безличная критика: В нашем коллективе есть еще работники, ко-

торые не справляются со своими обязанностями. Не будем назы-

вать их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя долж-

ные выводы.

8) Критика-сопереживание: Я хорошо Вас понимаю, вхожу в Ваше

положение, но и Вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано.

9) Критика-сожаление: Я очень сожалею, но должен отметить, что

ваша работа выполнена некачественно.

3.7. Культура коммуникаций 213

10) Критика-удивление: Как?! Неужели Вы еще не сделали эту рабо-

ту? Не ожидал...

11) Критика-ирония: Делали, делали и...сделали. Работка что надо!

Только как теперь начальству в глаза смотреть будем?!

12) Критика-____________намек: Я знал одного человека, который поступил точ-

но так же, как и Вы. Потом ему пришлось плохо...

13) Критика-смягчение: Наверное, в том, что произошло, виноваты

не только Вы...

14) Критика-укоризна: Что же Вы сделали так неаккуратно? Да еще

и не вовремя?!

15) Критика-замечание: Не так сделали. В следующий раз советуй-

тесь, если не знаете, как выполнить задание!

16) Критика -предупреждение: Если Вы еще раз допустите брак, пе-

няйте на себя!

17) Критика-требование: Работу Вам придется переделать!

18) Критика-вызов: Если допустили столько ошибок, то сами и ре-

шайте, как выходить из положения.

19) Критика-совет: Я Вам советую не горячиться, подождите, ос-

тыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как

нужно поправить.

20) Конструктивная критика: Работа выполнена неверно. Что конк-

ретно собираетесь предпринять? Или: Работа не выполнена. По-

смотрите возможность использования такого-то варианта.

21) Критика-опасение: Я очень опасаюсь, что и в следующий раз ра-

бота будет выполнена на таком же уровне.

22) Критика-окрик: Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выпол-

нять эту работу?

23) Критика-обида: Эх Вы! Не ожидал от Вас такого! Где же Ваша

совесть?

24) Критика-покровительство: Да! Не получилось! Ну ничего, я Вам

помогу.

25) Критика-угроза: Я вынужден применить к Вам самые строгие

дисциплинарные меры.

26) Хвалебная критика: Ну как же так? Такой талантливый человек,

а работа выполнена на низком уровне.

Основные условия применения той или иной формы критики:

подчиненный, критикуемый руководителем, должен уважать

своего руководителя, ценить его мнение о себе, иметь желание

214 Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

выглядеть в глазах начальника достойно, тогда он стерпит любую

форму критики и направит свое недовольство на себя, на свой

проступок, а не на руководителя;

руководитель должен учитывать индивидуальность подчиненно-

го, особенности его самооценки, характера, темперамента: одного,

можно и нужно крепко поругать, иначе до него не дойдет, а к дру-

гому можно применить только хвалебную критику;

если подчиненный относится к руководителю недоброжелатель-

но, подозрительно, то обязательно нужно сочетать критику с по-

зитивными оценками каких-то черт подчиненного: инициативы,

добросовестности, исполнительности и т. п.;

к коллеге нельзя применять все те виды критики, которые приме-

нимы к подчиненному, полезно определить, какие виды критики

приемлемы в отношениях коллег;

количество видов критики по отношению к начальству еще более

узко. Следует проанализировать, какие формы критики и усло-

вия ее высказывания приемлемы в отношении начальства.

Особые требования предъявляются к публичной критике:

она должна быть принципиальной, основанной на глубокой внут-

ренней убежденности в своей правоте, на высоконравственной

позиции, ориентированной на улучшение положения дел, а не на

личность. При этом следует определить, чью точку зрения выра-

жает критикующий —свою или группы, общности;

критика должна быть аргументированной, основанной на фактах,

примерах, расчетах;

критика должна быть доброжелательной, желательно щадящей,

чтобы она не убивала человека, а побуждала к исправлению недо-

статков;

критика должна быть конструктивной, т. е. оканчиваться опреде-

ленными предложениями по устранению недостатков.

Полезно проанализировать, какие формы критики приемлемы для

вас лично. Размышляя на тему критики, помните Золотое правило об-

щения: Поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали

с вами.

А вот к каким результатам пришли профессиональные психологи,

исследуя проблему отношения людей к тем, кто их критикует. Эта ин-

формация полезна тем, что показывает, какая форма выдачи крити-

ческих замечаний в наименьшей степени травмирует душу критикуе-

мого и сохраняет его нормальное отношение к критикующему.