logo search
ТОМ 1

1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование ЧС природного характера осуществлялось на основе информации поступающей из центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС), центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра государственного мониторинга геологической среды, Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России.

Еженедельный прогноз своевременно поступает в Управление Центрального регионального центра и доводится до субъектов РФ региона.

Прогнозировалось самовозгорание торфа в штабелях и на торфополях. Наиболее крупные и пожароопасные районы торфяных разработок расположены во Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской областях.

При массовых лесных и торфяных пожарах основной ущерб экономики субъектов складывается из безвозвратных потерь лесного фонда, запасов добытого торфа и уничтожения торфяных месторождений, а также затрат на локализацию и ликвидацию пожаров.

Эпидемическая и эпизоотическая обстановка на территории ЦРЦ благоприятная. Очаги инфекционных заболеваний людей и животных могут возникнуть в случае аварий на объектах микробиологической промышленности, водопроводно-канализационных системах, а также при несоблюдении мер по охране окружающей среды.

Приказом начальника ЦРЦ в управлении регионального центра и в ГУ ГОЧС областей созданы внештатные территориальные центры мониторинга и прогнозирования (ТЦМП) чрезвычайных ситуаций. В настоящее время идет формирование нормативно-правовой базы ТЦМП по вопросам прогнозирования ЧС, сбор и анализ исходных данных по потенциально опасным объектам.

Основные направления деятельности ЦРЦ по совершенствованию функционирования регионального уровня РСЧС.

1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС. В Центральном региональном центре проводится работа по созданию, формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС.

Особое внимание уделяется разработке нормативно-правовых актов, позволяющих реализовывать законы РФ и постановления Правительства РФ применительно к особенностям субъектов РФ и региона в целом. Основополагающим документом является закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

В целях обеспечения результативности проводимых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по предупреждению ЧС (госнадзорная и контрольная деятельность), с субъектами РФ приняты соответствующие постановления, распоряжения и организационные указания.

В субъектах РФ региона на территориальном уровне работа по реализации Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» по 12 рекомендованным МЧС России направлениям полностью завершена.

2. Выполнение планов действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в области предупреждения ЧС. Планы действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в ГУ ГОЧС областей Центрального региона разработаны и откорректированы. Мероприятия планов действий выполняются в установленном порядке и в установленные сроки.

Основные мероприятия планов, в части предупреждения ЧС, выполненные за отчетный период:

1. Отработаны вопросы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2. Проведен комплекс мероприятий по предупреждению ЧС и готовности к действию при их возникновении органов управления, сил и средств территориальных подсистем РСЧС и их звеньев, потенциально опасных объектов.

3. Организовано взаимодействие с надзорными органами по вопросам проведения комплексных проверок потенциально опасных объектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Уточнен состав сил и средств для ликвидации ЧС в летний пожароопасный период, порядок их взаимодействия.

3. Разработка и осуществление целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС. В субъектах РФ, входящих в состав Центрального региона по планам НИОКР МЧС России реализуются следующие основные федеральные, региональные и областные целевые и научно-технические программы:

Реализация вышеперечисленных программ задерживается из-за отсутствия достаточных финансовых средств в областных и федеральном бюджетах.

Разработка и осуществление целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС в большинстве областей ведется крайне медленно, а выполнение ряда целевых программ приостановлено, так как финансовые средства на эти программы выделяются из финансовых возможностей субъектов РФ или вообще не выделяются.

4. Создание и наличие резервов финансовых и материальных ресурсов. В субъектах РФ Центрального региона созданы резервы финансовых и материальных средств, предназначенные для обеспечения мероприятий по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Создаются запасы медикаментов, профилактических и дезинфицирующих средств, ГСМ, материальных средств для проведения аварийно-восстановительных работ на коммунально-энергетических сетях.

Однако процесс формирования резервов финансовых и материальных резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на областном, местном и объектовом уровнях проходит с большими сложностями.

5. Совершенствование информированности исполнительных органов власти, руководителей объектов промышленности в области прогнозирования и предупреждения ЧС. Информирование руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления, руководителей объектов промышленности и общественных организаций по вопросам угрозы и факте возникновения ЧС осуществлялось на основании выполнения требований постановлений Глав администраций «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС»; «О системе оповещения и информирования об угрозе возникновения ЧС», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения о ЧС», «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» и других постановлений.

Для координации действий имеющихся ведомственных дежурно-диспетчерских служб, оперативного сбора информации и организации экстренного реагирования силами постоянной готовности при угрозе и возникновении ЧС на территории региона создаются Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС). На сегодняшний день в Центральном регионе создано:

Создание ЕДДС происходит по варианту «ЕДДС-ОДС», т. е. создается объединенная дежурно-диспетчерская служба (ОДС), взаимодействующая с городскими ДДС при сохранении существующего порядка работы городских служб с населением. В то же время, имеется согласие администрации г. Воронежа на проведение опытной федеральной целевой программы «ЕДДС - единый номер» (выделение в городской телефонной сети единого многоканального номера для работы с населением).

Особое внимание уделяется оперативному, достоверному и своевременному информированию населения через СМИ о состоянии защиты людей и территорий от чрезвычайных ситуаций и о принимаемых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникающих ЧС, о приемах и способах защиты от них.

Обмен информацией между органами управления осуществляется, как по вертикальным, так и по горизонтальным связям. Эта информация включает данные о прогнозах и фактах угрозы возникновения ЧС и экологической безопасности.

6. Сводно-аналитический прогноз на последующий период. Анализ статистических данных по ЧС за последние 5 лет и долгосрочный прогноз Росгидрометцентра позволяют сделать вывод о том, что в областях Центрального региона возможны: