logo search
культура

160 Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

коммуникативные (в том числе речевые). Имеются и другие основа-

ния для классификации. Действия разделяют на импульсивные, реак-

тивные и осмысленные, разумные; регулярные и экстренные и т. п. На-

конец, важно разделение действий на игровые, учебные, трудовые,

сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными

внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внут-

ренних средств и способов.

Приведем определение понятия поведение из Психологическо-

го словаря:

Поведение —извне наблюдаемая двигательная активность живых су-

ществ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено

высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей

природой... Источником поведения являются потребности живого су-

щества. Поведение осуществляется как единство психических —побу-

дительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те

условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений су-

щества) —и исполнительных, внешних действий, приближающих или

удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразую-

щих их... Поведение человека всегда общественно обусловлено и обре-

тает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей,

произвольной и социальной деятельности. На уровне общественно-де-

терминированной деятельности человека термин поведение означа-

ет также действия человека по отношению к обществу, другим людям и

предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции обще-

ственными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится,

например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном по-

ведении.

Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и

в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения.

По сути, поскольку поведение —это система действий, поступков,

правомерно принять понятия действие и поступок за близкие, так

же, как понятия деятельность и поведение.

Управленческое действие как психическое явление —произволь-

ный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате,

образе предвидимого будущего, т. е. процесс, подчиненный осознавае-

мой (сознательной) цели.

Какой уровень представлений об объекте управления должен быть

у управленца?

Выделим два возможных взгляда на это. Один —уровень пользова-

теля. На этом уровне управляемая система представляется довольно

.1.5. Культура правления 161

простой, вплоть до примитивной (например, подчиненный соответ-

ствует представлениям, сформулированным в модели стиля управле-

ния X по Мак-Грегору —ленивый, безынициативный исполнитель).

Воздействие с целью получения нужного поведения тоже достаточно

несложное устрашить, наказать, проконтролировать вплоть до прес-

синга по всему полю.

Второй уровень восприятия предполагает более адекватное пред-

ставление о работнике как о большой сложной уникальной системе,

таящей потенциал к творчеству и развитию, а также массу других по-

тенциалью полезных качеств, и задача управленца —помочь человеку

раскрыться, самореализоваться в его собственных интересах и в инте-

ресах корпорации. В этом случае нам также не удастся уйти от моде-

лей, но эти модели будут более точные, тонкие, гуманные, учитываю-

щие высшее в человеке —его душу.

В каком подходе больше культуры взаимодействия? Ответ очевиден.

Что глазное, наиболее существенное, ценное в человеке для него са-

мого? Его душа, личность, уникальность. Человек этим и отличается

(уровнем развития души) от других живых существ, ценит это в себе

выше всего и ожидает того же от других. Отсюда и потребность любого

человека в том, чтобы им руководили с учетом наличия и особеннос-

тей его души, т. е. каждый работник ожидает психологического управле-

ния. Чтобы эти ожидания оправдать, культурный руководитель дол-

жен уметь понимать душу другого человека, а для этого —обладать

хотя бы минимумом психологических знаний. Для обеспечения перво-

начальных представлений об уровне знаний о душе, которыми распо-

лагает психология, минимум знаний, такой маленький социально-

психологический ликбез, мы приводим в Приложении.

Управленческая деятельность характеризуется понятиями мотивов,

целей, предметов, структуры, средств.

Внешняя и внутренняя форма психической составляющей управ-

ленческого действия включает чувственную ткань, образ ситуации' и

образ действия,слово, цель.

Компоненты управленческого действия: восприятие, анализ и

оценка ситуации; прогнозирование поведения и результата (резуль-

татов); принятие решения (формирование или активация програм-

мы); реализация; контроль и коррекция. Управленческое действие

может содержать признаки многих или нескольких классов: испол-

нительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные (воспри-

ятие), мнемические (связанные с памятью), умственные, коммуника-

тивные (в том числе речевые). Управленческие решения могут быть