logo search
ТОМ 1

1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации

В современной теории принято считать, что доктрина представляет собой определенную «связную концепцию, совокупность принципов» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983, с.174). При этом под военной доктриной понимается «система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения» (БЭС. – М., 1991, т.1, с. 223).

Сегодня трудно ответить на вопрос «когда точно возникли военные доктрины» и когда и кто впервые употребил словосочетание «военная доктрина». Однако можно утверждать, что возникновение военных доктрин было тесно связано со становлением государств и развитием вооруженных сил. Применение вооруженной силы для достижения тех или иных политический целей также стало важным фактором формирования некоторых положений военных доктрин, которые исходя из обобщения военного опыта, стали называть доктринальными.

И, действительно, еще в глубокой древности руководители государств и военачальники вынуждены были решать многие военные вопросы, связанные с численностью, составом своих армий и порядком их комплектования. Необходимо было выбирать цели для военных походов и организовывать охрану границ. Важную роль играли оценки противников и выбор способов борьбы с ними. Реализация принятых решений была связана с привлечением значительных масс людей. Были нужны большие усилия по их вооружению, снабжению и обучению. В ходе последующего развития государств стали появляться нормативные акты, которые определяли правила решения военных вопросов. В этих актах излагался порядок привлечения населения в воинские формирования, их вооружение и подчиненность, а также определялись нормы налогообложения граждан для содержания армии. Совокупность таких актов явилась основой для формирования нормативных установок государства в военной сфере. Они, в конечном итоге, и определяли порядок создания, применения и обеспечения вооруженных сил. В целом эти установки отражали собой уже доктринальный характер.

Наиболее существенную роль на формирование доктринальных установок оказывало последовательное обобщение военного опыта на различных этапах развития общества и выработка на основе его положений и принципов построения и организации военного дела такими полководцами, историками и философами древности, как Сунь-Цзы, Ксенофонт, Полибий, Юлий Цезарь, Псевдо-Маврикий, Владимир Мономах и другими. В своих трудах (Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. – Древний Китай, 6-5 вв. до н.э.; Ксенофонт. Анабасии. – Древняя Греция, 5-4 вв. до н.э.; Полибий. История (в 40 книгах). – Древняя Греция, 2 в. до н.э.; Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. Записки о гражданских войнах. – Древний Рим, 1 в. до н.э.; Псевдо-Маврикий. Стратегикон (в 12 томах). – Византийская империя, 6-7 вв.; Владимир Мономах. Поучение. – Древняя Русь, 11-12 вв.) они создали целый ряд описаний военных походов, трактатов и наставлений. В этих трудах излагались основные положения накопленных военных знаний.

Многие положения из этих трудов и сегодня сохраняют свою актуальность и значимость для военного дела. Особо это заметно при обращении к трудам П.А. Румянцева, А.В. Суворова, К. Клаузевица, Н.В. Медема, Г.А. Леера, Н.П. Михневича, М.В. Фрунзе, А.Е. Снесарева, А.А. Свечина и других полководцев и классиков военной науки.

На новую ступень развития доктринальных поднялось с появлением регулярных армий. В конце 16 в. и начале 17 в. появились первые воинские уставы. В Нидерландах это был устав Морица Оранского, в России – «Бояский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.). Чуть позже в России появился более полный «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» (1607 г.) Онисима Михайлова. Так как с увеличением размаха военных действий усложнилось руководство войсками, в государствах стали создаваться постоянные органы управления вооруженными силами.

В 18-19 вв. развитие военной науки вышло на новый уровень. Обоснование доктринальных установок по строительству, подготовке вооруженных сил и ведению военных действий стало приобретать форму сознательной и целенаправленной деятельности. По мере исторического развития государств началось создание постоянных массовых армий.

В 19 в. и начале 20 в. шло активное совершенствование оружия и боевой техники, бурно развивались экономика и наука. В этих условиях подготовка к войне потребовала проведения целой системы мероприятий. Постепенно стало приходить понимание необходимости заблаговременной разработки взглядов на проведение этой системы мероприятий. В России, например, существовало мнение, что такие взгляды необходимо формировать на высшем военном и государственном уровне. Так, в 1912 году газета «Русский инвалид» прямо говорила о важности принятых в армии руководящих взглядов и впервые в военной теории система таких взглядов обсуждалась как военная доктрина. Было высказана также необходимость введения и определения содержания понятия «военная доктрина». В ходе дальнейшего развития общества и военной деятельности такие взгляды были поддержаны, а затем официально приняты во многих государствах. Позже они стали доктринальными и составили основу их военных доктрин.

О структуре и возможном содержании военной доктрины. Структура определяется важнейшими сферами военной деятельности государства. С учетом этого она обычно включает несколько разделов, объединяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические положения. Эти группы доктринальных положений справедливо называют основами. Содержание военной доктрины определяется взглядами государства на организацию и ведение военной деятельности. К важнейшим элементам содержания военной доктрины относятся: цели; принципы; направления и задачи такой деятельности. Эти элементы излагаются в каждом структурном разделе доктрины применительно к его направленности и составляют основное содержание военно-политических, военно-стратегических и военно-экономических основ.

Доктринальные положения вырабатываются высшими органами государственной власти на основе конституции, законов и других нормативных правовых актов. Большое значение имеют также нормы международного права и межгосударственные договоры. Они определяют цели и характер совместной деятельности в интересах мирового сообщества.

На структуру и содержание военной доктрины большое влияние оказывает исторический опыт государства. Во многом он отражается в уровне развития науки и техники, состоянии социальной и экономической сферы, сложившейся организации государственного и военного управления. В силу этого доктринальные положения в различных государствах могут иметь специфическое содержание, различную структуру и существовать в разнообразных формах. Они могут называться «национальная военная стратегия», «военная доктрина», «стратегия национальной обороны», «римская хартия» или просто «белая книга». Однако независимо от названия, их содержание будет отражать взгляды государства на организацию и ведение военной деятельности.

Принятые в государстве доктринальные положения не остаются неизменными. Они могут ежегодно перерабатываться, как это делается в США или корректироваться по разделам, как это делается в Великобритании. Уточнение положений военной доктрины может осуществляться и отдельными документами, принятыми на государственном уровне. Такая практика существует тоже в ряде стран. Изменение доктринальных взглядов обусловлено в основном проводимой политикой тем или иным государством, уровнем его экономического развития и достижениями военной науки.

Между наукой и доктриной существует глубокая взаимная связь. Известно, наука занимается исследованием и систематизацией новых знаний. Полученные знания, прежде всего в области обороны и безопасности, используются для развития и совершенствования положений военной доктрины. В свою очередь, содержание принятых доктринальных положений во многом определяет направления научных исследований.

Принятая в государстве военная доктрина выполняет многие функции, среди которых выделяются три основные: нормативная, организационная и информационная.

Первая функция (нормативная) проявляется в том, что основные положения военной доктрины носят нормативно-правовой характер. Их выполнение является обязательным для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, принимающих участие в обеспечении военной безопасности. Нормативная функция является преимущественно внутренней, так как в основе своей доктринальные положения определяют направления подготовки государства к обороне, цели и задачи применения вооруженных сил. Она также стимулирует развитие науки и техники в интересах обороны, нацеливают экономику на обеспечение ее потребностей.

Вторая функция (организационная) связана с тем, что реализация положений военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления. Поскольку организационные мероприятия могут проводиться как внутри страны, так и за ее пределами, то эта функция является и внутренней, и внешней.

Третья функция (информационная) заключается в доведении государством до своих граждан и всего мирового сообщества содержания основных доктринальных положений, и, прежде всего, целей, принципов, направлений и задач по защите национальных интересов и обеспечению военной безопасности

В основе доктринальных положений, как показывает опыт истории, лежат достижения военной теории и практики, сложившееся в обществе мировоззрение и принятые национальные интересы. Исходя из этого, основные положения военной доктрины носят объективный характер и присутствуют в доктринальных документах большинства развитых государств мирового сообщества.

О реализации основных положений. В качестве установок государства на организацию и ведение военной деятельности они реализуются в законах и иных нормативных актах. Конкретизируются они в указах и постановлениях органов государственной власти и управления. Реализация таких положений ведется в уставах, наставлениях, приказах, директивах и других документах. При этом отражение установок доктрины в соответствующих документах государства регламентируется их значением.

Военная доктрина Российской Федерации не смогла появиться на голом месте. Ее появление на свет в какой-то мере предопределили первая доктрина России 1993 года и военная доктрина СССР конца 80-х годов прошлого столетия. В 70-е и начале 80 годов в мире произошли процессы, которые после противостояния двух основных группировок - блока НАТО во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР - стали приводить к определенной разрядке военно-политической обстановки. Противоборствующие стороны все в большей степени стали понимать неприемлемость мировой ядерной войны. Впервые в официальных взглядах ведущих держав мира появились положения о военных аспектах мирного сосуществования и стратегической стабильности. Предотвращение войны стало одной из доктринальных задач, решаемых политическим и военным руководством Советского Союза.

После распада СССР и образования на его территории ряда независимых государств коренным образом изменился государственно-правовой статус России. Она стала самостоятельным субъектом международных отношений, правопреемницей СССР. Это позволило России занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН и получить признание как ведущей мировой ядерной державы. Появились новые подходы к формированию и осуществлению внешней и внутренней политики, к решению вопросов собственности. С созданием в мае 1992 года российских Вооруженных Сил и потребности формирования новых военных взглядов перед новым государством встала задача разработки национальной военной доктрины.

При разработке первой военной доктрины России за основу были взяты положения, отраженные в Концепции национальной безопасности РФ. В ней были изложены официальные взгляды на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Военная доктрина должна была дополнить и развить указанные положения по вопросам обеспечения военной безопасности. Разработка новой военной доктрины была завершена 2 ноября 1993 года. Принятые Указом Президента РФ № 1833 «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» впервые базировались на том, что государство будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы, учитывая при этом реальные возможности экономики.

Но вот прошло около 7 лет, как снова возникла необходимость уточнения и развития основных положений военной доктрины России. Чем она была вызвана? Очевидно, прежде всего, изменяющейся геополитической и геостратегической обстановкой на западе, на востоке и юге не в пользу российских национальных интересов. С выводом последних группировок войск России из стран Западной и Восточной Европы, вместо ожидаемых адекватных мер по снижению стратегической напряженности на Европейском ТВД от Запада, мы получили такой феномен, как расширение блока НАТО в сторону наших границ. При этом союзники по НАТО перестали церемониться с развязыванием военных действий в целях установления нужных им режимов в суверенных странах (1991г., 1998 г. и по настоящее время - Ирак, 1999 г. - Югославия) и начинали их без санкции Совета Безопасности ООН. С созданием благоприятных условий в европейском доме при помощи введения шенгенских соглашений и единой европейской валюты в то же время мы почувствовали, что в этом доме не хотят видеть нормальных отношений России с ее анклавом – Калининградской областью. На юге России сформировались условия для разжигания как внутренних, так и приграничных конфликтов на этнической почве, получила значительное усиление турецкая экспансия. На востоке сформировались территориальные претензии от государств-соседей и увеличилась незаконная миграция народов китайской и корейской национальности.

Были и другие причины, медленный экономический рост, вступление в силу обязательств России по выплате внешнего долга и, как следствие, пробуксовка из-за недостаточного финансирования военной реформы, проведение которой было объявлено еще в начале 90-х годов. Недостаточно развивался военно-промышленный комплекс, в результате чего Вооруженные Силы РФ не полностью обеспечивались всем необходимым вооружением и материально-техническими средствами.

Военная доктрина - совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ

Военно-политические

основы

Военно-стратегические

основы

Военно-экономические основы

Военно-политическая обстановка

Характер войн и

вооруженных конфликтов.

Военно-экономическое

обеспечение военной

безопасности.

Основные угрозы военной безопасности.

Обеспечение военной безопасности

Основы применения

Вооруженных Сил и

других войск.

Международное военное

(военно-политическое)

и военно-техническое

сотрудничество.

Военная организация государства

Руководство военной

организацией государства.

Рис. 1.2.4 Структура военной доктрины России

И вот, Указом №706 от 21 апреля 2000 года была утверждена новая военная доктрина Российской Федерации (первый пункт Указа), а Основные положения военной доктрины от 2 ноября 1993 года по Указу №1833 были признаны утратившими силу (второй пункт Указа). В третьем пункте Указа исполняющий Президента РФ объявил, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 21 апреля 2000 года.

Военная доктрина является одним из основных документов, определяющих систему взглядов на обеспечение военной безопасности, основы военно-политического, военно-стратегического и военно-экономического обеспечения военной безопасности России в современном мире в начале XXI века и имеет три раздела рис. 1.2.4.

Первый раздел Доктрины «Военно-политические основы» включает пять подразделов: военно-политическая обстановка, основные угрозы военной безопасности, обеспечение военной безопасности, военная организация, руководство военной организацией.

Оценивая военно-политическую обстановку, в Доктрине указывается, что ее состояние и перспективы развития характеризуются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.

Ее содержание характеризуется следующими основными факторами:

Отмечается, что дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку в мире оказывают:

В Военной доктрине констатируется, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снизилась благодаря позитивным изменениям международной обстановки, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.

Вместе с тем, сохраняются, а на отдельных направлениях усилились потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзникам.

В Доктрине определены следующие основные внешние угрозы военной безопасности:

Основными видами внутренних угроз в Доктрине названы:

Подчеркивается, что для обеспечения военной безопасности Российской Федерации необходимо достижение следующих целей:

Военная доктрина придает приоритетное значение коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.

В Доктрине указывается, что основными принципами обеспечения военной безопасности являются:

В мирное время приоритетное значение в обеспечении военной безопасности придается решению следующих задач:

С началом вооруженного конфликта (войны) и в угрожаемый период основными задачами обеспечения военной безопасности являются:

Для обеспечения военной безопасности России Военной доктриной предусмотрена военная организация, включающая Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. Роль и место федеральных структур мы рассматривали в первом вопросе.

Военной доктриной определены следующие принципы построения военной организации Российской Федерации:

В качестве важнейших приоритетов развития военной организации государства Доктриной определены:

Отмечается, что в рамках проведения военной реформы должно осуществляться скоординированное реформирование всех составляющих военной организации государства.

Военной доктриной определены функции органов государственной власти.

Руководство военной организацией государства осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

На Правительство Российской Федерации возлагаются обязанности по организации оснащения вооруженных сил и других войск, их всестороннему обеспечению и осуществлению общего руководства оперативным оборудованием территории государства.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.

Управление Вооруженными Силами и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом Министерство обороны России координирует работу различных федеральных ведомств по вопросам обороны, разрабатывает концепцию военного строительства, координирует заказы на вооружение и военную технику, готовит предложения по государственному оборонному заказу.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами по выполнению задач в области обороны, координирующим и организующим их взаимодействие с другими войсками.

Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных Сил осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивают управление силами и их повседневную деятельность.

Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками сил общего назначения в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления.

МЧС России координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по развертыванию системы гражданской обороны для защиты населения и экономики страны от современных средств поражения.

Второй раздел доктрины «Военно-стратегические основы» включает два подраздела - характер войн и вооруженных конфликтов и основы применения Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.

Говоря о возможном характере войн, Военная доктрина отмечает необходимость Вооруженным Силам быть готовыми к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения безопасности Российской Федерации, а также ее союзников.

Подчеркивается, что в зависимости от применяемых средств современные войны (вооруженные конфликты) могут быть с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения или только обычных средств поражения рис. 1.2.5.

По масштабам они могут быть локальными, региональными и крупномасштабными.

Локальные войны могут вестись группировками войск, развернутыми в районе конфликта или с усилением их за счет переброски сил с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. Они могут возникать вследствие эскалации сети вооруженных конфликтов.

Для достижения важных военно-политических целей с участием двух и более государств одного региона могут быть развязаны региональные войны с участием коалиционных группировок сил и применением как обычных, так и ядерных средств поражения.

Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную войну с катастрофическими последствиями для основ жизнедеятельности, существования человечества и цивилизации в целом. Она ведется сторонами для достижения «радикальных военно-политических целей». В войне различают несколько периодов и, в частности, ей может предшествовать угрожаемый период. Основным содержанием начального периода войны является борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, завоевание (удержание) господства в воздухе, достижение информационного превосходства. Цели при затяжном характере войны будут достигаться в последующих и завершающем периодах. Основные признаки современных войн и вооруженных конфликтов представлены на рис. 1.2.6.

Вооруженный

конфликт

Локальная

война

Региональная

война

Крупномасштабная

война

Участие населения и нерегулярных вооруженных формирований.

Ограниченные

военно-политические цели.

Важные военно-

политические

цели.

Радикальные военно-политические цели.

Использование

диверсионных и

террористических

методов.

Военные действия

в границах

участвующих

государств.

Участие

государств

одного региона.

Вооруженная

борьба во всех

сферах.

Опасность

перерастания в войну.

Применение усиленных группировок войск (сил).

Применение

коалиционных

войск (сил).

Применение

различных средств

и способов воздействия.

Возможность

использования

ядерных вооружений.

Катастрофические

последствия.

Рис. 1.2.6 Основные признаки современных войн и вооруженных конфликтов

В основах применения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации Военной доктриной определяется, что они могут применяться для:

Во внутренних вооруженных конфликтах Вооруженные Силы могут применяться для разгрома и ликвидации незаконных вооруженных формирований, урегулирования конфликта на основе конституции и федерального законодательства.

Подчеркивается, что Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных оборонительных и наступательных действий в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Основные задачи Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации по обеспечению военной безопасности в Доктрине сформулированы:

а) для мирного времени;

б) для отражения крупномасштабной агрессии;

в) для внутренних вооруженных конфликтов;

г) применительно к операциям по поддержанию и восстановлению мира.

Все задачи выполняются Вооруженными Силами и другими войсками скоординировано в соответствии с их функциями, установленными законодательством.

Основными задачами обеспечения военной безопасности в мирное время являются:

При отражении вооруженного нападения (крупномасштабной агрессии) основными задачами являются:

Во внутренних вооруженных конфликтах основными задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск являются:

В операциях по поддержанию и восстановлению мира основными задачами являются:

1) разъединение вооруженных группировок;

2) обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи.

Решение задач по отражению вооруженного нападения организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом, указами Президента Российской Федерации по проблемам безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего и другими нормативными актами и директивными документами.

Как в мирное, так и в военное время осуществляется подготовка страны к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, коммуникаций и транспорта, обеспечению готовности сил к проведению аварийно- спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Наиболее сложные и опасные задачи по разведке очагов поражения, спасение и эвакуация пострадавших, а также ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляют войска ГО.

Несмотря на определенные различия в характере мероприятий ГО, проводимых в те или иные периоды, в целом они образуют единую целостную систему, так как направлены на достижение единой цели и реализацию единых способов и методов защиты.

Следует отметить, что в значительной мере эффективность гражданской обороны будет зависеть от объема мероприятий, проводимых заблаговременно, в мирное время. Эти объемы зависят от экономических возможностей государства. Безусловно, в интересах ГО было бы идеально, когда заблаговременно в мирное время был бы создан полностью фонд защитных сооружений и средств индивидуальной защиты. Однако даже более благополучные в экономическом отношении страны не могут позволить себе расходы в таких объемах.

Поэтому оптимизация объемов и сроков проведения мероприятий по защите является одной из самых актуальных задач гражданской обороны.

Из всего перечня мер, реализуемых в мирное время, безусловному выполнению в полном объеме подлежат базовые мероприятия, не требующие капитальных затрат (зонирование территорий, планирование, разработка нормативной документации, обучение населения и т.д.).

Из «капиталоемких» мер приоритеты должны иметь меры по созданию систем оповещения и мониторинга, накоплению запасов имущества. Это обуславливается тем, что в угрожаемый период вряд ли удастся их осуществить в короткое время в полном объеме.

Угрожаемый период имеет особое значение для системы гражданской обороны. В условиях, когда государство не сможет осуществить полноценную подготовку гражданской обороны в мирное время, эффективность защиты населения будет в определенной мере зависеть от того, насколько успешно будут проведены мероприятия в угрожаемый период.

При этом кардинальным будет вопрос о продолжительности угрожаемого периода. По данным зарубежной печати для того, чтобы привести вооруженные силы в готовность, передислоцировать войска, провести определенные мобилизационные мероприятия требуется 20-30 суток. Это подтверждает и опыт вооруженных конфликтов в Ираке и Югославии. Очевидно, в целом и можно ориентироваться на такой срок.

Характерной особенностью этого периода является то, что в ходе его могут осуществляться и меры оперативного характера, связанные с непосредственной защитой. Например, распорядительным порядком может проводиться частичная эвакуация населения из зон возможных боевых действий, зон потенциальной опасности. Также может происходить вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

В Военной доктрине подчеркивается, что для обеспечения военной безопасности необходимо выделение соответствующих финансовых и материальных ресурсов.

Главная цель военно-экономического обеспечения - удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых и материальных ресурсах. В тоже время необходима оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства.

В Доктрине указано, что для обеспечения военной безопасности особое значение имеют: