logo search
ТОМ 1

4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс

До 1989 г. в нашей стране задачи по медицинской защите населения в ЧС мирного времени и в военное время возлагались на медицинскую службу гражданской обороны (МС ГО).

Опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф в ряде регионов Советского Союза показал слабую готовность МС ГО к действиям в ЧС мирного времени. Длительные сроки приведения в готовность, выдвижения и развертывания в зоне бедствия формирований МС ГО, а также медицинских подразделений частей ГО, приводили к запаздыванию оказания медицинской помощи населению в зонах ЧС и, как следствие этого - к значительному росту смертельных исходов среди пораженных. Необходимость в коренной перестройке системы подготовки здравоохранения к действиям в условиях ЧС стала очевидной после аварии на ЧАЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г.

В целях решения этой задачи в 1990 года на территории Российской Федерации была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (СЭМП).

В ходе дальнейшего совершенствования организации медицинской защиты населения в ЧС в 1994 г. СЭМП была преобразована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК). Постановлением Правительства РФ № 195 от 28 февраля 1996 г. было утверждено "Положение о ВСМК", в котором были определены задачи и организационное построение службы, а также ее роль и место в РСЧС. Организационная структура и задачи службы медицины катастроф Минздрава России были уточнены приказом МЗ РФ от 27.10.2000 №380 «Об утверждении Положения о СМК МЗ РФ».

В настоящее время на территории Российской Федерации к работам по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС могут привлекаться силы и средства, представленные Всероссийской службой медицины катастроф, медицинской службой гражданской обороны, медицинскими частями и подразделениями Войск ГО, специальными медицинскими подразделениями и учреждениями МЧС России (рис.4.5.1).

Важная роль по руководству и координации деятельности различных министерств и ведомств по вопросам подготовки, поддержания в готовности, организации работы и взаимодействия перечисленных специальных сил и средств в условиях ЧС отводится Медицинскому Управлению МЧС России, медицинским службам Региональных центров ГОЧС и отделам медицинской защиты ГУ ГОЧС.

Рис. 4.5.1 Состав медицинских сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС