logo search
культура

52 Глава 2. Корпораиия в восприятии объектов ее интересов

ношение к партнеру определяются фактором превосходства (может

проявляться в одежде, манере поведения и т. п.), фактором привлека-

тельности (может проявляться в подстраивании к нашим вкусам, к

элементам фирменного стиля), фактором отношения к нам (может про-

являться в мимике, жестах, форме обращения к нам и т. п.). Такие фак-

торы зачастую искажают впечатление: восприняв воздействие одного

из них и определив на этой достаточно зыбкой основе отношение к

партнеру по общению, мы склонны воспринимать другие проявления

его личности уже через призму наших поспешных выводов. Часто наше

восприятие основано на стереотипах, предубеждениях, установках,

которые отражают групповое или общественное мнение относительно

системы качеств представителей других групп.

Стереотипизация —это классификация людей по принадлежности

к группе, социально-экономическому классу, физическим характерис-

тикам, на этой основе формирование упрощенного представления о

них и на такой недостаточной базе прогнозирование поведения. Сте-

реотип —обобщение, которого придерживаются члены одной группы

в отношении представителей другой. Стереотипы помогают ориенти-

роваться на первых этапах общения, но зачастую препятствуют фор-

мированию более объективного представления о человеке.

Предубеждение —это обобщение (стереотип) и суждение о других

людях без знания их и их мотивов; предубеждение обычно направляет

деятельность человека на поиск подтверждения своего мнения, его

подкрепления. Чаще всего, руководствуясь предубеждениями, мы

ищем группу —мишень для своей агрессии, для самовозвышения.

Установки —ориентиры, которые позволяют так или иначе воспри-

нимать человека, событие, сообщение. Установки имеют три измерения:

когнитивное (осмысление), аффективное (позитивное или негативное

отношение) и поведенческое (реакция в соответствии с убеждением и

переживанием).

Например, из суждения Преподаватель слишком строгий следует

отношение Не люблю принуждения, на основании которого форми-

руется установка на прогул: Не пойду на занятия.

Принадлежность человека к той или иной устойчивой группе требу-

ет от него принятия групповых норм, правил, традиций, стереотипов,

убеждений. Однако человек —не муравей, он вполне уникален, и суть

его личности не ограничивается групповыми характеристиками. Что-

бы избежать или снизить возможность ошибки социальной перцепции,

следует прояснить восприятие, отказаться от стереотипов. Полезно,

к примеру, мысленно представить этого человека в другой ситуации,