logo search
ТОМ 1

2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы

Организационное проектирование МПСС представляет собой разработку проектов организационной структуры и организации функционирования МПСС страны в целом, отдельных гарнизонов, органов, подразделений, аппаратов управления.

Основными структурными звеньями МПСС являются гарнизоны МПСС городов. Именно в городах происходит большая часть ЧС и именно в них сосредоточены основные силы и средства МПСС. Однако МПСС представляет собой важное, но не единственное звено системы обеспечения безопасности городов от ЧС. Поэтому на данном этапе целесообразно рассмотреть сначала комплекс основных направлений оргпроектирования систем обеспечения безопасности городов от ЧС.

Под системой комплексной защиты населения безопасности города от ЧС будем понимать совокупность организационных и инженерных мероприятий, а также технических средств, предназначенных для уменьшения вероятности возникновения и развития ЧС, а также их ликвидации с минимальными социально-экономическими последствиями.

К основным мероприятиям, направленным на обеспечение защиты населения городов от ЧС, относятся: организация МПСС, ее деятельность; взаимодействия подразделений МПСС с другими экстренными и специальными службами города (милицией, скорой медицинской помощью, инженерными службами и пр.), работы с общественностью по предупреждению и ликвидации ЧС и т. д.

К техническим средствам обеспечения безопасности города от ЧС относятся все виды аварийно-спасательной техники, вооружения и оборудования, системы автоматического предупреждения и реагирования, специальной связи и пр.

Основой структуры гарнизона МПСС города является сеть пожарно-спасательных депо, рационально распределенных по территории города, с размещенной в них разнообразной и в достаточном количестве пожарной и спасательной техникой.

Поэтому главная проблема заключается в обосновании требуемого городу числа депо и техники всех типов.

Основной принцип проектирования гарнизона многофункциональной пожарно-спасательной службы заключается в следующем: МПСС должна быть организована таким образом, чтобы в любой момент времени на любое возникшее в городе деструктивное событие, чрезвычайное происшествие, в ликвидации которого МПСС обязана принимать участие, она могла своевременно отреагировать набором сил и средств, адекватным характеру возникшего события (происшествия).

При этом должны выполняться два основных ограничения:

1. прибытие сил и средств МПСС к месту вызова должно быть своевременным (т. е. укладываться в допустимые временные интервалы, обусловленные закономерностями развития и уровнем риска конкретного деструктивного события: пожара, обрушения дома, разрыва трубопровода, дорожно-транспортного происшествия и т.п.);

2. общее количество сил и средств МПСС в городе должно быть экономически оправданным, т.е. соответствовать приемлемому уровню риска, заданному для деструктивных событий каждого типа.

Чтобы удовлетворять этим требованиям, необходимо уметь оценивать общий объем работы МПСС города, тенденции его изменения во времени, а также знать основные параметры и закономерности процесса функционирования МПСС.

На организацию МПСС в городе и процесс ее функционирования определенное влияние оказывают не только государственные и местные органы управления, но и жители города, владельцы и акционеры объектов собственности, страховых фирм, а также личный состав МПСС. Каждая из этих социальных групп имеет интересы, которые необходимо учитывать и согласовывать при оргпроектировании гарнизона МПСС.

В самом деле, жители города заинтересованы в одинаковом уровне обслуживания всех его районов (критерием здесь может служить среднее время следования к месту вызова подразделений МПСС в “своем” районе обслуживания); владельцы страховых фирм заинтересованы в минимизации числа пострадавших (застрахованных) и ущерба от ЧС на застрахованных объектах (критерий - среднее время прибытия достаточного количества сил и средств МПСС к месту ЧС); владельцы и акционеры объектов собственности заинтересованы в минимизации ущерба от ЧС на объекте и гарантированной выплате максимальной суммы страховой компенсации (им желательно минимизировать максимальное время прибытия первого подразделения МПСС на объект); наконец, личный состав МПСС заинтересован в основном в выравнивании степени рабочей нагрузки между подразделениями (среднее число боевых выездов на оперативное отделение).

Что же касается органов управления, то государство заинтересовано в соблюдении государственных нормативов безопасности в городах (прежде всего, число пожарно-спасательных депо, а также пожарных и спасательных автомобилей, приходящихся на население города), а местным органам управления желательны минимизация числа пострадавших и ущерба от ЧС в целом по городу (один из критериев - среднее по городу допустимое время прибытия первых подразделений МПСС к месту вызова).

Из сказанного следует, что проблема оргпроектирования гарнизона МПСС достаточно сложна и многокритериальна, а ее решение всегда будет представлять определенный компромисс, учитывающий и согласовывающий различные интересы субъектов системы обеспечения безопасности города от ЧС.

Теперь, учитывая положения представленные в этом разделе, можно достаточно подробно рассмотреть методологию оргпроектирования гарнизонов МПСС города. Процесс оргпроектирования можно разделить на следующие этапы:

1-й этап - предпроектирование. На этом этапе проводится детальный анализ оргструктуры и деятельности существующих служб - основы гарнизона МПСС или среды функционирования будущего гарнизона (для вновь строящихся городов). Статистическими методами изучаются параметры оперативной обстановки, определяющие текущий объем деятельности гарнизона. Анализируется состояние пожарных депо и депо поисково-спасательной службы, пожарной и спасательной техники, боеготовность личного состава, его социальная структура (распределение по профессиональной подготовке, квалификации, возрасту, уровню образования, семейному положению и т. д.). Именно на этом этапе оргпроектирования существенную пользу могут оказать методы структуризации целей и экспертного анализа. Эксперты должны проанализировать тенденции социально-экономического развития города, его экологические характеристики; получить перечень реальных опасностей, влияющих на качество жизни в городе, вероятность их реализации. Этот анализ позволит уточнить систему целей гарнизона МПСС, его функции (которые во всем мире имеют тенденцию к расширению), наметить пути совершенствования оргструктуры гарнизона и управления им. На этом же этапе важно оценить и проанализировать возможность и частоту экстремальных ситуаций в городе (как реальных, так и гипотетических, как одновременных, так и наиболее сложных и масштабных). Для проектируемых и строящихся городов уместно использовать метод аналогий, подобрав в качестве аналога ряд городов, примерно похожих на будущий город.

2-й этап - прогнозирование объема работы гарнизона МПСС и параметров оперативной обстановки. Этот этап продолжает предыдущий. Статистическими методами (прежде всего, с помощью анализа временных рядов) изучается динамика боевых выездов аварийно – спасательных подразделений, пожаров, ЧС и аварий, погибших и пострадавших, материального ущерба от них за 10-15 лет. При этом нужно выявить устойчивые долговременные тенденции во всех рядах динамики, отделяя их от резких выбросов отдельных уровней ряда, связанных обычно с изменениями в системе учета (например, пожаров), такие изменения бывают в среднем один раз в 5 лет. Далее, нужно сделать соответствующие поправки на возможное расширение функций оперативного подразделения ГПС, учесть планы социально-экономического развития города, рост его населения и территории и другие факторы. Именно на этой основе можно сделать определенные прогнозы и будущего объема работы гарнизона МПСС, и значений параметров оперативной обстановки.

Здесь желательны как среднесрочные, так и долгосрочные прогнозы (на 10-15 лет вперед).

3-й этап - на этом этапе проводится математическое моделирование отдельных параметров оперативной обстановки (возможного числа одновременных вызовов пожарных подразделений и ЧС) и процесса функционирования МПСС города (и ее различных подсистем). На основе математических моделей, с учетом текущих и прогностических значений основных параметров оперативной обстановки, определяются нужные городу в настоящее время и в будущем число депо, основных и специальных аварийно - спасательных автомобилей, иных пожарно-спасательных средств, линий связи и пр.

4-й этап - разработка для данного города нормативной базы (системы нормативов), регламентирующей качественные и количественные параметры структуры МПСС. Эти нормативы являются результатом многовариантного математического моделирования, выполняемого на предыдущем этапе оргпроектирования и учитывают различные критерии эффективности функционирования подсистем МПСС города. Затем они сравниваются с государственными нормативами, проводится их экономическое обоснование. Для крупнейших городов нормативная база МПСС должна включаться в ведомственные строительные нормы (ВСН).

5-й этап - разработка проекта организации гарнизона МПСС города и его дальнейшее совершенствование на длительную перспективу как специального раздела генплана развития города (развития его социальной инфраструктуры). Здесь указываются лишь основные параметры оргструктуры гарнизона МПСС города, вытекающие из созданной нормативной базы.

6-й этап - разработка комплексного плана социального и экономического развития МПСС на длительную перспективу, дополняющего и детализирующего оргпроект. Его основные разделы:

Вопросы финансирования всех этих мероприятий должны рассматриваться отдельно по каждому пункту.

7-й этап - постпроектирование. Этот этап осуществляется уже по завершении всех основных этапов оргпроектирования. Он заключается в непрерывном слежении за результатами функционирования гарнизона, их динамикой, во внесении соответствующих коррективов в параметры гарнизона, в совершенствовании управления гарнизоном МПСС и его подсистемами. Здесь же разрабатывается порядок создания временных структур для решения крупных и сложных, но локализованных во времени и пространстве оперативных задач (тушение крупного пожара, ликвидация последствий аварии и т. п.) и управления ими; устанавливаются соотношения полномочий различных должностей в структурных подразделениях, определяются должностные обязанности для конкретных руководителей и исполнителей.

Для выполнения большинства вышеперечисленных этапов оргпроектирования гарнизонов МПСС городов удобно использовать разработанный в Академии ГПС МЧС России компьютерный программный комплекс, использующий аналитические модели процесса функционирования пожарной охраны (авторы: Коломиец Ю.И. и Соболев Н.Н.), а также компьютерная имитационная система “КОСМАС” (авторы Алехин Е.М, Брушлинский Н.Н., Коломиец Ю.И., Соколов С.В.).