logo search
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия

Руководство работами по тушению пожара и спасанию людей из аварийного ВС осуществляется в следующем порядке. Начальник стартового пожарно-спасательного расчета является руководителем тушения пожара до прибытия на место авиационного происшествия начальника пожарно-стрелкового караула. Начальник пожарно-стрелкового караула руководит до прибытия на место авиационного происшествия начальника военизированной охраны или его заместителя по службе. Начальник отряда военизированной охраны решает вопросы по тушению пожара, сочетая эту работу с работами по спасанию людей до прибытия на место авиационного происшествия руководителя аварийно-спасательной команды аэропорта. По прибытии последнего начальник отряда занимается только вопросами тушения пожара. Все задачи по спасанию людей решает в это время руководитель аварийно-спасательной команды.

Руководитель стартового пожарно-спасательного расчета, получив сообщение об аварийной обстановке или обнаружив ее во время визуального наблюдения за летной зоной, кратчайшим путем следует к месту возможной (реальной) остановки аварийного ВС во главе стартового пожарно-спасательного расчета. В пути следо­вания по рации сообщает о происшествии начальнику пожарно-стрелкового караула. По прибытии на место авиационного происшествия руководитель стартового по­жарно-спасательного расчета в зависимости от складывающейся обстановки про­водит разведку и оценивает обстановку, исходя из чего проделывается следующая работа:

1) В случае горения гидрожидкости гидросистемы шасси вводят на ее тушение два ствола СВП от автомобиля АЦ-40(375)-Ц1, вышележащие конструкции крыла или фюзеляжа (в зависимости от типа ВС) охлаждают стволами РС-70 со свернутыми насадками от автомобиля АА-60(7310)-160.01.

2) При горении резины шасси тушение ведут двумя стволами СВП, подавае­мыми от автомобиля АЦ-40(375)-Ц1, и двумя стволами РС-50 подавая через них раствор пенообразователя от автомобиля АА-60(7310)-160.01. Вышележащие конструкции крыла или фюзеляжа охлаждают стволами РС-70 со свернутыми насадками от другого автомобиля АА-60(7310)-160.01.

3) Горение магниевых сплавов барабанов колес шасси тушат двумя стволами РС-70 со свернутыми насадками, подавая через них раствор пенообразователя от автомобиля АЦ-40(375)-Ц1 при давлении в насосе 0,15÷0,2 МПа. Вышележащие конструкции крыла или фюзеляжа охлаждают стволами РС-70 со свернутыми насадками, поданными от автомобиля АА-60(7310)-160.01

4) Пожар силовой установки тушат двуокисью углерода, подаваемой из устано­вок ОУ-80, размещенных на автомобилях АА-60(7310)-160.01. Капот силовой уста­новки, пилоны и крыло охлаждают стволами РС-70 со свернутыми насадками от автомобиля А А-60 (7310)-160.01.

Истекающее горящее внизу (на бетоне или грунте) авиатопливо тушат пеной низкой кратности, подаваемой из стволов от автомобиля АА-60(7310)-160.01. Подается не менее трех стволов для одновременного тушения разлитого авиатоплива и истекающей струи.

При пожарах шасси или силовых установок эвакуация пассажиров осуществляется экипажем аварийного ВС и личным составом пожарно-спасательного расчета, не занятым на тушении пожара и охлаждении конструкций ВС. Эвакуируемые люди должны размещаться на расстоянии не менее 100 м от горящего ВС.

5) В случае пожара внутри пассажирских салонов тушение проводят распылен­ными струями раствора пенообразователя, подаваемого через стволы РС-50 Для тушения пожаров внутри пассажирских салонов различных ВС вводят следующее число стволов PC-50

самолет Ту-134 – 3; из них один ствол РС-50 от автомобиля АЦ-40(375)-Ц1 и два от автомобиля АА-60(7310)-160.01; верхнюю часть фюзеляжа в зоне горения охлаждают от другого автомобиля АА-60(7310)-160.01 двумя стволами PC-70 со свер­нутыми насадками;

самолет Ту-154 — 4; из них два ствола РС-50 от автомобиля АЦ-40(375)-Ц1 и два ствола от автомобиля АА-60(7310)-160.01; верхнюю часть обшивки фюзеляжа в зоне горения охлаждают от другого автомобиля АА-60 (7310)-160.01 тремя стволами РС-70 со свернутыми насадками;

самолет Ил-62 – 5; из них два ствола PC-50 от автомобиля АЦ-40(375)-Ц1 и три от автомобиля АА-60(7310)-160.01; верхнюю часть обшивки фюзеляжа в зоне горения охлаждают струями лафетного ствола другого автомобиля АА-60(7310)-160.01;

самолет Ил-86 – 6; из них два ствола РС-50 от автомобиля АЦ-40(375)-Ц1 и четыре от автомобиля АА-60(7310)-160.01; верхнюю часть обшивки фюзеляжа в зоне горения охлаждают струями лафетного ствола автомобиля АА-60(7310)-160.01.

Для комплектации боевых расчетов пожарных автомобилей привлекают членов ДПД АТБ предприятия согласно графику дежурства.

6) В случае горения разлитого авиатоплива тушение проводят, используя стационарные лафетные стволы пожарных автомобилей с интенсивностью подачи пены (по раствору) не менее 0,137 л/(м2с). Одновременно с работой по тушению зоны горения охлаждают обшивку фюзеляжа струями пены, подаваемыми этими же ство­лами. Параллельно с этой работой прокладывают рукавные линии со стволами СВП для тушения отдельных очагов пожара и создания надежной защиты путей эвакуации пассажиров из зоны пожара (аварии).

Начальник пожарно-стрелкового караула, получив сообщение об аварийной обстановке, немедленно кратчайшим путем следует к месту авиационного проис­шествия во главе пожарно-стрелкового караула. По прибытии на место авиационного происшествия начальник пожарно-стрелкового караула проводит разведку и оцени­вает обстановку, принимает на себя руководство тушением возможного пожара и работами по спасанию людей. В дополнение к работам, проводимым личным составом стартового пожарно-спасательного расчета, организует в случае необходи­мости следующие работы:

- во всех случаях тушения пожара в пассажирских салонах создает условия для вентиляции воздушного объема салонов, открывая входные, аварийные двери и люки.

- при заклинивании дверей и аварийных люков вскрывает фюзеляж в специ­ально обозначенных местах с помощью механизированного и ручного инструмента (ПДС-400, топоров, ломов и т. п.), соблюдая при этом осторожность, чтобы не травми­ровать пассажиров, находящихся внутри самолета. Следует избегать вскрытия фюзеляжа в произвольно выбранных (не обозначенных маркировкой) местах.

- в случае израсходования вывезенного огнетушащего состава и продолжении горения организует заправку автомобилей АА-40(131)-139 и АЦ-40(375)-Ц1 на бли­жайших водоисточниках.

Диспетчер пожарной связи, получив сообщение об аварийной ситуации, действует согласно инструкции.

Начальник отряда военизированной охраны, получив сообщение об аварийной ситуации, прибывает на место авиационного происшествия кратчайшим путем и исходя из сложившейся обстановки руководит действиями личного состава пожарно-спасательных подразделений.