logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Сливно-наливной эстакаде

Поскольку пенные атаки не ликвидировали горение бензина в районе задвижек, оперативный штаб пожаротушения принял решение: для предотвращения растекания бензина к насосной и вакуумным резервуарам использовать металлические профильные листы. Люди, держась за металл руками, даже через рукавицы чувствуя, как он нагрет, создали как бы запруду на пути горящего бензина. Самосвалы возили песок и гра­вий, из которых сооружалась обваловка. В огражден­ный объем подавали пену.

Эти металлические щиты помогли. Они позволили нарастить достаточно высокий слой, пробить который пламени не удавалось. Но это была еще не окончатель­ная победа. Ствольщики уже отогнали горящую жид­кость на несколько десятков метров от задвижек, как вдруг отвоеванная территория за спиной снова превра­тилась в пылающее море. Так повторялось дважды. Люди, оказавшись в огненном кольце, вынуждены были отступить. Потом, заменив сгоревшие рукава, снова шли в атаку.

Начальник части с командиром отделения и пожарным, пользуясь трехколенной лестницей, закрыли кошмой горловины нескольких горящих цистерн у эстакады. Командир отделения, несмотря на угрозу взрыва, пере­крыл запорную арматуру у цистерн, устранив растека­ние бензина.

178 чел. приняли участие в тушении пожара, привле­кались 18 пожарных автомобилей, пожарный поезд. Использовались 2 ГПС-2000, шесть ГПС-600 с одновре­менным охлаждением вакуумных резервуаров и подвиж­ного состава. Три с половиной часа напряженнейшей борьбы принесли успех. В 3 ч 39 мин пожар был ликви­дирован. Пожарные выполнили свой долг, спасли от уничтожения объект, имеющий огромное значение для народного хозяйства.

Пример – 3.

В 04 ч 30 мин на железнодорожной станции взор­вались два вагона со взрывчатыми веществами – тро­тилом и гексаном общей массой заряда 104 т. Сила толчка в эпицентре взрыва составила 8 баллов, зона различных разрушений достигла 10 км.

В результате взрыва по городу прошла мощная ударная волна, вызвавшая .разрушение промышленных, административных зданий и жилых домов в поселке. Площадь разрушения оконных рам и стекол составила 2,6 млн. м2. На 150 жилых домах была полностью раз­рушена кровля. Завод специзделий, насчитывающий около 10 цехов, был полностью разрушен, на террито­рии происходило горение конструкций в завалах. Созда­валась реальная угроза возникновения сплошного пожара. Крайне остро складывалась обстановка в жилом массиве и резервуарном парке.

Нанесен значительный ущерб больницам, детским дошкольным учреждениям, предприятиям торговли, обще­пита, объектам бытового обслуживания.

От воздействия взрывной волны частично разруши­лись и загорелись три резервуара с дизельным топ­ливом по 3 тыс. м3 каждый. В обвалочную зону хлынула горящая жидкость, огонь перекинулся на шта­бели леса, угля, примыкающие к резервуарному парку. Возникла угроза массовых пожаров, так как в зоне поражения располагалось 80% зданий V степени огне­стойкости.

По звуку ударной волны и зареву пожара в 04 ч 32 мин были высланы 4 оперативных отделения, точный адрес происшествия пока еще не был известен. На ЦУС поступали многочисленные звонки жителей с сигналами бедствия, вследствие чего был объявлен вызов № 3.

По тревоге был поднят весь личный состав гарнизона пожарной охраны.

К моменту прибытия первых подразделений пожарной охраны (04 ч 38 мин) интенсивно горели объекты промышленной зоны и жилого массива.

Рис. 1.5. Расстановка сил и средств при ликвидации последствий взрыва

После проведения разведки и анализа ее данных РТП объявил сбор сил и средств гарнизона по номеру 4, была организована работа оперативного штаба на по­жаре, в состав которого вошли руководящие работ­ники управления пожарной охраны. Принято решение об организации четырех боевых участков: 1-й – жилой массив поселка, завод специзделий (7 оперативных отделений); 2-й – склад топлива (10 оперативных отде­лений); 3-й – склад круглого леса (5 оперативных от­делений, пожарный поезд); 4-й – вагонное депо, электро­депо (6 оперативных отделений).

Одновременно был задействован план взаимодействия со службами гражданской обороны при ликвидации крупных пожаров и аварий в мирное время, установлена связь взаимодействия с подразделениями служб: меди­цинской, охраны общественного гюрядка, коммунально-технической, энергетики (рис. 1.5).

В штабе ППС ГО области приступила к работе оперативная группа штаба, которая занялась организа­цией сбора личного состава службы и направлением его к месту пожара, доведением информации до потре­бителя о складывающейся обстановке, ходе наращивания сил и средств и тушении многочисленных пожа­ров.

Прежде всего, действия пожарных подразделений были направлены на эвакуацию и спасание людей, находящихся в разрушенных зданиях. С этой целью было создано 30 оперативных поисковых групп, кото­рые оказали помощь 140 пострадавшим жителям. Одновременно расчищались заваленные водоисточники, вводились стволы на тушение разрушенных зданий и сооружений в жилом поселке.

Стабилизация обстановки в жилом секторе позволила ввести в зону разрушения силы невоенизированных формирований других служб ГО, а силы и средства противопожарной службы сосредоточить на решающем направлении — складе топлива.

В результате взрыва насосная станция и часть трубо­проводов наружного пожарного водоснабжения были повреждены.

При острой нехватке воды дополнительная ее подача к месту пожара была обеспечена ПНС-110 и АР-2 из пруда на расстоянии 1,5 км, а также созданием ис­кусственного водоема за счет подвоза воды автоцистер­нами народного хозяйства.

Борьба с огнем на складе топлива продолжалась в течение 8,5 ч с проведением пенной атаки.

В 09 ч 05 мин пожар был локализован, и потушен один резервуар.

Еще через 10 мин ликвидирован во втором, я в 10 ч 46 мин – в третьем резервуаре, а также на складе топлива.

Работы по ликвидации отдельных очагов пожара в за­валах зданий продолжались до 19 ч 30 мин.

Всего в ликвидации аварии и тушении пожаров были задействованы 560 работников пожарной охраны, 786 – милиции, 796 – военнослужащих, 206 чел. из дру­гих служб МВД, 333 – медицинской службы, 184 – автодорожной службы, 700 - из других формирований. При тушении использовалось 60 единиц пожарной тех­ники различного назначения.

Для несения круглосуточной дозорной службы на месте аварии оставлены пять отделений на авто­цистернах, отделения связи и освещения.

Пример – 4.

В 17 ч 45 мин грузовой поезд, состоящий из.тепло­воза и 25 порожних товарных вагонов, проехал на красный свет семафора и столкнулся с грузовым поез­дом, состоящим из двух тепловозов, двух платформ с железобетонными плитами, 13 цистерн с бензином, 6 крытых вагонов и 12 прочих. В результате столкно­вения произошли сход с рельсов тепловозов обоих поездов,

одной цистерны с бензоном и опрокидывание двух цистерн с бензином емкостью по 60 т каждая. Из образовавшейся пробоины в цистерне № 2 и вслед­ствие неплотно прилегающих прокладок и крышки горловины цистерны № 1 на железнодорожное полотно начал выливаться бензин (рис.1.6). Движение поездов через железнодорожную станцию было остановлено.

Для обеспечения безопасности проведения аварийно-восстановительных работ по указанию дежурного по отделению железной дороги через 5 мин на место ава­рии был направлен дежурный поезд. Сообщение на ЦУС об аварии поступило в 18 ч 59 мин. По распоряжению старшего помощника руководителя пожа­ротушения ДСПТ были высланы: 4 автоцистерны и автомобиль воздушно-пенного тушения. В течение этого времени с помощью маневровых тепловозов было удалено в безопасное место 49 вагонов, и для предотвращения воспламенения разлившегося бензина цистерны, железнодорожные пути периодически покры­вались воздушно-механической пеной.

В 21 ч 10 мин удалось цистерну № 3 установить на рельсы и убрать в безопасное место. Ввиду отсут­ствия технической возможности подъема опрокинутых цистерн штаб по ликвидации аварии принял решение проводить работы по установке тепловозов на рельсы в более безопасном месте. В 22 ч 30 мин после очеред­ного покрытия пеной железнодорожных путей и приле­гающей территории, несмотря на возражения предста­вителя пожарной охраны, руководитель аварийно-восста­новительных работ по второму пути разрешил движение пассажирских поездов. В течение 4 ч прошли 4 поезда.

В 23 ч 40 мин произошла вспышка бензина в районе производства восстановительных работ. Огонь мгновенно распространился, и уже через несколько минут горели цистерны с бензином и разлившийся бензин. В зоне пожара оказались шесть цистерн с бензином (в том числе четыре горящие) и две четырехосные платформы, груженные железобетонными изделиями (рис.1.7). Интенсивность горения резко увеличилась, площадь пожара составила 1700 м2, создалась реальная угроза взрыва трех цистерн и загорания пожарного поезда. РТП, учитывая сложность обстановки и опасность для людей, распорядился отвести личный состав и рабочих из зоны опасности, отвести пожарный поезд в безопас­ное место и начать подготовку к пенной атаке (к этому времени прибыл второй пожарный поезд). Однако пенная атака не дала желаемого эффекта. РТП в 23 ч 15 мин запросил дополнительные силы.

На место пожара были высланы: 4 автоцистерны, пожарная, насосная станция и рукавный автомобиль, четыре пожарных отделения из ближайших районов, два пожарных поезда со станций и ДСПТ.

Прибывший к месту пожара в 02 ч 30 мин начальник УГПС, ознакомившись с обстановкой, организовал штаб пожаротушения, пожар разбил на два боевых участка: БУ-1 – со стороны тепловозов, БУ-2 – со стороны сосредоточенных пожарных автомобилей.

Учитывая, что ближайшие водоисточники на расстоя­нии более двух километров, и основное количество воды находилось в пожарных поездах, было принято решение проводить тушение железнодорожных цистерн поэтапно. От пожарного поезда были поданы два ВПС, ГПС-600 и ствол РС-70. Поэтапно, путем переключения рукавной линии от пожарных автомобилей, подавались один ствол РС-70 и один ГПС-600. В 03 ч 20 мин пожар в нескольких цистернах был потушен, и продолжалось их охлаждение.

Аналогичным количеством пенных и водяных стволов начата пенная атака по тушению первой и второй цистерн.

В 04 ч 35 мин пожар был ликвидирован; охлаждая цистерны, продолжали работать 2 ствола РС-70 (рис 1.8.). После ликвидации пожара продолжались работы по уста­новке на рельсы тепловозов и замене поврежденных рельсов. К 07 ч 30 мин следующего дня это удалось сделать, и весь железнодорожный состав, включая несколько цистерн, был отбуксирован на безопасное расстояние.

После удаления основного состава было принято решение первую и вторую цистерны удалить за пре­делы железнодорожного полотна. Для этого железно­дорожное полотно в зоне нахождения цистерн покры­вали пеной, закрепили тросы, и с помощью двух тяга­чей цистерны поочередно были отбуксированы в канаву. Места пролива бензина были засыпаны песком, и восстановительная бригада приступила к замене повреж­денных железнодорожных путей. В 07 ч 30 мин движение поездов было восстановлено.

Пожар произошел спустя 5 ч 55 мин с момента воз­никновения аварии из-за грубых нарушений правил пожарной безопасности, а именно:

при наличии разлившегося бензина на железнодо­рожном полотне движение поездов остановлено не было;

аварийно-восстановительные работы производились без предварительной засыпки песком мест пролива бензина.

Тушение пожара осложнялось отсутствием подъезда пожарных машин к месту пожара (подъезд был сделан только через 8 ч после аварии), удаленностью источ­ников водоснабжения (ближайший пожарный гидрант находился на расстоянии двух километров) и возмож­ностью взрыва железнодорожных цистерн с бензином

Руководители тушения пожара правильно оценили обстановку, своевременно сосредоточили необходимые силы и средства, обеспечили соблюдение правил техники безопасности работающих на пожаре. На тушение пожара были привлечены 14 отделений на основных и специальных автомобилях и три по­жарных поезда. Максимальная площадь пожара 2000 м2. На тушение в различное время было подано 35 пенных и водяных стволов.

Пример – 5.

14 мая 1996 года на 600 км перегона Пинер-Мыслец Муром­ского отделения Горьковской железной дороги произошло кру­шение грузового поезда следовавшего со ст. Юдино (Рес­публика Татарстан) на ст. Сергач (Нижегородская область). Со­став состоял из 75 вагонов, сошли с рельсов и опрокинулись 24 вагона (с 27-го по 50-й). В трех цистернах находился жидкий фе­нол (61, 63, 63 тонны), 5 вагонов пустые, 1 крытый вагон с поли­этиленом, 1 полувагон с прокатом, 14 цистерн с дизельным топ­ливом (в т.ч. 12 цистерн – 65 тонн, 2 цистерны – 57 тонн).

В результате схода и столкновения вагонов сухогрузов образо­вались завалы, цистерны значительно деформировались и полу­чили пробоины, сорваны колесные пары, нарушилась герметич­ность сливо-наливных отверстий. Горючая жидкость растеклась по железнодорожному полотну, прилегающей территории на площади 9000 м2, обрушились 4 опоры контактной электросети.

Сообщение о сильном задымлении в лесу Торханского лес­ничества поступило на пункт связи ПЧ-23 в 07 часов 14 минут. По этому сообщению дежурный радиотелефонист выслал на ме­сто пожара 1 автоцистерну ПЧ-23, которая впоследствии была отозвана по радиостанции на разъезд Мыслец.

В 07 часов 30 минут поступило второе сообщение от началь­ника ГОВД о пожаре на разъезде Мыслец. Радиотелефонист со­общил о пожаре начальнику ОГПС-7, который организовал сбор личного состава опорного пункта тушения крупных пожаров.

В 07 часов 48 минут к месту пожара прибыл караул в составе двух отделений на ав­тоцистернах с общим числом боевого расчета 6 человек. РТП-1 по внешним признакам объявил вызов пожара № 3. Пытался уточнить у дежурного по станции характер грузов. Из-за отсутст­вия натурного листа значительное время было затрачено на опре­деление характера грузов в составе.

Провел со звеном ГЗДС разведку с обходом места пожара. Дал команду на проведение предварительного развертывания.

К тушению пожара не приступал, так как контактная сеть находи­лась под напряжением. Пытался визуально по знакам, имеющим­ся на цистернах определить наименование грузов.

В 07 часов 50 минут радиотелефонист ПЧ-23 сообщил о по­жаре на ЦУС г. Чебоксары, в администрации г. Шумерля и Шумерлинекого района, в службы жизнеобеспечения. Уточнил о вы­езде служб железной дороги и транспортной милиции.

В 08 часов 20 минут на место пожара прибыл на резервной автоцистерне начальник ОГПС-7. (РТП-2), который по пути следования затребовал письменный допуск на тушение пожара от начальника контактной сети Шумерлинского участка железной дороги.

Схема расстановки сил и средств на 08 часов 20 минут на рис. 1.9.

К этому времени пожар охватил 24 вагона и возникла угроза распространения огня на лесной массив, горящая жидкость рас­текалась по склону к ручью. Площадь пожара составляла 9000 м2. РТП-2, оценив обстановку, принял решение установить две авто­цистерны на водоисточник (расстояние 400 м) и подать на туше­ние горящего леса, примыкающего к полосе отвода железной до­роги (с южной стороны) переносной лафетный ствол, с задачей не допустить распространение пламени на лесной массив. Двумя стволами РС-50 от автоцистерны звеньями ГЗДС организовал ту­шение травы и растекающейся по склону к ручью горящей жид­кости. Прибывающие подразделения использовал как резерв для подмены личного состава.

В 10 часов 05 минут на место пожара прибыла автоцистерна ПЧ-20 с заместителем начальника СПТ УГПС МВД ЧР (РТП-3)

К этому времени на месте пожара сложилась следующая об­становка:

- распространение пожара в сторону леса с южной стороны локализовано;

- на месте пожара сосредоточены 6 АЦ, 1 АВПТ с общим числом боевого расчета 18 человек подразделений противопожар­ной службы и 4 АЦ ДПО Шумерлинского района, пожарные по­езда ст. Сергач и ст. Канаш. Личный состав ДПО района на тушение пожара не использовался в виду отсутствия индивидуаль­ных средств защиты.

РТП-3 создал два боевых участка:

БУ-1 – с западной стороны, с задачей тушения хвойного ле­са. Отделением ПЧ-23 и боевым расчетом от пожарного поезда ст. Сергач подан лафетный ствол.

БУ-2 – с южной стороны, с задачей тушения хвойного леса. Отделениями ПЧ-23 и ПЧ-12 поданы два лафетных ствола от ав­тоцистерн установленных на открытый водоем.

Прибывшими локомотивами в 10 часов 30 минут, с привле­чением дежурного персонала железной дороги, РТП-3 организо­вал расцепку 25 вагонов.

В 10 часов 40 минут на пожар прибыла оперативная группа во главе начальника УГПС (РТП-4). К этому времени горение леса, прилегающего к железной до­роге, было ликвидировано. Наличие сил и средств не изменилось.

Оценив обстановку, в 10 часов 50 минут РТП-4 создал опера­тивный штаб пожаротушения и три боевых участка:

БУ-1 – с западной стороны, с задачей – тушение вытекаю­щего в речку фенола и охлаждение цистерн. В его распоряжение приданы: пожарные поезда ст. Сергач и ст. Арзамас, автоцистер­ны ПЧ-12.ПЧ-20;

БУ-2 – с южной стороны, с задачей – охлаждение и тушение цистерн с дизтопливом. В его распоряжение приданы: ПНС-110 (131), АР - ПЧ-20; две АЦ, АВПТ и АНР ПЧ-23;

БУ-3 – с восточной стороны, с задачей – охлаждение и ту­шение цистерн с дизтопливом и эвакуация цистерн с сохранив­шимися колесными парами. В его распоряжение приданы пожар­ные поезда ст. Канаш и ст. Юдино.

На 11 часов 15 минут на боевых участках работали:

БУ-1 – 1 лафетный ствол по охлаждению цистерн с фенолом и 2 ствола РС-50 по тушению разлившегося фенола;

БУ-2 – 2 лафетных ствола по охлаждению цистерн и 1 ствол СВП-4 по тушению горящей жидкости между цистернами;

БУ-3 – 2 лафетных ствола по охлаждению цистерн с север­ной и восточной сторон и 1 ствол СВП-4 по тушению цистерн с западной стороны.

В целях предотвращения распространения паров фенола в зоне пожара и в связи с тем, что химический контроль за средой соответствующими службами не велся, РТП-4 принял решение дать выгореть фенолу в поврежденных цистернах при постоянном охлаждении их водой.

В 11 часов 50 минут на пожар прибыли главный специалист отдела организации службы и пожаротушения ГУГПС МВД России и зам. начальника УГПС МВД ЧР.

РТП-4 назначил начальником опе­ративного штаба, в который вошло руководство Горьковской же­лезной дороги, администрации Шумерлинского района, комитета по ЧС и ГО Республики, ГОВД и других служб.

В 11 часов 55 минут РТП-4 создал БУ-4 с задачей: тушение горящего леса и вагонов с северной стороны. В распоряжение на­чальника БУ-4 приданы силы и средства ПЧ-15, ПЧ-17, ДЧ-20.

На охлаждение цистерн по магистральной линии (способом перекачки) от автоцистерн ПЧ-20, ПЧ-17 и АВПТ (ПЧ-20, с под­питкой от пожарного поезда, поданы 3 ствола СВП-4 и 1 ствол РС-70 на тушение растекающейся жидкости и горящих цистерн. От прибывающих автоцистерн ПЧ-23, ПЧ-43, ПЧ-15 дополни­тельно был подан ствол СВП-4.

В 12 часов 55 минут на место пожара прибыл сводный отряд противопожарной службы Нижегородской области. Прибывшие силы и средства сосредоточены в резерв с северо-западной сторо­ны. Организована подмена личного состава, работающего на бое­вых участках.

В 13 часов 00 минут пожар был локализован.

Схема расстановки сил и средств на 13 часов 00 мин. На рис. 1.10.

На момент локализации были поданы:

БУ-1 – 2 лафетных ствола и 2 ствола РС-50;

БУ-2 – 2 лафетных ствола, 1 ствол РС-70, 2 ствола СВП-4;

БУ-3 – 2 лафетных ствола, 1 ствол СВП-4;

БУ-4 – 1 ствол РС-70, 4 ствола СВП-4.

В 14 часов 45 минут пожар был ликвидирован, продолжалось охлаждение цистерн.

Рис. 1.9. Схема расстановки сил и средств на 8 часов 20 минут. 14.05.96 г.

Рис. 1.10. Схема расстановки сил и средств на 13 часов 00 минут. 14.05.96 г.