5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
Действия пожарных подразделений, экипажа и успех борьбы с пожаром в большей степени зависит от местонахождения очага пожара и особенностей конструкции судна. Если пожар возникает в помещении, расположенном ниже палубы и окруженном стальными палубами и переборками, то вентиляция такого помещения будет затруднена. Для доступа к материалам, горящим в нижней части грузового трюма, необходимо прежде убрать все то, что находится над очагом пожара. Это практически неосуществимо, особенно когда судно находится в море. К пожарам, возникшим на открытой палубе, доступ легче, однако в этом случае борьба с пожаром осложняется при неблагоприятном ветре.
Выбор огнетушащего вещества зависит от свойства горящих материалов, а выбор способа тушения – от местонахождения очага пожара. Так для борьбы с пожаром в грузовых трюмах чаще применяется углекислый газ.
Очень важно знать, каким образом экипаж судна должен бороться с пожаром. Капитан должен сам решать этот вопрос применительно к своему судну в зависимости от его конструкции, численности экипажа и имеющегося противопожарного оборудования.
Оперативный план борьбы с пожаром должен составлять основу учений и выработки согласованных действий экипажа. Это особенно важно на судах с большой сменностью экипажа.
Первоначальные действия должны быть выполнены до начала на судне боевых действий по борьбе с пожаром. Наиболее важными из них являются: подача сигнала тревоги и сообщение о месте возникновения пожара капитану судна.
Член экипажа, обнаруживший пожар или признаки пожара, должен немедленно подать сигнал. Задержка подачи сигнала тревоги влечет за собой быстрое распространение пожара. Ни один член экипажа не должен начинать борьбу с пожаром пока он не подал сигнала тревоги. При обнаружении пожара двумя или несколькими членами экипажа, одному из них следует подать сигнал тревоги, а другие одновременно должны попытаться потушить пожар имеющимися под рукой средствами.
Сообщать следует о всех пожарах, даже если они прекратились сами по себе в связи с отсутствием горючего материала или кислорода.
Член экипажа, подающий сигнал тревоги, должен быть уверен в том, что он сообщает точное место возникновения пожара (помещение и уровень палубы). Это важно по нескольким причинам: во-первых, тем самым определяется конкретное место работы пожарной группы; во-вторых, дается информация о виде пожара, к борьбе с которым следует подготовиться; в-третьих, знание точного места возникновения пожара может подсказать необходимость отключения определенных систем вентиляции. И наконец, оно позволит установить, какие двери и люки следует закрыть для локализации пожара.
При попытке установить точное местонахождение пожара следует соблюдать определенные меры предосторожности. Прежде чем открыть дверь в помещение, чтобы проверить, нет ли в нем пожара, ее нужно осмотреть. Потемневшая или треснувшая краска указывает на наличие огня за этой дверью. Дым, выходящий через трещины в уплотнении двери или в местах прохода кабеля через переборку, также является признаком пожара.
Когда местонахождение скрытого пожара установлено, дверь в данное помещение не следует открывать до тех пор, пока не подоспеет помощь и не будет подан ствол для тушения пожара. На горение в закрытом помещении расходуется кислород, находящийся внутри этого помещения. Для увеличения очага пожара требуется дополнительный кислород, а при открывании двери он поступает в большом количестве. Языки пламени и нагретые газы могут интенсивно выбрасываться через открытые двери. Человек, оказавшийся на их пути, может получить тяжелые ожоги. Если на огонь не будет направлена струя воды, он станет распространяться с большой скоростью. Чем позднее обнаружен пожар, тем более опасной может оказаться ситуация. Поэтому, прежде чем открыть дверь, охладите ее водой. Всегда открывайте дверь с места, находящегося в стороне от дверного проема.
Пожар распространяется путем радиации, теплопроводности и конвекции. В результате этих процессов он распространяется в основном по горизонтали и вверх: по горизонтали по проходам и туннелям, вверх через люки и трапы. При определенных условиях пожар распространяется также и вниз через туннели или через палубный настил (благодаря теплопроводности). Горящие угли, падающие с одной палубы на другую, представляют наибольшую опасность распространения огня вниз.
Пожар устремляется к новым источникам горючих материалов и кислорода, если такие имеются. Путь распространения пожара зависит от его местонахождения и конструктивных особенностей окружающих помещений. Эти факторы должны учитываться при борьбе с пожаром. Кроме того, выбор способа борьбы с пожаром зависит от вида горючих материалов и их продуктов сгорания.
Борьбу с пожарами не всегда можно вести по одной и той же схеме, но все операции по тушению должны проводиться по определенной системе. Конкретные условия пожара определяют порядок проведения операций и использование того или иного способа борьбы с пожаром.
Рис 5.1. Распространение пожара по судну: вверх (а) и по горизонтали (б) вследствие конвекции; вниз в результате теплопроводности (в) и из-за падающихугольков (г)
Руководитель тушения пожара, находящийся на месте пожара должен по возможности быстро определить вид пожара (какие горючие материалы горят), огнетушащее вещество, требуемый способ атаки, способ предотвращения распространения огня, количество людей, необходимое для тушения пожара, и другие конкретные задачи.
Небольшой пожар может быть потушен несколькими членами экипажа, первыми прибывшими к месту пожара; вполне возможно, что они смогут предварительно оценить ситуацию и приступить к борьбе с огнем. Для тушения более серьезных пожаров требуются координированные действия, эффективное использование людей и техники, четкое определение поставленных задач. При оценке пожара или при возможности сразу после этого должна быть налажена связь и определено место сосредоточения людей и техники.
Связь с капитаном должна быть установлена по телефону или с помощью посыльного. Кроме того, должна быть обеспечена связь с расчетами по борьбе с пожаром. Для этой цели лучше использовать посыльных, поскольку телефонные линии могут быть повреждены пожаром, а пожарные непрерывно перемещаются. При наличии системы внутренней двусторонней радиосвязи ею можно пользоваться для координации действий по борьбе с пожаром на судне.
Место сосредоточения людей и техники должно быть в незадымленной зоне, по возможности ближе к месту пожара. Идеальным является место на открытой палубе с наветренной стороны пожара. Однако если пожар возник в нижней части судна, людей и технику следует сосредоточить ниже палубы. Выбор такого места вблизи судового телефона значительно облегчит установление связи. Однако место сосредоточения людей и техники не должно располагаться там, где существует угроза пожара.
Все средства борьбы с пожаром (в том числе и запасные рукава, стволы и топоры, запасные баллоны для дыхательных аппаратов и переносные фонари) должны быть доставлены к месту сосредоточения людей и техники. На это место также должно быть доставлено все необходимое для оказания первой помощи пострадавшим.
Для обеспечения ограничения распространения пожара на районы, прилегающие к зоне пожара со всех четырех сторон, а также сверху и снизу, атака должна быть предпринята как можно раньше. В зависимости от обстановки на пожаре существует несколько способов атаки – по фронту, периметру, объему или площади пожара.
При атаке по фронту, периметру пожарные приближаются к самому пожару и направляют огнетушащее вещество непосредственно в очаг пожара. Приблизиться к зоне пожара нетрудно, если пожар еще небольшой. Однако по мере усиления пожара тепло, газы и дым затрудняют его локализацию и подход к очагу. Если пожар уже набрал силу, то атака должна сочетаться с соответствующей вентиляцией.
Атака по объему применяется, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара. Это, как правило, наблюдается при возникновении пожара в нижней части судна. Успех непрямой атаки зависит от полной локализации пожара. Все возможные пути распространения огня должны быть отрезаны посредством закрывания дверей и люков и отключения систем вентиляции.
Один из способов тушения состоит в том, что в помещение, где возник пожар, пробивается небольшое отверстие, куда вставляется ствол и подается распыленная струя. Тепло превращает ее в пар, который действует как средство объемного тушения. Для успешной атаки надо, во-первых, полностью локализовать пожар, чтобы с помощью пара уменьшить содержание кислорода в воздухе в зоне пожара, во-вторых, она возможна только при достаточно высокой температуре в зоне пожара, позволяющей превратить воду в пар.
Один из приемов такой атаки связан с применением вещества объемного тушения углекислого газа, фреона. Вентиляция – это процесс отвода продуктов сгорания, оказавшихся внутри судна, в атмосферу. Большая часть смертельных случаев является следствием не горения, а отравления газами, образующимися при сгорании, или недостатка кислорода для дыхания. Большие дозы окиси углерода или других ядовитых газов проникают в помещения еще до появления высокой температуры и могут оказаться смертельными для спящих людей. Однако при быстро и правильно организованной вентиляции во время пожара дым, тепло и газы могут быть отведены от потенциальных жертв и горючих материалов, не охваченных пожаром.
В случае проведения атаки по объему помещения зона пожара должна быть по возможности герметизирована, с тем чтобы кислород находился снаружи зоны пожара, а огнетушащее вещество – внутри нее.
Дым и горячие газы, образующиеся при пожаре, должны по возможности отводиться в окружающий воздух. По мере усиления пожара горячие газы будет способствовать быстрому распространению пожара. В идеальном случае при подаче огнетушащего вещества газы будут выходить в точке, находящейся непосредственно над пожаром. Такую вертикальную вентиляцию почти невозможно обеспечить, поскольку маловероятен прямой вертикальный путь от пожара наружу. В большинстве случаев возникает необходимость хотя бы в какой-то горизонтальной вентиляции.
Горизонтальная вентиляция обеспечивается открыванием дверей с наветренной и подветренной сторон и созданием сквозняка в помещениях, где собираются продукты сгорания. Сжатый воздух, поступающий через дверной проем с наветренной стороны, вытягивает продукты сгорания с подветренной стороны. Сначала всегда следует открывать двери с подветренной стороны. Необходимо также открыть и бортовые иллюминаторы, однако небольшие бортовые иллюминаторы не обеспечивают эффективного удаления тепла и дыма.
Если пожар возник под палубой, могут возникнуть определенные трудности в отводе дыма и тепла за пределы судна. В некоторых случаях целесообразно использовать вертикальную и горизонтальную вентиляции совместно. Горизонтальный поток воздуха может иногда создаваться над горящим люком на палубе и вызывать завихрение, в результате чего дым и тепло вытягиваются с нижележащей палубы вверх. Правильно установленный вентилятор способствует ускоренному выходу воздуха. Двери в районах, не охваченных пожаром, должны быть закрыты, чтобы в них не попадал задымленный воздух, и оставаться закрытыми до окончания вентиляции.
Задымленный воздух может удаляться из помещения по проходам и выводиться вверх через палубные отверстия с помощью переносных вентиляторов, которые должны быть размещены так, чтобы выталкивать и вытягивать воздух из задымленных зон наружу. Иногда в сочетании с переносными вентиляторами целесообразно использовать судовую систему приточной вентиляции.
Все эти меры направлены на предупреждение распространения пожара за пределы помещения, в котором он возник. Если такая защита обеспечивается, пожар, как правило, удается взять под контроль и потушить с минимальным ущербом для судна. Для защиты поверхностей пожар фактически должен быть окружен с шести сторон; пожарные со стволами или переносными огнетушителями должны быть распределены так, чтобы охватить по периметру весь пожар, а также помещения, расположенные выше и ниже пожара. РТП должен также учитывать возможность распространения пожара через систему вентиляции. Члены экипажа должны проверить и закрыть отверстия в системе, через которые пожар может перекинуться в другие помещения.
Спасение людей, оставшихся в помещениях судна, — важнейшая цель всех боевых действий по борьбе с пожаром. Спасение должно быть первым шагом операций, основной боевой задачей.
Если приступить к ним не сразу, то в результате атаки с использованием распыленной струи, воды пожар может переместиться в район, где находятся люди. А также возможно образование пара, который может вызвать ожоги людей.
Осмотр места пожара проводится, когда основной очаг пожара потушен. Практика показывает, что эта работа связана с определенной опасностью – береговые пожарные при этом получают больше травм, чем при других операциях. Это происходит вследствие ослабления внимания после того, как пожар взят под контроль, что ведет к утрате бдительности в отношении личной безопасности.
Цель осмотров заключается в тушении скрытого огня и последних тлеющих угольков и установлении того, что пожар не распространился в другие части судна.
Пожарные должны тщательно проверить (используя слух, зрение, осязание и обоняние) каналы вентиляции по всей длине, чтобы определить степень ликвидации очага пожара. Аналогичным образом они должны проверить все пространства за подволоками, палубы и переборки. Особенно внимательно следует осмотреть места проходов кабелей и труб через переборки и палубы, так как пожар может распространиться через самую незначительную неплотность.
Все материалы, которые могли соприкоснуться с пожаром, а также матрацы, тюки, корзины и ящики должны быть внимательно осмотрены. Если возможно повторное возгорание материалов, то надо вынести их из зоны пожара, разместить на открытой палубе, поставить вахтенного с пожарным стволом для тушения вновь разгоревшегося пожара.
Необходимо тщательно осмотреть закопченные швы и соединения, обуглившиеся места. При обнаружении огня его следует заливать водой до тех пор, пока он не будет полностью потушен.
Одновременно нужно начать расчистку зоны пожара и убрать лишнюю воду.
Избыток воды может ухудшить остойчивость судна. Нужно сделать все возможное для ограничения скапливания воды в больших отсеках и грузовых трюмах. С этой целью воду следует применять так, чтобы обеспечить максимальное охлаждение конструкций и поверхностей при минимальном расходе воды. Лучше использовать распыленные, а не компактные струи. Нужно расходовать ровно столько воды, сколько требуется.
Отсутствие на торговых судах переносного оборудования для удаления воды может создать трудности, так как если из-за попадания обломков в стационарную систему откачки произойдет засорение труб, то придется прибегнуть к сложной операции промывки трубопроводов.
Конструктивная прочность стальной обшивки или опорных элементов судна может быть значительно ослаблена в результате влияния высоких температур, что может оставаться незамеченным, пока не появятся видимые признаки деформации. Как только возникает подозрение в нарушении конструктивной прочности, следует провести тщательный осмотр. Элементы, прочность которых нарушена, должны быть подкреплены.
Можно считать, что пожар локализован если:
- огнетушащее вещество подается на очаг пожара в достаточном количестве;
- основной очаг пожара потемнел и на этой стадии количество выделяющегося тепла недостаточно для воспламенения находящегося поблизости горючего материала;
- все возможные пути распространения огня проверены и перекрыты огнетушащими средствами.
Когда пожар локализован, то проводится второй, более тщательный поиск. Нужно внимательно осмотреть районы, где было много тепла и дыма. Надо осмотреть туалеты, заглянуть под койки, за мебель, занавеси и под одеяла. Потерявшие сознание люди должны быть немедленно вынесены на свежий воздух. Если человек не дышит, ему надо немедленно сделать искусственное дыхание.
Пожар может считаться полностью потушенным, если РТП заверит капитана судна, что было предпринято следующее:
- тщательно осмотрен район пожара и установлено, что все возможные пути его распространения проверены, дым и газообразные продукты сгорания удалены; в район пожара обеспечен безопасный доступ без дыхательного аппарата, что может быть проверено с помощью безопасной пламенной лампы или газоанализатора по кислороду;
- полностью осмотрены все материалы, которые горели;
- установлена пожарная вахта; один или несколько (если пожар был развитым) членов экипажа должны внимательно следить за тем, чтобы не произошло повторного возгорания, а если оно произойдет, – немедленно подать сигнал тревоги; один из членов экипажа должен наблюдать за окружающими поверхностями и путями возможного распространения пожара;
- проведено обнаружение возможных повреждений судна при пожаре, а для этого произведен тщательный осмотр. Высокие температуры возникшие при пожаре, могут вызвать коробление палуб, переборок и других судовых конструкций или нарушение их конструктивной прочности. Начинают удаление скопившейся при тушении пожара воды.
Капитан должен произвести проверку наличия всего экипажа судна.
На каждом судне, должна быть создана и обучена пожарная команда. Она может быть разбита на несколько подразделений, выполняющих различные обязанности. Во главе пожарной команды должен стоять опытный член комсостава, в обязанности которого входит обучение приемам профилактики и борьбы с огнем, а также руководство операциями по борьбе с ним.
Одними из основных в пожарной команде являются звенья, работающие с пожарными стволами. В идеальном случае каждое звено должно состоять из четырех человек, обладающих достаточным опытом работы на судне.
Руководителем такого звена должен быть ствольщик, который управляет стволом и направляет струю на пожар. Зачастую ствольщику приходится принимать решения до прибытия к месту пожара ответственного лица комсостава. Ствольщик должен быть хорошо натренирован и дисциплинирован, чтобы вести звено непосредственно к пожару и обеспечить подачу воды непосредственно в его очаг. Это ответственная работа, которую должен выполнять член экипажа, прошедший подготовку по борьбе с пожарами на специальном морском оборудовании. Кроме того, ствольщик должен хорошо знать конструкцию судна и его особенности.
Позади ствольщика должен находиться его помощник. Он должен поддерживать рукав и гасить часть реакции ствола, с тем, чтобы им можно было управлять без излишнего напряжения. Для успешного выполнения этих задач этот член экипажа должен согласовывать свои действия с работой ствольщика. Остальные члены звена должны размещаться по длине рукавной линии помогая маневрировать стволом и перемещать его.
Для работы с пожарными рукавами, предназначенными для защиты машинных помещений, целесообразно привлекать персонал машинного отделения, поскольку эти люди хорошо знают устройство этой части судна. Они наиболее вероятно будут находиться вблизи пожара в случае его возникновения. По тем же причинам остальные члены экипажа по возможности должны расписываться по пожарным группам вблизи своих рабочих мест.
При пожаре рукав следует раскатать прежде, чем будет открыт пожарный кран. Пока в рукаве нет воды, он очень легок и прост в обращении, его можно быстро проложить. Когда в рукав подана вода, он становится тяжелым и его трудно перемещать. Пожарные устают от перетаскивания добавочной массы воды в рукаве, особенно если приходится перемещать его, вниз и вверх по трапам и в узких проходах. Если при этом они пользуются дыхательными аппаратами, то расход кислорода в аппаратах будет выше обычного, почти в полтора раза.
Приемы подачи водяных струй зависит от пожарной ситуации. Ствольщик должен знать, какой тип струи и как следует его использовать в различных условиях пожара.
Когда языки пламени вырываются из помещения в коридор, нужно пробиться к этому помещению. Струя воды должна быть направлена на очаг пожара. Языки пламени в коридоре необходимо сбить до того, как ствол будет сориентирован в нужном направлении. Этого можно добиться, приблизившись к пламени и низко пригнувшись к палубе. Затем ствол должен быть переведен на подачу распыленной струи. Подаваемая струя ведется вертикальным зигзагом с таким расчетом, чтобы вода от подволоки и переборок рикошетом отлетала на пламя. Этот прием задерживает тепло и пламя перед ствольщиком и позволяет ему продвигаться вперед, пока он не достигнет цели.
Когда струя воды попадает на пламя и горячие газы, образуется пар, который вместе с выделяющимся дымом значительно ухудшает видимость.
По возможности быстро вслед за первой следует подать еще одну струю, которая может быть использована для защиты продвигающего вперед звена или для подачи дополнительного количества воды, необходимого для поддержания атаки.
Пожар в коридоре, не следует тушить со взаимно противоположных направлений, так как в этом случае один ствол будет гнать пламя, тепло и дым непосредственно на людей, работающих со вторым стволом.
Для атаки на развитой пожар за закрытой дверью прежде всего надо подготовить ствол с наружной стороны двери. Затем дверь следует приоткрыть настолько, чтобы в помещение можно было просунуть ствол. Используя дверь как защитный экран, ствольщик должен оросить распыленной струей всю кубатуру помещения. Ствольщик и его помощник должны находиться как можно ниже, чтобы пар и тепло выходили над ними. Через несколько секунд дверь можно приоткрыть пошире. Если позволяют условия, члены ствольной группы должны войти в помещение и продвигаться до тех пор, пока они не смогут направить струю воды непосредственно на очаг пожара. Другие лица, входящие в состав команды должны выполнять конкретные действия: вести поиск отрезанных пожаром людей, проверить пути возможного распространения пожара, заниматься вентиляцией зоны пожара; при необходимости их можно использовать в качестве посыльных.
Во время пожара может развиться температура выше 500 оС с выделением дыма и ядовитых газов в высоких концентрациях. Пожарные, недостаточно защищенные от этих опасностей, не смогут активно вести атаку. Они будут вынуждены отступить и могут получить ожоги.
Защита органов дыхания эффективнее всего обеспечивается автономными дыхательными аппаратами.
Иногда члены первого звена не успевают надеть защитную одежду и дыхательные аппараты. Тогда следует как можно быстрее провести первоначальную атаку, чтобы пожар не вышел из-под контроля. He следует оставлять занятую позицию, если не возникли особые трудности. Короткое, но очень нужное время ее можно удержать без защитных приспособлений. Но если сбить пламя не удается, дым и высокая температура не позволяют удержаться на занятой позиции, нужно отойти от пожара. Для защиты от высокой температуры ствольщик должен использовать распыленную струю.
Звено должно отходить от огня до тех пор, пока оно не займет позицию, которую сможет без труда удержать. В это время второе звено должно надеть защитную одежду и дыхательные аппараты и как можно быстрее сменить первое.
Таблица 5.11.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения