logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Шасси самолета

Шасси самолета – это система опор, предназначенная для стоян­ки, руления, взлета и посадки, поглощения энергии удара при посадке. Передние опоры шасси воспринимают 5÷10% массы са­молета и 90÷95% – основные опоры шасси. Шасси можно убрать в крыло гондолы двигателей, фюзеляж, гондолы, расположенные на крыле.

Передние опоры на ВС обычно убираются в переднюю часть фюзеляжа. Шасси могут быть и неубирающиеся. На тележке шасси может быть различное число колес: четыре, шесть, двенадцать. Как правило, каждое колесо на тележке имеет свой тормоз. На ВС получили распространение камерные и дисковые тормоза.

При торможении поглощается значительная энергия с переходом в тепло. Торможение бывает основное, аварийное (в случае неис­правности основной системы) и стояночное. Тормозные устройства являются вторичными средствами торможения после посадки ВС. Первичные средства торможения для гашения скорости – воздушный винт или реверс тяги.

Горючие материалы в конструкции шасси: магниевые сплавы в барабанах колес, резина пневматикой колес, тормозная жидкость в стойках и тормозах, смазка в подшипниках колес, электропроводка, краска.

Возможные причины загорания колес: перегрев тормозов; разру­шение пневматиков колёс; разрушение подшипников; неисправности в электрогидросистеме тормозов, не срабатывается давление в тор­мозах; разрушение трубопроводов гидросистемы и попадание жид­кости на горячие тормозные устройства.

Горение шасси чревато последствиями для крыла. Температура горения магниевого сплава 3000 °С, а дюралюминий обшивки крыла теряет прочность при температуре 250 °С. Прогар приведет к истечению из крыла топлива. В отсеках (гондолах, мотогондолах) шасси проходят трубопроводы гидравлической и топливной систем под давлением топлива, агрегаты этих систем из магниевого сплава. В отсеках шасси находятся гидроаккумуляторы под давлением до 22 МПа, там же размещены распределительные устрой­ства энергетики. Пожар в отсеках шасси опасен для центроплана крыла, так как у большинства ВС шасси расположены вблизи центроплана, в котором находится топливо.