logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.

Аварийно-восстановительные формирования метрополитена – подразделения, оснащенные необходимыми техническими средствами для ликвидации последствий аварии подвижного состава в тоннелях и на открытых участках железнодорожного пути, производства необходимых переключений и восстановления нормальной работы электрооборудования, кабельных сетей, водопровода, вентиляции, эскалаторов.

Подвижной состав – пассажирские вагоны, аккумуляторные локомотивы, мотовозы и специальные подвижные единицы.

Аварийный вентиляционный режим – включение оборудования общеобменной вентиляции для ограничения размеров задымленной зоны, способствующее проведению успешной эвакуации и спаса­ния людей, а также работ по ликвидации горения.

Средства громкоговорящего оповещения – устройства, предназначенные для информации пассажиров и обслуживающего персонала на станции и в тоннелях. Вещание по сети громкоговоряще­го оповещения ведется из дикторской и с выносных постов, расположенных в вестибюле, при сходе с эскалатора, на пассажирских платформах. Устройства громкоговорящего оповещения станции подключены к центральной станции вещания метрополитена.

Тоннельный телефон – средство связи, предназначенное для одностороннего вызова поездного диспетчера персоналом, находящимся в перегонных тоннелях и на станциях.

Тепловая депрессия (тяга) пожара – создаваемый нагретыми продуктами горения перепад дав­ления в наклонной или вертикальной подземной выработке.

Опрокидывание воздушного потока – изменение направления движения воздуха в выработке (тоннеле), созданного системой тоннельной вентиляции.

Нисходящее проветривание – режим вентиляции наклонного тоннеля, при котором движение воздуха направлено от его верхней точки к нижней.

Аванзал – пассажирское сооружение, располагаемое между залом станции и вестибюлем либо в пересадочных сооружениях станции.

Рампа (портал) – место выхода тоннеля на поверхность.

Контактный рельс – устройство для подачи постоянного тока напряжением 825 В от электропод­станции к подвижному составу. Закрыт электроизоляционным защитным коробом из древесины или стеклопластика и, как правило, располагается с левой стороны пути по ходу движения поездов на вы­соте 0,5 м и расстоянии от ходового рельса, равном 0,6 м.

Камера съездов – ступенчатое расширение тоннеля с постоянным увеличением длины пролетов, располагается в местах укладки стрелочных переводов вблизи станций с путевым развитием.

Перегон – часть линии метрополитена, расположенная между смежными станциями.

Пикетаж – обозначение границ отрезков пути с помощью пикетных путевых знаков. Основные пи­кетные знаки располагаются через 100 м и представляют собой две плоскости, на одной из них указан номер предыдущего пикета, а на другой - номер следующего пикета. Промежуточные пикетные знаки устанавливаются у характерных точек пути (начало подъема, кривой и т.п.).

Демонтажная камера – помещение, расположенное с обратной стороны входа в наземный вес­тибюль станции, оборудованное воротами размером 5х5м, кранбалкой и имеющее вертикальную шахту. Предназначение для подъема и опускания оборудования эскалаторов. Может использоваться для проникновения и подачи огнетушащих веществ в машинный зал эскалаторов и наклонный тоннель.

Аппаратный отсек вагона – внутреннее пространство в головном и хвостовом вагонах, располо­женное между пассажирским салоном и кабиной машиниста и насыщенное электрооборудованием и кабелями.

Аварийная карточка – утвержденный МПС России документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке магистральным железнодорожным транспортом.

Аварийная ситуация – условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного груза, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей и животных; опасным последствиям для природной среды; а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Взрывчатое вещество (ВВ) – твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое способно к быстрой самоподдерживающейся химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждения окружающих предметов. В условиях пожара способно гореть без доступа воздуха, в том числе и под водой. При повышении давления горение способно перейти в детонацию (взрыв).

Взрывчатое изделие – изделие, содержащее одно или несколько ВВ, ПВ, порохов.

Взрывчатые материалы (ВМ) – ВВ и взрывчатые изделия в отдельности и в любых сочетаниях.

Зона аварии – территория, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, разливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 м.

Опасная зона – зона аварии, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, облучения, ожогов, обморожения людей и животных.

Опасный фактор пажара – фактор пожара, воздейст­вие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.

Пиротехническое вещество (ПВ) – вещество или смесь веществ, предназначенные для производства эффекта в ви­де тепла, огня, звука, газа или дыма или их комбинаций в резуль­тате самоподдерживающейся экзотермической реакции, проте­кающей без детонации. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к ВВ.

Пожар 1-ой группы – пожар, при котором имеет место горение ВМ.

Пожар 2-ой группы – пожар, при которомВМ находятся в зоне воздействия теплового излучения, но по каким-либо причинам не горят.

Порох – это метательное ВВ, способное в условиях применения устойчиво гореть с выделением большого количества рас­каленных газов, загорающихся при смешивании с воздухом.

Ракетное твердое топливо (РТТ) – порох специальной рецептуры, применяемый в ракетных двигателях в виде крупных блоков (шашек).