logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности

Все нужное, полезное и краси­вое достаточно тесно увя­зано с опасным или, представляющим риск для жиз­ни и здоровья человека. Это в полной мере относит­ся и к метрополитенам, которые ежедневно перевозят более 11 млн. человек. При этом самый большой объем перевозок осуществляется Москов­ским метрополитеном. Главная же опасность в том, что это - подземный объект и в случае какого-либо ин­цидента, будь то авария, пожар, теракт или отключение напряже­ния, любой работник и пассажир становится заложникам ситуации и сам не могут успешно эвакуироваться.

В 2003 году в московском ме­тро произошло 57 пожаров. Это позволяет сделать вывод о том, что в среднем раз в неделю и чаще в столичном метрополитене происходит пожар. Каждый из них, являющийся случаем неконтролируемо­го горения, будь он боль­шой или маленький, пред­ставляет угрозу для жизни и здоровья людей, для их безопасности.

Метрополитен – транспорт­ное предприятие, связан­ное с повышенной опасно­стью.

Уровень его опасности существенно возраста­ет в условиях возникновения пожара.

Пожар, имевший место 26 октября 1995 года в метропо­литене г.Баку унес 286 человеческих жиз­ней. Только 70 человек смо­гли эвакуироваться из тоннеля, хотя состав застрял всего в 200 метрах от станции. Отравление дымом, продукта­ми горения, поражение элек­трическим током стали фак­тической причиной смерти большей части пассажиров поезда. Но их смерть во мно­гом была обусловлена орга­низационной, технической и правовой нерешенностью многих принципиальных во­просов противопожарной за­щиты подземных сооружений метрополитена.

18 февраля 2003 года, произошел пожар в метро города Тэгу (Корея). Он воз­ник утром, когда один из пассажиров во время оста­новки поезда на станции бросил горящую зажи­галку в бак с легковоспламе­няющейся жидкостью. Огонь моментально распространился по всему пятому вагону, а спу­стя непродолжительное вре­мя огнем были объяты все шесть вагонов подземного поезда. После срабатывания пожарной сигнализации на противоположных путях остановился и был блокиро­ван системой противопо­жарной безопасности, шед­ший навстречу, поезд. В счи­танные секунды его шесть вагонов также охватил огонь. В огненной западне оказалось около 400 пасса­жиров и работников метро. Для сравнения - это в пять и более раз меньше, чем мож­но наблюдать в московской подземке в часы «пик». По­жар удалось ликвидировать только через три часа. На поверхность удалось вы­браться единицам.

По разным оценкам в огне погибло от 126 до 350 человек. Боль­шинство тел очень трудно опознать, поскольку они вы­горели практически до костей. Кроме того, 140 чело­век получили травмы, 43 из которых - тяжелые. Примечательно, что поджигатель остался жив и был задер­жан.

Бакинская или корейская беда при всей их трагичности несопоставимы с тем, что может произойти в московском метрополитене, где в часы пик только один поезд перевозит около тысячи пассажиров. В 1997 году на московском метрополитене произошло 26 пожаров и 132 загорания, в 1998 году они со­ответственно достигли уровня соответственно - 13 и 185. По официальной стати­стике МЧС России в 2003 го­ду на объектах Московско­го метрополитена произо­шло и в соответствии с ин­струкцией «О порядке государственного статистическо­го учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации» государственной противопо­жарной службой на статистический учет взято только семь пожаров.

При таком подходе к ведомственному учету пожаров и незначительных загораний наиболее качественно решается про­блема профилактики возможных пожаров на подве­домственных объектах.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О по­жарной безопасности» в Российской Федерации действу­ет единая государственная система статистического уче­та пожаров и их последствий. Официальный статисти­ческий учет и государствен­ную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба МЧС России. А непо­средственно эту функцию осуществляет ФГУ ВНИИПО МЧС России.

В среднем по России число пожаров без ущерба составляет 46 % от общего числа пожаров. При подсчетах подоб­ное положение уменьшает реальный ущерб от пожаров как минимум на одну треть.