3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
Открытое пламя - часть видимого пространства, внутри которого протекает процесс горения или окисления и происходит тепловыделение, а также генерируется токсичный газообразный продукт и поглощается из окружающей среды кислород на границе образуется специфическая дисперсная среда, особыми свойствами обусловлен процесс рассеивания света. К характерным размерам пламени относятся: диаметр, площадь пожара, высота пламени, скорость выгорания, количество токсичного газа, теплота, количество дыма, мощность дымовыделения. Температура продуктов сгорания зависит от интенсивности тепловыделения горючего материала и вида пожара.
Радиус возможного поражения людей, автомобилей, зданий и сооружений от теплового излучения пламени разлитого топлива и автоцистерны не превышает 50 м, при «огненном шаре» радиус поражения людей составляет от десятка до сотен метров. Разлет частей конструкций автоцистерны также измеряется десятками и сотнями метров.
Условием воспламенения топлива является его нагрев до температуры, равной температуре самовоспламенения, при которой резко увеличивается скорость экзотермических реакций и возникает пламенное горение.
Пожары на автоцистернах происходят на всем цикле их эксплуатации: движение и ДТП, слив на АЗС или заправка автомобилей (в Москве насчитывается около 1000 АЗС), налив топлива на СНЭ и перекачка из железнодорожной цистерны, места стоянок, техническое обслуживание и ремонт.
Места возникновения инцидента: населенный пункт, автострада, АЗС, СНЗ, АТП. Половина пожаров сопровождается травмами и гибелью людей.
До половины (46%) инцидентов с автоцистернами при ДТП вызывает разрушение цистерны и ее элементов. Поэтому необходимо тщательно разрабатывать маршрут движения автоцистерн, особенно в крупных городах, учитывая круглогодичный ремонт дорожных покрытий, а также заторы, где повышается риск ДТП. Снизить последствия возможного Инцидента позволяет конструктивная защита автоцистерны, предусмотренная НТД, а также оперативная связь водителя с диспетчерской службой предприятия и вызов пожарно-спасательных подразделений.
Возникновение пожара на движущемся автомобиле, наряду с нанесением материального ущерба, может способствовать наступлению ДТП. Причины возникновения таких пожаров в основном определяются несвоевременной и некачественной подготовкой автомобилей к эксплуатации, в частности, органов управления, повышенного или пониженного давления в шинах и игнорированием мер пожарной безопасности. Так, ряд пожаров возникли при перевозке горючих жидкостей в багажном отсеке и салоне. При ДТП происходила их утечка и вспышка паров жидкостей, приводящая к быстрому развитию пожара.
Пожары на автоцистернах для перевозки горючих жидкостей, показами, что возможными видами пожаров могут быть:
пожар, связанный с горением одного нефтепродукта;
пожар, связанный с горением одного вида нефтепродукта, с переходом на другой вид нефтепродукта или объект, с последующим их совместным горением.
При рассмотрении вышеперечисленных видов пожаров возможны следующие основные причины создания аварийных ситуаций:
перелив топлива при наполнении резервуаров из автоцистерн';
перелив топлива при заполнении топливных баков транспортных средств или разгерметизация шланга топливно-раздаточной колонки (ТРК).
разгерметизация участка слива топлива, расположенного до и за запорной арматурой автоцистерн;
разгерметизация трубопроводов с топливом на транспортных средствах при неработающих обратных клапанах;
разгерметизация трубопроводов наполнения во время слива топлива из автоцистерн в резервуар транспортного средства
разгерметизация корпуса емкости автоцистерны;
разливы нефтепродукта при опрокидывании автоцистерны или ее повреждении в случае ДТП;
разряды статического электричества при заполнении емкости автоцистерны.
искры при ударах движущихся автоцистерн о конструкции эстакады или наливное оборудование, при ударах вращающихся частей насосных агрегатов о неподвижные части; при открывании и закрывании люка емкости автоцистерны, установка или снятие наливного устройства;
поверхности двигателя и выпускной системы, сцепления, тормозной системы, с температурой выше предельно допустимой 2000С.
Наиболее частыми причинами пожара двигателя и кабины автоцистерны при движении или на остановке являются неисправности электрической и топливной систем, тормозной системы и шин; реже возникают пожары разлитого топлива вследствие нарушения герметичности элементов гидравлического оборудования и утечке нефтепродукта.
По частоте возникновения пожары на автомобилях в результате ДТП значительно уступают пожарам, возникающим на стоянках, в гаражах, в дороге, но они, как правило, сопровождаются особенно тяжелыми последствиями. От таких пожаров гибнут люди, наносится значительный материальный ущерб.
Если пожары на стоянках, в гаражах или в дороге возникают от неправильной эксплуатации, некачественного ремонта, неисправностей, от незнания правил пожарной безопасности, то возникновение пожаров на автомобилях при ДТП обусловлено разрушением и повреждением тех или иных систем автомобиля, способствующих воспламенению, например, систем питания и выпуска, электрической и др. При этом источником зажигания во многих случаях являются искры, возникающие от трения металла по металлу, металла о дорожное покрытие или от короткого замыкания в электрической сети электрооборудовании.
Такие пожары представляют наибольшую опасность для людей и окружающей среды, особенно при перевозке опасных грузов, узлов и систем автомобиля. ДТП становятся причинами пожара, а заклинивание дверей и травмирование людей препятствует возможности тушения пожара ручными средствами и быстрой эвакуации пострадавших.
Большую часть пожароопасных грузов, перевозимых по автомобильным дорогам, составляют жидкости. В 85 % пожаров автоцистерны были загружены горючесмазочными материалами (ГСМ), которые, растекаясь, загрязняли окружающую среду. В США около 80 % аварий на транспорте с участием опасных грузов происходит на автомагистралях национального значения.
К опасным грузам (ОГ) относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных (табл. 3.7 и 3.8).
Качественно степень опасности ОГ оценивается классификацией (I-V классов) в зависимости от тяжестей последствий инцидентов: гибель, телесные повреждения, загрязнение окружающей среды и т.п. и по степени опасности: малоопасные; легковоспламеняющиеся; обжигающие жидкости; сжатые и сжиженные газы в баллонах; опасные по своим размерам (негабаритные); отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества.
При транспортировании опасных грузов главная проблема обеспечения безопасности заключается в том, чтобы свести до минимума вероятность возникновения инцидентов и ликвидировать последствия в случае их происшествия.
Потенциальная опасность при обращении человека с опасными веществами существует постоянно, на любой стадии контакта с ними: при упаковке, хранении, использовании, погрузке, выгрузке и, конечно, на этапе их непосредственной перевозки, когда автомобили с опасными грузами выезжают на автомагистрали или улицы городов, заполненные потоком автомобилей и множеством пешеходов.
Красочная атрибутика автомобиля (называемая транспортными элементами системы информации об опасности (СИО), включающими информационную таблицу, цвет кузова и цвет надписи на нем, характеризующей вид опасности) предназначена для того, чтобы надлежащим образом сообщить о потенциальной опасности перевозимых грузов всем, кто может иметь дело с ними в процессе транспортировки. Знаки опасности, наносимые на упаковку опасного груза, а также непременно присутствующие в информационной таблице, призваны сделать опасные грузы легко распознаваемыми на расстоянии по их виду (символу, цвету и форме).
Таблица 3.7.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения