2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
Проблема возникновения пожара в подземных сооружениях с массовым пребыванием людей требует специфического подхода к её решению.
Развитие пожара в тоннеле метро имеет особенности:
- ограниченность пространства и связанные с этим сложности при эвакуации пассажиров;
- значительная общая пожарная нагрузка, которая у вагонов различных серий составляет около 50 кг/м2 и включает в себя большое количество материалов, выделяющих при горении токсичные компоненты;
- насыщенность вагонов метрополитена мощными электрическими аппаратами, неисправность которых может послужить причиной возникновения пожара в поезде;
- высокая скорость воздухообмена (постоянный приток окислителя), обусловливающая высокую скорость повышения температуры до значений в тысячу и более градусов;
- сверхбыстрое задымление путей эвакуации;
- практическая невозможность подачи достаточного количества огнетушащих веществ к очагу пожара в тоннеле;
- паника людей, не подготовленных к действиям при возникновении чрезвычайной ситуации.
С учетом вышеперечисленных условий специалистами фирмы ЭПОТОС был определен ряд основополагающих принципов, использованных при разработке и проектировании системы «Игла». Основные из них:
- обнаружение и ликвидация пожара в начальной стадии;
- обнаружение и ликвидация пожара без участия человека;
- отключение силовой схемы «аварийного» вагона при обнаружении признаков пожара в целях устранения причины возгорания (короткое замыкание или электрическая дуга);
- возможность контроля ситуации, возникшей при пожаре в любом вагоне состава, из кабины машиниста;
- организация обмена информацией по уже существующим поездным проводам без нарушения их основных функций.
Для защиты подвижного состава метрополитена от пожаров разработана и внедрена в практику автоматическая система обнаружения и тушения пожара "Игла" ООО "Эпотос".
Система "Игла" работает следующим образом. При возникновении пожара в защищаемом отсеке он регистрируется извещателем, и на блоке индикации в кабине машиниста срабатывает световая и звуковая сигнализация. При этом высвечивается пятизначный номер вагона и наименование отсека, в котором произошло загорание. Одновременно на вагоне отключается высокое напряжение. При достижении температуры в 100 °С автоматически срабатывает огнетушитель ОСП (огнетушитель самосрабатывающий порошковый), о чем извещает машиниста соответствующая сигнализация на блоке индикации.
Порошковый состав импульсно выбрасывается в защищаемый объем и создает в нем концентрацию, ликвидирующую горение.
Применяемый порошок эффективно тушит пожары классов А, В, С и Е объемным и поверхностным способом. Он не токсичен, не портит защищаемого оборудования, экологически чист. Этот порошок имеет ряд преимуществ перед другими огнетушащими веществами, а именно:
- возможность эффективной работы при высокой степени негерметичности защищаемых объемов;
- возможность тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 5000 В;
- безопасность воздействия на пассажиров;
- способность флегматизировать поверхность горения, благодаря чему становится маловероятной возможность вторичного возгорания в этом объеме.
К особенностям системы «Игла» можно отнести ее высокую «живучесть». Так, используемые для контроля за развитием пожара в отсеках датчики могут выдержать без потери работоспособности до пятидесяти циклов роста температуры до 1500 °С. Эта особенность позволяет контролировать не только момент развития пожара, но и эффективность срабатывания средств тушения, отследить возможное вторичное возгорание.
Применение современной элементной базы, последних достижений микропроцессорной техники позволило организовать процесс самодиагностики всех компонентов системы автоматически при включении напряжения на вагоне. Теперь система сама определит, какой ее компонент неисправен, отсутствует или требует дополнительной настройки. Вся информация об изменениях состояния системы четко привязана к меткам реального времени и хранится в энергонезависимой памяти (ЭНП) - своеобразном «черном» ящике, являющимся одним из встроенных узлов системы.
За время «несения службы» система ликвидировала 23 пожароопасные ситуации и 5 пожаров в начальной стадии развития.
Одним из случаев штатного срабатывания системы«Игла» явилась ликвидация возгорания 14 июня 2001 г. (в 15.00) в отсеке АКК на вагоне № 6754 при въезде состава на станцию «Щукинская». Своевременное поступление информации о повышении температуры позволило снять состав с линии. При осмотре в электродепо обнаружены прогар корпуса двух элементов аккумуляторной батареи, корпуса поддона и вытекание электролита.
Технические решения, используемые в АСОТП «Игла», определили возможность перспективного увеличения количества выполняемых системой функций без конструктивных изменений. Следствием такого подхода явилась возможность расширения круга решаемых «Иглой» задач по повышению уровня безопасности пассажирских перевозок. Так, начиная с 2000 г., Московский метрополитен проводит плановое оснащение вагонов, уже оборудованных системой противопожарной защиты, подсистемой контроля температуры букс колесных пар. Эта разработка позволяет в автоматическом режиме контролировать важнейший эксплуатационный параметр - температуру шейки оси колесной пары. При нормальной эксплуатации температура букс, а их на каждом вагоне - восемь, примерно одинакова. Но при возникновении какой-либо неисправности опорного подшипника, отсутствии или переизбытке смазочного материала происходит повышение температуры аварийного узла. Если неисправность вызывает быстрый рост температуры, то за время движения может произойти значительный нагрев конструкции и, как следствие, возникнет авария.
Система «Игла-МТ» оповещает машиниста в том случае, когда разница температур букс одного вагона превышает 35 °С. При этом на дисплее в кабине машиниста высвечивается информация, содержащая номер вагона и условный номер буксы, на которой определен перегрев.
В системе «Игла» реализована функция дистанционной передачи накопленной в ЭНП информации о состоянии противопожарной системы состава. Передача данных осуществляется при прохождении составом точки входа в тоннель. Полученная информация накапливается на контролирующем компьютере и подвергается систематическому анализу. Полученные результаты позволяют разработчику своевременно отслеживать возникающие в ходе эксплуатации оборудования системы «Игла» негативные тенденции и принимать меры по их устранению. Время поступления данных на компьютер также фиксируется, что в совокупности с другой информацией позволяет осуществлять функцию диспетчеризации движения.
Система «Игла» является современной многопроцессорной системой с развитыми возможностями передачи больших объемов информации в реальном масштабе времени. Это первая подобная система, смонтированная на подвижном составе. Многолетний опыт эксплуатации подтвердил надежность системы.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения