logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

1.3. Пожары на железнодорожном транспорте

Пример – 1.

Это случилось на 83-м километре железнодорожного пути С.Петербург – Москва. Притормаживая у очередной платформы, машинист электровоза выглянул в окно кабины и увидел, как в середине состава из-под цистерны вырвались клубы дыма. Еще мгновение и цистерну с бснзином объяло пламя. Было 18 ч 00 мин.

Включив экстренное торможение, машинист остановил поезд. По рации связался с дежурным по станции, сообщил о пожаре, потом побежал к середине состава, чтобы отцепить и попытаться отвести его головную часть. Не успел. Только разъединил автосцепку, как рядом с цистерной упал поврежденный контактный провод. В тот же миг сработала автоматическая защита на ближайших тяговых подстанциях – отключилось на­пряжение. Огонь перекинулся на соседние цистерны. Позже было установлено, что пожар произошел в результате выплеска бензина через неплотно закрытые крышки колпаков цистерн. Попав на тормозные колод­ки, горючее воспламенилось от искр, возникших при торможении. Как показало расследование, промывочно-пропарочная станция допускала подачу под налив нефтепродуктов цистерны без прокладок, заглушек-болтов и гаек для крепления крышек люков. На нефтеперерабатывающем заводе плотность закрытия крышек цистерн не проверяли. Зачастую продукты заливались в цистерны сверх установленной нормы. Все это привело к пожару.

Приняв от дежурного по железнодорожной станции сообщение о пожаре, диспетчер пожарной части напра­вил к горящему составу дежурный караул части, отделение объектовой ПЧ, охраняющей нефтеперерабатывающий завод, пожарный поезд, а также дежур­ные машины ближайших профессиональных частей и дпд.

Через 10 мин, следуя к месту пожара, начальник караула (РТП-1) увидел густой дым и пламя над железной дорогой и объявил по рации повышенный вызов.

От шоссе до железнодорожного полотна около 150 м. Mecтo болотистое, кругом деревья, кустарники, подъехать на машине невозможно. Поэтому одну из цистерн РТП-1 направил к расположенной неподалеку платформе, где находился водоем, а второй автомобиль – к одной из заполненных водой воронок. Личный состав отделений быстро проложил рукав­ные линии. Вскоре начали прибывать другие пожарные подразделения. Форсированно прокладывались маги­стральные линии от всех водоемов. В километре от места пожара протекал ручей. Там также установили автоцистерну, стали подавать воду вперекачку. В про­кладке рукавов пожарным активно помогали добро­вольцы – люди с проезжающих по шоссе автомашин.

Пока проводилось боевое развертывание, взорзалась одна из горящих цистерн. Столб пламени взметнулся вверх, к счастью, никто не пострадал. Взрыв осложнил обстановку. Теперь по обе стороны вдоль рельсов на площади около 300 м2 горели разлившийся бензин, деревья и кустарники. Огонь потянулся в сторону железнодорожной платформы и пристанционного поселка.

С ближайшей станции подъехал вспомогательный локомотив. Он увел головную часть состава (электро­воз и 20 цистерн). Сложнее было с хвостовыми цистер­нами. Дело в том, что шедшая за грузовым поездом электричка застряла на перегоне из-за отсутствия тока в линии. Лишь, после того как электричка была отведена локомотивом назад на узловую станцию, удалось вывести в безопасное место одиннадцать хвостовых цистерн.

По распоряжению РТП-2 (начальника отделения госпожнадзора) к месту пожара был направлен сво­бодный от дежурства личный состав, задействована резервная техника. Оперативный штаб пожаротушения возглавил заместитель начальника отряда по охране нефтеперерабатывающего завода.

Пожар разбили на три боевых участка. Вначале во­дяными струями создали барьер между горящими цистернами и теми, которых огонь еще не коснулся. А когда негорящие цистерны были отведены, усилили атаку на оставшиеся 9 цистерн, охлаждая их водой (рис.1.3).

Успех тушения этого сложного пожара во многом обеспечила умелая и самоотверженная работа личного состава.

Рис. 1.3. Расстановка сил и средств при тушении пожара на перегоне

С помощью ГПС-600 пожарные успешно справились с ликвидацией горения бензина, разлившегося вдоль железнодорожного полотна, обеспечив продвижение ствольщиков к месту сцепки цистерн. Разъединив их, обрывком контактного провода прицепили к пожарному автомобилю 2 цистерны с бензином и вытянули их из зоны пожара.

Действуя водяными струями, предотвратили распро­странение огня в сторону платформы и жилого поселка.

Была организована работа по охлаждению негорящих цистерн, одновременно пенными стволами подавля­ли очаги горения, создаваемые растекшимся бензином. Начальник тыла обеспечил бесперебойную подачу воды ствольщикам. Огонь не сдавался, побежденный в одном месте, он с новой силой вспыхивал в другом. Сгорели прокладки верхних люков цистерн. Горящие пары бензина с шумом вырвались наружу. Пылали шпалы, деформировались рельсы, однако введенные силы и средства делали свое дело, и в 20 ч 09 мин пожар был локализован, а затем ликвидирован.

Пример – 2.

Причина пожара на нефтебазе точно не установлена, специалисты допускают несколько вариантов, но наибо­лее вероятный – это воспламенение бензина от занесен­ного извне источника огня.

В ту ночь к сливно-наливной эстакаде установили в два ряда 24 железнодорожные цистерны с бензином А-76 и АИ-93 – по 60 т в каждой. Начался слив нефте­продуктов.

Около 24 ч начальник караула из караульного поме­щения услышал шум автомашины. Послал охранника проверить. Тот вышел, но ничего не обнаружил. Едва вернулся назад, как ночную темноту озарил огонь.

Когда к эстакаде прибыл пожарный автомобиль ВОХР, горели три цистерны с бензином. Водитель пытался сбить пламя из ствола, но безуспешно. В 00 ч 15 мин на трех машинах прибыл дежурный караул ПЧ. Бу­шующее пламя охватило уже 8 цистерн.

Зарево над нефтебазой было видно из любого района огромного города. Огненный ураган, несмотря на усилия дежурного караула, охватывал цистерну за цистерной, набирая силу.

Поднятые по третьему номеру вызова, к нефтебазе спешили подразделения гарнизона пожарной охраны. В 00 ч 35 мин прибыла оперативная группa УГПС во главе с заместителем начальника отдела службы и подготовки (РТП-2), который и возглавил тушение. Еще в пути следования он по рации дал команду вы­слать на пожар 50 курсантов, распорядился о доставке на нефтебазу дополнительного количества пенообразова­теля. На месте пожара РТП произвел перегруппировку сил и средств, организовал четыре боевых участка (рис 1.4.)

К тому времени огонь, распространяясь по замазученной почве, охватил все 24 цистерны; площадь пожара составила 6,5 тыс. м2. Горящий бензин тек по заглуб­ленным лоткам 132-метровой эстакады.

Попытка эвакуировать состав оказалась неудачной: от высокой температуры рельсы деформировались.

РТП и созданный на месте пожара оперативный штаб пожаротушения четко определили задачи для каждого боевого участка. Надо было не допустить рас­пространения огня к насосной станции, к вакуумным резервуарам, за которыми находился еще один резервуарный парк.

Самый ответственный боевой участок – со стороны насосной. Здесь было самое опасное место, потому что огонь угрожал двум вакуумным резервуарам по 50 м3.

В настоящее пекло превратился узел запорной арматуры всего в каких-нибудь 20 м от здания насосной. Здесь на сливных трубопроводах имелись 5 задвижек. На них фонтаном бил пылающий бензин, растекаясь, вокруг. Когда ударили по задвижкам из четырех ГПС-600, пламя все равно пробивалось сквозь пенный слой. Надо было любой ценой перекрыть запорную арматуру. Одевшись в теплоотражательные костюмы, под прикрытием водяных стволов пожарные пробились к задвижкам. Но вскоре выяснилось, что перегорели паронитовые прокладки, и полностью перекрыть трубопроводы невозможно.

Рис 1.4. Расстановка сил и средств при тушении пожара на