1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
Пример – 1.
Это случилось на 83-м километре железнодорожного пути С.Петербург – Москва. Притормаживая у очередной платформы, машинист электровоза выглянул в окно кабины и увидел, как в середине состава из-под цистерны вырвались клубы дыма. Еще мгновение и цистерну с бснзином объяло пламя. Было 18 ч 00 мин.
Включив экстренное торможение, машинист остановил поезд. По рации связался с дежурным по станции, сообщил о пожаре, потом побежал к середине состава, чтобы отцепить и попытаться отвести его головную часть. Не успел. Только разъединил автосцепку, как рядом с цистерной упал поврежденный контактный провод. В тот же миг сработала автоматическая защита на ближайших тяговых подстанциях – отключилось напряжение. Огонь перекинулся на соседние цистерны. Позже было установлено, что пожар произошел в результате выплеска бензина через неплотно закрытые крышки колпаков цистерн. Попав на тормозные колодки, горючее воспламенилось от искр, возникших при торможении. Как показало расследование, промывочно-пропарочная станция допускала подачу под налив нефтепродуктов цистерны без прокладок, заглушек-болтов и гаек для крепления крышек люков. На нефтеперерабатывающем заводе плотность закрытия крышек цистерн не проверяли. Зачастую продукты заливались в цистерны сверх установленной нормы. Все это привело к пожару.
Приняв от дежурного по железнодорожной станции сообщение о пожаре, диспетчер пожарной части направил к горящему составу дежурный караул части, отделение объектовой ПЧ, охраняющей нефтеперерабатывающий завод, пожарный поезд, а также дежурные машины ближайших профессиональных частей и дпд.
Через 10 мин, следуя к месту пожара, начальник караула (РТП-1) увидел густой дым и пламя над железной дорогой и объявил по рации повышенный вызов.
От шоссе до железнодорожного полотна около 150 м. Mecтo болотистое, кругом деревья, кустарники, подъехать на машине невозможно. Поэтому одну из цистерн РТП-1 направил к расположенной неподалеку платформе, где находился водоем, а второй автомобиль – к одной из заполненных водой воронок. Личный состав отделений быстро проложил рукавные линии. Вскоре начали прибывать другие пожарные подразделения. Форсированно прокладывались магистральные линии от всех водоемов. В километре от места пожара протекал ручей. Там также установили автоцистерну, стали подавать воду вперекачку. В прокладке рукавов пожарным активно помогали добровольцы – люди с проезжающих по шоссе автомашин.
Пока проводилось боевое развертывание, взорзалась одна из горящих цистерн. Столб пламени взметнулся вверх, к счастью, никто не пострадал. Взрыв осложнил обстановку. Теперь по обе стороны вдоль рельсов на площади около 300 м2 горели разлившийся бензин, деревья и кустарники. Огонь потянулся в сторону железнодорожной платформы и пристанционного поселка.
С ближайшей станции подъехал вспомогательный локомотив. Он увел головную часть состава (электровоз и 20 цистерн). Сложнее было с хвостовыми цистернами. Дело в том, что шедшая за грузовым поездом электричка застряла на перегоне из-за отсутствия тока в линии. Лишь, после того как электричка была отведена локомотивом назад на узловую станцию, удалось вывести в безопасное место одиннадцать хвостовых цистерн.
По распоряжению РТП-2 (начальника отделения госпожнадзора) к месту пожара был направлен свободный от дежурства личный состав, задействована резервная техника. Оперативный штаб пожаротушения возглавил заместитель начальника отряда по охране нефтеперерабатывающего завода.
Пожар разбили на три боевых участка. Вначале водяными струями создали барьер между горящими цистернами и теми, которых огонь еще не коснулся. А когда негорящие цистерны были отведены, усилили атаку на оставшиеся 9 цистерн, охлаждая их водой (рис.1.3).
Успех тушения этого сложного пожара во многом обеспечила умелая и самоотверженная работа личного состава.
Рис. 1.3. Расстановка сил и средств при тушении пожара на перегоне
С помощью ГПС-600 пожарные успешно справились с ликвидацией горения бензина, разлившегося вдоль железнодорожного полотна, обеспечив продвижение ствольщиков к месту сцепки цистерн. Разъединив их, обрывком контактного провода прицепили к пожарному автомобилю 2 цистерны с бензином и вытянули их из зоны пожара.
Действуя водяными струями, предотвратили распространение огня в сторону платформы и жилого поселка.
Была организована работа по охлаждению негорящих цистерн, одновременно пенными стволами подавляли очаги горения, создаваемые растекшимся бензином. Начальник тыла обеспечил бесперебойную подачу воды ствольщикам. Огонь не сдавался, побежденный в одном месте, он с новой силой вспыхивал в другом. Сгорели прокладки верхних люков цистерн. Горящие пары бензина с шумом вырвались наружу. Пылали шпалы, деформировались рельсы, однако введенные силы и средства делали свое дело, и в 20 ч 09 мин пожар был локализован, а затем ликвидирован.
Пример – 2.
Причина пожара на нефтебазе точно не установлена, специалисты допускают несколько вариантов, но наиболее вероятный – это воспламенение бензина от занесенного извне источника огня.
В ту ночь к сливно-наливной эстакаде установили в два ряда 24 железнодорожные цистерны с бензином А-76 и АИ-93 – по 60 т в каждой. Начался слив нефтепродуктов.
Около 24 ч начальник караула из караульного помещения услышал шум автомашины. Послал охранника проверить. Тот вышел, но ничего не обнаружил. Едва вернулся назад, как ночную темноту озарил огонь.
Когда к эстакаде прибыл пожарный автомобиль ВОХР, горели три цистерны с бензином. Водитель пытался сбить пламя из ствола, но безуспешно. В 00 ч 15 мин на трех машинах прибыл дежурный караул ПЧ. Бушующее пламя охватило уже 8 цистерн.
Зарево над нефтебазой было видно из любого района огромного города. Огненный ураган, несмотря на усилия дежурного караула, охватывал цистерну за цистерной, набирая силу.
Поднятые по третьему номеру вызова, к нефтебазе спешили подразделения гарнизона пожарной охраны. В 00 ч 35 мин прибыла оперативная группa УГПС во главе с заместителем начальника отдела службы и подготовки (РТП-2), который и возглавил тушение. Еще в пути следования он по рации дал команду выслать на пожар 50 курсантов, распорядился о доставке на нефтебазу дополнительного количества пенообразователя. На месте пожара РТП произвел перегруппировку сил и средств, организовал четыре боевых участка (рис 1.4.)
К тому времени огонь, распространяясь по замазученной почве, охватил все 24 цистерны; площадь пожара составила 6,5 тыс. м2. Горящий бензин тек по заглубленным лоткам 132-метровой эстакады.
Попытка эвакуировать состав оказалась неудачной: от высокой температуры рельсы деформировались.
РТП и созданный на месте пожара оперативный штаб пожаротушения четко определили задачи для каждого боевого участка. Надо было не допустить распространения огня к насосной станции, к вакуумным резервуарам, за которыми находился еще один резервуарный парк.
Самый ответственный боевой участок – со стороны насосной. Здесь было самое опасное место, потому что огонь угрожал двум вакуумным резервуарам по 50 м3.
В настоящее пекло превратился узел запорной арматуры всего в каких-нибудь 20 м от здания насосной. Здесь на сливных трубопроводах имелись 5 задвижек. На них фонтаном бил пылающий бензин, растекаясь, вокруг. Когда ударили по задвижкам из четырех ГПС-600, пламя все равно пробивалось сквозь пенный слой. Надо было любой ценой перекрыть запорную арматуру. Одевшись в теплоотражательные костюмы, под прикрытием водяных стволов пожарные пробились к задвижкам. Но вскоре выяснилось, что перегорели паронитовые прокладки, и полностью перекрыть трубопроводы невозможно.
Рис 1.4. Расстановка сил и средств при тушении пожара на
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения