Тактика тушения пожарными командами судов
Пожар в каюте. Горючий материал, обычные бумажные отходы, находился в углу каюты. Пламя распространилось на письменный стол, воспламенились занавеси на иллюминаторе. Каютная дверь открывается из коридора внутрь каюты.
Член экипажа, первым увидев дым, выходящий из-под двери, подает сигнал тревоги. Убедившись, что на ощупь дверь холодная (т. е. пожар не распространился по всей каюте), обнаруживший пожар открывает дверь, оценивает пожарную ситуацию и устанавливает, что в каюте людей нет. Затем он выходит из каюты, закрывает дверь.
Оценка обстановки на пожаре показала, что искать отрезанных пожаром людей не надо, горят бумажные отходы, которые лучше всего тушить водой. Член экипажа, обнаруживший пожар, пускает в действие имеющийся на ближайшем к каюте пожарном посту в коридоре пенный огнетушитель вместимостью 10 л и, убедившись в его нормальной работе, открывает дверь. Сначала направляет струю в основание пламени, затем ведет ее вверх, чтобы сбить более высокие языки пламени. Поскольку полностью потушить пожар не может, он выходит из каюты, закрыв дверь. Звено раскатывает пожарный рукав и прокладывает его к двери каюты. Когда получено сообщение, что пожар не потушен полностью, члены звена подают воду в рукав, открывают дверь и направляют струю на остатки пламени.
Во время атаки руководитель тушения пожара посылает людей в смежные помещения вокруг, выше и ниже района пожара для выявления возможного распространения огня. В данном случае пожар не вышел за пределы каюты, поскольку был обнаружен на ранней стадии и правильно потушен.
В процессе ликвидации остатков пожара еще раз тщательно осматривают помещения, смежные с каютой, где произошел пожар, и проверяют, не распространился ли в них огонь.
Пожар в машинном отделении. Нефтепродукты из опрокинувшегося ведра вылились на сплошной настил и при попадании на горячий коллектор воспламенились. Пламя охватило всю разлившуюся по палубе жидкость на площади около 0,93 м2 и начало подниматься по переборке.
Первоначально тушение производится с помощью переносного огнетушителя (с порошком, углекислотой или хладоном), для того чтобы как можно быстрее сбить пламя.
Звено отключает систему вентиляции, закрывает люки и двери в районе пожара.
Раскатывают рукав от стационарного огнетушителя и при необходимости продолжают атаку. Кроме того, чтобы усилить атаку, прокладывают рукава о пожарного пенопровода.
Порошки, углекислый газ и хладоны обладают низкой охлаждающей способностью. Вполне возможно, что металлы под непосредственным воздействием огня поглотят столь значительное количество тепла, что произойдет повторное воспламенение разлитых нефтепродуктов. Чтобы обеспечить охлаждение металлических поверхностей и предотвратить повторное возгорание нефтепродуктов, на эти поверхности направляют с небольшой скоростью мелко распыленную воду. Делать это надо очень осторожно, чтобы нефтепродукты не расплескивались и вода не попала на расположенное вблизи электрооборудование. После начала атаки раскатывают второй рукав, присоединенный к пожарной магистрали, и прокладывают его в котельное отделение для охлаждения районов, непосредственно затронутых пожаром. Переборку, которая раскалена настолько, что до нее не дотронуться, охлаждают мелкораспыленной струей, чтобы обеспечить максимальное поглощение тепла при минимальном расходе воды, до тех пор, пока не перестанет образовываться пар. Аналогично защищают соседние помещения.
Во время атаки двери и люки в верхней части машинного отделения, особенно выходящие непосредственно на открытые палубы, открыты для отвода продуктов сгорания. После того как пожар полностью потушен, и все элементы близлежащих конструкций охлаждены, включают искусственную вентиляцию для полного удаления продуктов сгорания и поступления в помещения холодного воздуха. Это возможно потому, что воздуховод выведен непосредственно в атмосферу. В большинстве случаев необходимая вентиляция обеспечивается вытяжным вентилятором, установленным в верхней части машинного отделения.
Пожар в льялах (под сланями). Пожар возник в результате воспламенения горючей жидкости под сланями машинного отделения. Интенсивность пожара увеличивается.
Место возникновения пожара указывает на необходимость применения таких огнетушащих веществ, как углекислый газ, распыленная вода или пена. Поскольку горящая жидкость при качке судна может свободно растекаться, обнаруживший пожар должен обезопасить себя с флангов и тыла. Площадь пожара такова, что его нельзя потушить с помощью небольших переносных огнетушителей.
При атаке используют стационарный углекислотный огнетушитель. Один член звена раскатывает рукав, а другой пускает систему в действие. Огнетушащее вещество направляется под палубный настил и в льяла как можно ближе к месту пожара. Чтобы охватить всю площадь горения, стволом совершают движения вперед-назад. После того как пламя сбито в одном районе, струя направляется в следующий. В процессе работы ствольщик внимательно следить за своими флангами и тылом.
Очень важно сбить все языки пламени, прежде чем кончится запас углекислого газа. Для поддержки атаки и для защиты ствольщика по возможности используют переносные углекислотные огнетушители.
При развитии пожара. Прежде всего, подают сигнал тревоги. Затем закрывают все двери и люки, ведущие в машинное отделение. Отключают все вентиляторы машинного отделения. Это ограничивает распространение пожара за пределы машинного отделения. После такой герметизации машинного отделения экипаж должен быть готов к использованию в случае необходимости стационарной системы заполнения помещения углекислым газом. Звено раскатывает рукава, присоединенные к водяной пожарной системе. Стволы размещают таким образом, чтобы обеспечить защиту людей, ведущих борьбу с пожаром. После этого в рукава подается вода. Чтобы уменьшить возможность повторного возгорания, раскаленные металлические поверхности охлаждают мелкораспыленной струей.
Если пожар не удается потушить с помощью углекислого газа, то для создания водяного тумана мелкораспыленная струя, подаваемая с небольшой скоростью, растворяет кислород над пожаром, сбивает пламя, охлаждает металлические поверхности и образует пар, способствуя тем самым тушению пожара.
Атаки с помощью стационарных углекислотных огнетушителей и мелкораспыленной струи позволяют взять пожар под контроль и потушить его. Если все же это не удается сделать, возникает угроза нарушения нормальной работы энергетической установки судна. В этом случае используют стационарную систему углекислотного тушения – последнее средство в борьбе с пожаром. Как только принято решение о применении этой системы, ее немедленно пускают в действие. Лучше раньше начать ее использование, чем дать пожару разрушать машинное отделение. Своевременный пуск указанной системы позволит восстановить работу механизмов и электрооборудования, а задержка с пуском может привести к их полному разрушению, в результате чего машинное отделение будет окончательно выведено из строя, и ход судна восстановить не удастся.
До пуска стационарной углекислотной системы всех людей эвакуируют из машинного отделения, так как насыщение атмосферы углекислым газом снизит содержание в ней кислорода до уровня, недостаточного для дыхания. Пуск углекислотной системы в действие производится по приказу капитана или, если это предусмотрено, ответственного лица комсостава, возглавляющего пожарную команду.
За районами, прилегающими к зоне пожара, постоянно следят, чтобы вовремя заметить возможное распространение огня и утечку углекислого газа из машинного отделения. Члены звена, наблюдающие за помещениями, расположенными в нос и в корму от машинного отделения, имеют дыхательные аппараты. Эта мера предосторожности вызвана тем, что помещения, которые проверяют, могут быть заполнены дымом или углекислым газом. Кроме того, для улучшения видимости эти люди имеют ручные фонари.
В помещения, насыщенные углекислым газом, входят с большой осторожностью. Перед тем как войти в заполненное углекислым газом помещение, выясняют, насколько высока была температура при пожаре (настолько ли высока температура металлических поверхностей, что при попадании кислорода в район пожара может произойти повторное возгорание); есть ли необходимость в том, чтобы как можно быстрее восстановить машинное отделение или со входом в это помещение можно подождать. В машинное отделение не следует входит в течение часа, чтобы температура в нем успела снизиться, так как введение углекислого газа в герметизированное помещение обеспечивает почти немедленное тушение горящей жидкости, но не снижает температуры в нем, поэтому металлические поверхности остаются горячими и опасность повторного возгорания существует.
Через час звено в защитной одежде с прикрепленными сигнальными тросами, пользуясь дыхательными аппаратами, делает попытку войти в машинное отделение. Если обнаружено, что температура не понизилась, они покидают помещение и ждут еще не менее 15÷30 мин, прежде чем возобновить попытку. Убедившись в том, что температура понизилась достаточно, звено спускается в нижнюю часть машинного отделения и приступает к охлаждению металлических поверхностей в зоне пожара с помощью пожарных стволов. При этих работах нельзя снимать маску дыхательного аппарата, так как состав воздуха в машинном помещении после пожара непригоден для дыхания. Звено войдя в помещение, следит за временем, чтобы успеть выйди из него, прежде чем будет израсходован весь запас воздуха в баллонах дыхательных аппаратов. Кроме этого, контроль времени ведет член экипажа, находящийся вне зоны пожара. После охлаждения металлических поверхностей покидает помещение тем же путем, которым она вошла. Маски они снимают только после выхода из машинного помещения и закрытия дверей.
Люди, которым поручено тушение пожара в машинном отделении, должны хорошо ориентироваться в нем, так как в помещении сильно снижается видимость из-за задымленности и вследствие образования пара при охлаждении водой горячих металлических поверхностей.
Входить в помещение рекомендуется через наиболее высоко расположенную дверь потому, что углекислый газ тяжелее воздуха. Если войти в помещение через дверь, расположенную на одном уровне с пожаром, то при открывании двери из нее выйдет значительное количество углекислого газа. Кроме того, при входе через расположенную наверху дверь люди испытывают воздействие самой высокой температуры в помещении, так как горячий воздух поднимается вверх, и если они смогут ее выдержать, спуститься в нижнюю часть помещения будет легче. Однако вход через высоко расположенную дверь связан с определенными неудобствами, так как членам звена приходится при этом подниматься и спускаться по трапам; кроме того, затруднен поиск другого звена, если с ним что-либо случится. Поэтому всегда следует помнить, что вход в машинное отделение после пожара крайне опасен, и люди, которым поручено тушение пожара в нем, должны четко знать свои обязанности и сопряженные с этим трудности, а также четко выполнять все правила техники безопасности.
После охлаждения металлических поверхностей включают систему искусственной вентиляции машинного отделения. Если в нижней части машинного отделения нужно поддерживать инертную атмосферу, можно воспользоваться естественной вентиляцией, в результате которой через определенное время состав воздуха в верхней его части позволит обеспечить нормальное дыхание. После необходимой вентиляции с помощью переносного газоанализатора контролирует отсутствие в помещении горючих паров. Пользуясь безопасной пламенной лампой или газоанализатором по кислороду, проверяют, содержит ли атмосфера машинного помещения достаточное для дыхания количество кислорода. Если лампа горит во всех точках помещения, в него входят без дыхательных аппаратов.
Нефтепродукты, оставшиеся в льялах, покрывают слоем пены, чтобы предотвратить повторное возгорание, пока они не будут откачены из-под сланей. Находят источник утечки и устраняют его.
Пожар в кладовой. Член палубной команды замечает дым, выходящий из-под палубного люка носовой части судна и подает сигнал тревоги.
Люк ведет в боцманскую и другие кладовые и цепной ящик. Единственная возможность доступа в этот район – вниз по трапу и по коридору. В носовой части судна стационарная система пожаротушения отсутствует. Дым очень густой, видимость ограничена. Определить, что горит невозможно; обычно в этой части судна хранятся твердые горючие материалы, изделия из ткани и т.п.
Член экипажа, обнаруживший пожар, закрывает палубный люк, чтобы уменьшить приток кислорода к пожару.
Все члены звена надевают защитную одежду и снаряжаются дыхательными аппаратами, поскольку в зоне пожара можно ожидать сильную задымленность и высокую температуру.
Пожарные рукава прокладывают к люку и в них подается вода. Крышку люка охлаждают водой и снимают. Ствольщик и его помощник спускаются со стволом по трапу, а один из членов экипажа помогает спустить рукав с палубы. Ствол подтягивают к очагу пожара. Пожарные низко пригибаются к палубе, чтобы лучше видеть и меньше подвергаться воздействию огня. Для снижения температуры в районе пожара ствольщик подает мелкораспыленную струю небольшими дозами, при этом горячие газы и пар над головами пожарных выходят через входной люк. Заняв позицию, позволяющую направить воду прямо на огонь, ствольщик подает компактную струю, которая может достичь очага пожара. При попадании струи на огонь образуется пар, в результате чего видимость значительно снижается. Чтобы пар и дым поднялись вверх, ствол отключают. Когда видимость восстанавливается, ствольщик приближается к огню и заканчивает тушение пожара.
К люку прокладывают дополнительный пожарный ствол и подают воду. Этот ствол используется для защиты первого звена, если люди вынуждены отступить вследствие разрыва рукава или чрезмерно высокой температуры.
Пока часть людей ведет борьбу с пожаром, другие члены экипажа осматривают смежные помещения. Горючие материалы они отодвигают от переборок, нагретые огнем переборки охлаждают мелкораспыленной струей воды.
После того как пожар потушен, зону пожара вентилируют. Поскольку система искусственной вентиляции не предусмотрена, пользуются переносными вентиляторами.
В связи с количеством и особенностями материалов, которые хранятся в боцманской кладовой, для ликвидации остатков пожара требуются значительные усилия. Все обуглившиеся материалы выносят на открытую палубу и пропитывают водой.
Пожар на камбузе. Вспыхнувший в глубокой жаровне с кипящим маслом пожар распространился в систему вентиляции.
Подан сигнал тревоги. Оценка пожарной ситуации показывает, что горит масло. Поскольку пожар распространился в систему вентиляции, необходимо предотвратить его дальнейшее развитие.
Пользуясь переносным огнетушителем (с углекислым газом, порошком или хладоном), работники камбуза, прежде всего, направляют огнетушащее вещество на горящее масло, следя при этом за тем, чтобы горящая жидкость не разбрызгивалась. Совершая огнетушителем движения вперед-назад, огнетушащее вещество подают в вытяжной колпак и вентиляционный канал. От газовой плиты отключают подачу топлива к запальнику и горелке.
При применении фреона или огнетушащего порошка вытяжной вентилятор, установленный в вентиляционном канале над плитой не отключают, так как он затягивает огнетушащее вещество в канал и рассеивает его в нем. Вентилятор выключают лишь после того, как сбиты языки пламени. Но если при тушении пожара используют углекислый газ, вентилятор выключают. После того как языки пламени сбиты, металлические поверхности охлаждают водой.
К камбузной двери подают пожарный ствол и в него воду. Используют его для поддержки атаки и охлаждения металлических поверхностей.
Вентиляция камбуза всех видов должна быть отключена.
Проверяют всю систему вытяжной вентиляции с начала до конца, чтобы не допустить распространения пожара. Осматривают все помещения, через которые проходит вентиляционный канал. На случай, если огонь обнаружится в месте, где канал выводится в атмосферу, там приготовляют ствол с водой.
После того как видимые языки пламени сбиты и металлические поверхности охлаждены, включают искусственную вентиляцию. Поскольку возможность распространения пожара в вентиляционный канал не исключена, пожарные снимают фильтры воздухоочистителя и направляют мелкораспыленную струю воды вверх в канал при работающем вентиляторе, способствующем лучшему затягиванию в канал воды. Таким образом, обеспечивают охлаждение металлических поверхностей вентиляционного канала и выход из него наружу горячего воздуха и дыма. Смотровые люки при этом открыты для проверки возможного распространения огня.
После того как пожар полностью потушен, с помощью искусственной вентиляции удаляют с камбуза горячий дым.
Пожар на распределительном щите. Обнаружен дым, выходящий с задней стороны главного распределительного щита, установленного в машинном отделении. Подан сигнал тревоги.
Щит представляет собой закрытую металлическую конструкцию, поэтому добраться до задней стороны нелегко. Горит изоляция проводки, находящейся под током. По мере повышения температуры растет сопротивление проводов и выделяется дополнительное тепло, что может привести к развитию пожара и полному разрушению электрооборудования.
Прежде всего звено должно попытаться отключить подачу питания на щит и оборудование. Этим сразу будут достигнуты две цели: защита пожарных от электрического тока и уменьшение опасности развития пожара.
Для атаки используется переносной или стационарный огнетушитель с углекислым газом или хладоном. Эти огнетушащие вещества применяются по нескольким причинам. Во-первых, отключить подачу питания на электрооборудование не всегда удается. Поскольку углекислый газ и хладон не проводят электрический ток, люди, занятые на пожаре, будут защищены от него при условии, что не будут касаться электрооборудования. Во-вторых, эти вещества не образуют никакого осадка и тем самым не повреждают чувствительных элементов электрооборудования. В-третьих, тушение пожара в электрощите затруднено тем обстоятельством, что щит является закрытой металлической конструкцией и огнетушащее вещество может подаваться только через вентиляционные отверстия. Лучше всего через эти небольшие отверстия проходит газ. Если нет углекислоты или хладона, используют порошковый огнетушитель, но после применения порошка остается осадок, который вызывает повреждение уязвимых элементов электрооборудования и очень трудно счищается.
Атака поддерживается с помощью дополнительных переносных или стационарных огнетушителей.
Осматривают всю проводку и электрооборудование в районе пожара, а также все оборудование, подключенное к щиту, в котором возник пожар, для обнаружения возможного распространения пожара. Электрические кабели проверяют по всей длине, особенно в местах прохождения через палубы и переборки. Установлено, что пожар был локализован за счет быстрого отключения питания электрооборудования, уничтожения пламени и охлаждения раскалившихся устройств.
Горящая изоляция выделяет раздражающие и токсичные пары. Система вентиляции была отключена еще при подаче сигнала пожарной тревоги. Ее вновь включают, как только пожар будет ликвидирован. Если это невозможно, пожарные пользуются дыхательными аппаратами.
При применении нескольких стационарных углекислотных огнетушителей в небольшом машинном отделении содержание кислорода в воздухе может снизиться до уровня, затрудняющего дыхание. В этом случае во время атаки следует пользоваться дыхательными аппаратами до тех пор, пока вновь не будет включена система вентиляции.
После ликвидации остатков пожара, когда он полностью потушен, осматривают и ремонтируют поврежденное оборудование.
Пожар в грузовом трюме судна для перевозки генеральных грузов. Сигнал системы обнаружения пожара указывает на наличие дыма в нижнем твиндеке трюма № 2. Судно три дня назад вышло в рейс; до прихода в порт остается четыре дня; поблизости никаких портов нет. Согласно прогнозу, в ближайшие 48 ч ожидается ясная погода.
Просмотрены грузовая декларация и грузовой план, и по трюму № 2 получена следующая информация: в нижней части трюма находятся тяжелые механизмы в деревянной таре; нижний твиндек загружен кипами текстильных материалов, изделиями из картона и мешками с канифолью, верхний – картоном, автомобильными деталями и резиновыми шинами в упаковке. Сигнал указывает на наличие очага пожара в нижнем твиндеке. Дым идет из вентиляторов трюма № 2. Температура главной палубы в носовой части по левому борту значительно выше температуры соседних районов палубы.
При оценке пожарной ситуации следует учитывать целый ряд факторов, относящихся к пожарам в грузовых трюмах, и методы борьбы с ними. Для атаки с помощью пожарных стволов нужно снять груз, находящийся над очагом пожара, чтобы открыть нижние люки. Это может занять несколько часов, тогда как каждая секунда промедления способствует развитию пожара. Предположим, что пока члены экипажа готовили атаку, в трюм был подан углекислый газ. На при открытии грузового люка для подачи пожарных стволов часть углекислого газа выйдет наружу, в трюм попадет воздух, и тушение пожара будет затруднено.
Сложно подать воду непосредственно в очаг пожара. Подача большого количества воды на зону горения еще не гарантирует тушения пожара. Кроме того, при этом возможно ухудшение остойчивости судна и повреждение грузов. По этим причинам с пожаром в загруженном трюме нужно бороться, используя систему заполнения помещения углекислым газом, который можно быстро подать на огонь. Правильное применение углекислого газа позволяет взять под контроль пожар в трюме, а во многих случаях и полностью потушить его. С помощью углекислого газа пожар может быть локализован и потушен.
Прежде всего, плотно задраивают люк, оставляя его задраенным до прихода судна в порт, где можно воспользоваться помощью береговых пожарных. Предпринимают следующие действия. Проверяется надежность задраивания всех люковых крышек. На палубе раскатывают один или несколько пожарных рукавов и подают в них воду для охлаждения раскаленных поверхностей, а в случае необходимости – и наружной обшивки корпуса судна. Заслонки вентиляторов закрывают, их отверстия затягивают парусиной, которую необходимо часто смачивать водой.
В нижний твиндек (рис. 5.2) подают углекислый газ, предварительно ознакомившись с инструкциями по эксплуатации судовой системы углекислотного пожаротушения, чтобы знать, какое количество баллонов использовать в каждом помещении.
Когда углекислый газ подан в нижний твиндек, члены экипажа, расставленные у вентиляционных отверстий, люковых крышек и входов в соседние трюмы, проверяют появление дыма и горячего воздуха, вытесняемых углекислым газом. По этим признакам устанавливаются места, где возможны утечка углекислого газа или подсос воздуха. Утечки ликвидируют с помощью специального уплотняющего состава или прочной уплотнительной ленты.
Рис.5.2. Схема грузового трюма:1 – приемник дымосигнальной системы и отверстия для выхода углекислого газа; 2 – твиндек, заполненный углекислым газом; 3 – искусственная вентиляция, управляемая с мостика; 4 – выходной канал вентиляции; 5 – приемные каналы вентиляции; 6 – плавкая вставка; 7 – заглушка в системе вентиляции
При тушении горящих материалов с помощью углекислого газа требуются терпение и выдержка, так как процесс идет медленно. Чтобы потушить пламя, содержание кислорода в атмосфере трюма нужно снизить до 15%, а для тушения тлеющих материалов оно должно быть еще ниже. Не следует заглядывать в трюм, чтобы проверить, как протекает процесс тушения, нельзя делать никаких отверстий для выпуска горячего воздуха и дыма. Если открыть люки, воздух попадет в трюм, а углекислый газ выйдет из него. Состав воздуха в трюме изменится, и пожар может вновь разгореться. Поскольку запас углекислого газа на судне ограничен, потери его недопустимы. Члены экипажа должны постоянно следить за возможными утечками углекислого газа из грузового помещения.
Трюмы, расположенные в носу и корме от места пожара, проверяют на наличие горячих участков до пуска углекислого газа. В наиболее раскаленных местах палуб и переборок на каждом уровне трюма устанавливаются пирометры. Если горячие участки отсутствуют (необходима проверка температуры переборки), пирометры размещаются посредине между палубой и подволоком. Показания снимаются каждый час, чтобы иметь представление о развитии пожара. Немагнитные пирометры крепят к переборке прочной лентой или специальным уплотняющим составом. По палубе прокладывают пожарные рукава со стволами, чтобы при необходимости использовать их для охлаждения переборок.
Наружные переборки (в данном случае корпус судна) подлежит визуальной проверке с палубы. Для осмотра потемневшей или треснувшей краски на борту, если позволяют погодные условия, спускают в беседке одного из членов экипажа. Раскаленный участок обшивки указывает на наличие пожара в этом районе. Для охлаждения этих участков струи воды подают так, чтобы они стекали по борту судна.
Палуба над районом пожара должна постоянно проверяться, особенно если на горячих ее участках находятся контейнеры. Горючие грузы, расположенные на палубе вблизи района пожара, отодвигают в более безопасное место, а если это невозможно, палубу постоянно охлаждают водой.
Район, находящийся непосредственно под пожаром, проверяют посредством контроля температуры переборок в соседних трюмах.
После подачи в трюм углекислого газа может произойти его утечка в соседние трюмы, поэтому в них можно входить только с дыхательными аппаратами. Для обеспечения безопасности членов экипажа, ведущих проверки в этих трюмах, содержание кислорода в них должно постоянно контролироваться.
До прихода в порт, где можно получить дополнительную помощь, вентиляция грузового трюма запрещается. Если к моменту прибытия судна в порт температура снизится и будет оставаться почти постоянной в течение одних, можно с большой осторожностью приоткрыть люк, но в этом районе надо проложить пожарные рукава со стволом и разместить людей в дыхательных аппаратах, готовых к тушению тлеющего пожара, если он продолжается.
В порту при входе в твиндек, расположенный выше твиндека, где возник очаг пожара, используют естественную вентиляцию. В твиндеке, в котором возник пожар, и нижней части трюма поддерживается инертная атмосфера.
После того как обученный член экипажа разрешит доступ в вышележащий твиндек, начинают разгрузку трюма. Обуглившиеся материалы укладывают на негорючую палубу отдельно от неповрежденного груза и при необходимости смачивают водой. Из вышележащего твиндека удаляют весь груз, подвергшийся воздействию пожара, а район над люковыми закрытиями очищают. После этого открывают твиндек, где возник пожар, при этом рядом должны находиться люди в дыхательных аппаратах с пожарными стволами готовыми к немедленному использованию.
После того как разрешен доступ во весь трюм, его освобождают от груза, поврежденного пожаром. Выгружают и неповрежденный груз, чтобы убедиться в отсутствии скрытого пожара. Затем весь трюм вентилируют. Район пожара тщательно осматривают для выявления возможных конструктивных повреждений.
Пожар на танкере. При перекачке бензина из центрального танка № 3 в береговые емкости на судно произошел разрыв грузового шланга у фланца. Бензин растекся по палубе и воспламенился.
Перекачка груза только началась, грузовые танки почти полные. В направлении берега дует небольшой ветер. Бензин не попал на поверхность воды. Сигнал тревоги подан своевременно, все члены экипажа оповещены о пожаре и собрались на пожарных постах согласно расписанию.
Для извещения берегового персонала и находящихся вблизи судов подают общесудовой сигнал тревоги. С судна немедленно запрашивают помощь береговых пожарных команд.
Пожар локализуется быстрой подачей слоя пены и оперативным выключением судовых грузовых насосов. Как только пожар вблизи клапанов грузовых насосов потушен, члены экипажа под защитой распыленных струй воды закрывают все клапаны и отверстия для замера уровня, а также отверстия в рубке и подготовляют пожарные стволы для их защиты. Приемные отверстия для забора воздуха вблизи зоны пожара тоже закрываются. Подачу питания на электрооборудование, находящееся вблизи пожара, отключают.
Пожар угрожает судну и береговым сооружениям, Опасность нависла также над судами, стоящими у соседних причалов. После подачи сигнала общесудовой пожарной тревоги эти суда готовятся к отходу от причалов.
На топливном складе пущены в действие системы водораспыления для охлаждения цистерн и трубопроводов. С этой же целью прокладываются пожарные рукава с насадками – распылителями у стволов.
Охваченное пожаром судно запрашивает дополнительное пенообразующее оборудование и пенообразователь, которые и доставляют на него.
Члены экипажа включают ближайший пенный лафетный ствол, находящийся между пожаром и рубкой с наветренной стороны пожара. Лафетный ствол обеспечивает большую дальность полета струи и больший объем подаваемого огнетушащего вещества. Пена направляется на ближайшую вертикальную поверхность, стекает вниз и образует сплошной слой на горящем бензине. Пену подают также сверху на ближайшую кромку пожара и маневрируют стволом из стороны в сторону, что также создает непрерывный слой пены. Раскатывают рукав и используют ручной пенный ствол для создания пены в местах, куда не попадает струя от лафетного ствола. Для защиты людей, работающих с лафетным пенным стволом, от высокой температуры пользуются ручным стволом с распыливающей насадкой. Пожарные следят за тем, чтобы не разрушить сплошной слой пены в результате случайного попадания в него воды. Сплошной слой пены поддерживается над растекшимся бензином до тех пор, пока не будут ликвидированы все очаги пожара.
Если небольшие отдельные пятна топлива продолжают гореть, тепло, исходящее от них, может вызвать разрушение слоя пены. Пятна будут увеличиваться, и в конечном итоге пожар вновь охватит все растекшееся топливо. То же самое произойдет, если пожар полностью не потушен к моменту полного расхода пенообразователя. Таким образом, вся поверхность воспламенившейся жидкости должна быть покрыта слоем пены, который нужно поддерживать до окончания тушения пожара.
Там, где пена может растекаться во всех направлениях (например, на открытой палубе), бывает трудно поддерживать сплошной ее слой. Если топливо растеклось на большой площади, потребуется много пены, а запас пенообразователя на судне ограничен. Эта проблема решается посредством быстрейшего отключения подачи топлива.
Члены экипажа должны избегать излишнего хождения по пене, чтобы не разрушить сплошной ее слой. Пожарные стволы должны быть готовы к немедленному использованию. Настил палубы и другие металлические элементы конструкции могут раскалиться, в результате чего возможно повторное воспламенение. Горящие краску, шланг, прокладки надо немедленно погасить мелкораспыленной струей воды которую следует подавать с большой осторожностью, чтобы не разрушить слоя пены.
Если атака с помощью пены не удалась, пожар можно взять под контроль и потушить распыленными струями воды. Для этого к району пожара подтягивают несколько пожарных стволов, чтобы над ним создать водяной туман. Атаку начинают с наветренной стороны, чтобы ветер увлекал водяной туман в сторону пожара, способствуя тем самым скорейшему его тушению. Кроме того, ветер относит горячий воздух и дым от пожарных. Струи воды подают параллельно поверхности палубы, перемещая ствол из стороны в сторону. Ствольщики передвигаются медленно, не оставляя с боков и сзади непогашенных языков пламени, иначе они могут быть объяты пламенем в случае повторного возгорания. Мелкораспыленная струя сбивает пламя, но не создает эффекта объемного тушения. Нужно постоянно помнить о возможности повторного возгорания.
Даже после того как пожар потушен, надо продолжать подачу мелкораспыленных струй воды для создания водяного тумана над районом пожара и охлаждения раскаленных поверхностей. Вода при этом стекает за борт, поэтому ее можно использовать без ограничения. Воду подают до тех пор, пока не прекратится подача топлива к пожару, все металлические поверхности не будут охлаждены до температуры, позволяющей дотронуться до них, а воспламеняющаяся жидкость не растворится или не будет смыта за борт.
Если атака с помощью пены и мелкораспыленных струй воды не удались и пожар продолжает развиваться, основной проблемой становится безопасность экипажа. Борьбу с пожаром следует прекратить, а экипаж эвакуировать. Борьба с пожаром не должна продолжаться с мест, где люди могут быть отрезаны огнем и не будут иметь путей для эвакуации.
После того как пожар потушен и утечка топлива прекращена, убирают остатки растекшегося бензина. Слой пены должен поддерживаться до тех пор, пока бензин не будет полностью удален. Затем проверяют все грузовые шланги и заменяют поврежденные. Береговые стационарные и переносные пенные лафетные стволы держат наготове, пока пары бензина не рассеются полностью.
Для осмотра района растекания бензина под пирсом танкер отводят в другое место.
Пожар контейнеров на палубе. Из алюминиевого контейнера, установленного на палубе в носовой части судна, выходит дым. Стенки контейнера растекались под воздействием высокой температуры.
Контейнер находится в центре трехъярусного штабеля и с трех сторон окружен другими контейнерами. Контейнер загружался на складе терминала. В нем находятся различные грузы, ни один из которых не объявлен опасным.
Подан сигнал тревоги. Члены экипажа проверяют бирки контейнеров и грузовую декларацию, чтобы установить, какой груз находится в контейнере, в котором возник пожар, и в соседних контейнерах. Одновременно горящему контейнеру прокладывают пожарный рукав со стволом для охлаждения его мелкораспыленной струей воды и подают воду. Ствольщик держится на таком расстоянии от горящего контейнера, чтобы не получить ожогов паром, образующимся при пожаре. Второй ствол подают к соседним контейнерам. Пока ведут приготовления к окончательному тушению пожара, ни одна струя воды еще не достигает очага пожара, а лишь ограничивает его развитие.
В грузовой декларации указано, что подходящее для данного случая огнетушащее вещество – вода. Пожарные пробивают отверстие размером приблизительно 2,5 см в верхней части одной из стенок контейнера с помощью острого лома или пожарного топора. Вставляют ствол в отверстие, после чего подают воду. Ствольщик полностью заполняет контейнер водой, даже если в этом нет необходимости.
Если в контейнере находится ценный груз, который может быть поврежден водой, через отверстие в контейнер вводится углекислый газ или хладон. Сначала в контейнер подают содержимое не менее чем шести переносных углекислотных огнетушителей вместимостью 6÷8 кг, затем отверстие заглушают и вводят дополнительное количество углекислого газа каждый час до тех пор, пока пожар не будет потушен.
Пожар считается локализованным, если он не вышел за пределы контейнера. Для охлаждения наружных поверхностей и предотвращения прогорания контейнера используют пожарные стволы до тех пор, пока в него не будет подано нужное огнетушащее вещество.
Груз, находящийся в соседних контейнерах и в трюме, расположенном ниже главной палубы, оказывается под воздействием высоких температур. Для защиты соседних контейнеров и охлаждения палубы используют пожарный ствол. Если в контейнере, установленном непосредственно на палубе, развивается сильный пожар, в качестве предупредительной меры рекомендуется осмотреть помещение под главной палубой, так как пожар может распространиться вниз.
Контейнер вскрывают, освобождают от груза и осматривают. Если обнаружены признаки пожара, содержимое контейнера проливают водой. Эту процедуру можно отложить до выгрузки контейнера в порту, если очевидно, что пожар полностью потушен.
Пожар в контейнере, установленном в трюме. Появился сигнал системы обнаружения пожара, указывающий на появление дыма в нижней части трюма № 4 по правому борту. Судно находится в море, до ближайшего порта три дня хода.
Трюм № 4 полностью загружен контейнерами, поверх люковой крышки контейнеры установлены в два ряда.
Подан сигнал пожарной тревоги. Пожарное звено открывает аварийный выходной люк и устанавливает, что температура не повысилась, но появилось небольшое количество дыма. Видимость в трюме хорошая (15м). Командир звена разрешает доступ в трюм. Два члена экипажа, знающие расстановку контейнеров на судне и снабженные дыхательными аппаратами, сигнальными тросами и переносными фонарями, входят в трюм. Достигнув нижнего уровня, они видят небольшой дым, отмечают отсутствие высокой температуры и решают продвигаться дальше. Им подают пожарный ствол. Находящиеся на палубе люди готовы в случае необходимости подать дополнительный ствол.
Спустившиеся в трюм члены экипажа находят контейнер, в котором возник пожар. Прежде всего они охлаждают его наружные стенки распыленной струей воды. Затем в контейнере пробивают отверстие, в которое вводят ствол и подают воду в достаточном количестве. Затем контейнер, в котором возник пожар, и соседние контейнеры осматривают для обнаружения раскаленных участков. Если найдено несколько таких мест, контейнер вновь заполняют водой. В трюм подают второй пожарный ствол, который используют для охлаждения раскаленных поверхностей соседних контейнеров. Когда устанавливают, что пожар потушен, пожарные стволы удаляют трюма, трюм закрывают.
Если при первоначальном осмотре обнаружено наличие большого количества дыма и тепла при видимости менее 15 м, трюм следует герметизировать и заполнить углекислым газом, как уже было описано выше.
Локализация пожара, предотвращение его распространения и вентиляция аналогичны описанным в случае пожара в грузовом трюме, рассмотренного ранее.
Не надо пытаться ликвидировать остатки пожара в контейнерах до прибытия судна в порт. При выгрузке контейнеров в порту не следует входить в трюм для остропления контейнеров. Если при тушении пожара использовали систему заполнения трюма углекислым газом, во время выгрузки контейнеров в трюме может поддерживаться инертная атмосфера. Для борьбы с возможным возгоранием при вскрытии контейнеров на причале должны быть подготовлены водяные стволы.
Разлив сжиженного природного газа вследствие утечки. Во время разгрузки произошла утечка в одном из участков трубопровода, сжиженный природный газ растекся по палубе.
Для предотвращения утечек и пожаров на судах, перевозящих сжиженный природный газ, принимается целый ряд мер предосторожности. Эти суда оборудуют палубными системами водораспыления, которые локализуют растекание жидкости, предотвращают появление крупных трещин в палубном настиле и способствуют более равномерному прогреванию паров, что снижает опасность возникновения пожара при перемещении испарившегося газа. Эти системы используют также для предотвращения возгорания. Если воспламенение паров все же произошло, система водораспыления образует водяную завесу для защиты наиболее важных районов судна, например ходового мостика и постов управления грузовыми операциями, от сильного теплового излучения. Она обеспечивает также охлаждение водой трубопроводов и емкостей, в которых сильное тепловое излучение может вызвать повышение давления, что может привести к их разрыву.
Каждое судно, перевозящее сжиженный природный газ, оборудуется достаточным количеством постов порошкового тушения для защиты всей площади открытой палубы в случае возникновения пожара. Порошок может использоваться для тушения небольших пожаров, возникших в результате воспламенения разлившейся жидкости. Если в результате столкновения произошел сильный разлив жидкости, пожар практически неизбежен. Развитие пожара ограничивается посредством применения порошка, образующего зону, в которой происходит выгорание разлившейся жидкости.
Система водораспыления используется для предупреждения распространения пожара на другие емкости.
Люди, занятые тушением разлившегося сжиженного природного газа, должны иметь защитный костюм, резиновые перчатки и щиток для защиты лица от ожогов. На судне должно быть не менее двух автономных дыхательных аппаратов и, кроме того, теплоотражающие и термостойкие костюмы, в которых можно приблизиться к пожару, закрыть клапаны и выполнить другие необходимые действия в зоне высоких температур. Такое снаряжение должно находиться в постоянной готовности, а члены экипажа должны регулярно тренироваться в быстром его надевании на случай возникновения аварийной ситуации.
Площадь растекания небольшая, жидкость быстро испаряется под воздействием воды, непрерывно подаваемой через систему распыления на палубу под грузовым рукавом (такова принятая практика во время погрузки и выгрузки сжиженного природного газа). Ветер дует с берега, унося пары с судна и от береговых сооружений. Других судов поблизости нет.
Источник утечки отсекают с помощью регулирующих клапанов, расположенных с обеих сторон от утечки. Система водораспыления предупреждает воспламенение разлившейся жидкости. Экипаж и береговой персонал устремляются к месту аварии. Все насосы остановлены и воздухоприемные отверстия системы вентиляции закрыты.
Защита стальной палубы и наружной обшивки обеспечивается с помощью системы водораспыления. Звено, занятое ограничением растекания жидкости, пользуется защитной одеждой. Другие члены экипажа раскатывают пожарные рукава, подают воду и готовят водяные лафетные стволы. Готовят рукава для подачи порошка.
Источник утечки закрыт. Поданная вода ускоряет испарение жидкости и смывает ее за борт. Когда вся разлившаяся жидкость удалена с палубы, производится ремонт мест утечки, потом все аварийное оборудование убирается, и возобновляются обычные операции выгрузки.
Растекание сжиженного природного газа и пожар. Во время разгрузки сжиженного природного газа на судне произошел разрывов трубопровода. При утечке жидкости возник пожар. Ветер дует со стороны моря и создает опасность для береговых сооружений.
Пожар небольшой, но он быстро распространяется. Ветер гонит языки пламени по палубе в направлении береговых сооружений. Поблизости, но не у той же стенки, стоят другие суда. В соответствии с действующими правилами во время погрузки и выгрузки сжиженного природного газа другим судам не разрешается стоять у той же стенки.
Подан сигнал тревоги. Грузовые насосы остановлены, включена палубная система водорапыления. Экипажи судов, стоящих поблизости, спешат принять меры по защите своих судов и береговых сооружений. Для прекращения утечки закрыты нужные клапаны, пожарные рукава раскатаны, в них подана вода. Два звена, используя распыленные струи воды для защиты людей, которые закрывают отсечные клапаны, продвигаются вперед. Все палубные отверстия и воздухоприемные отверстия системы вентиляции закрыты.
Раскатывают все находящиеся поблизости рукава, готовят порошковую систему для тушения возникшего пожара. Для тушения разлившейся жидкости используют лафетные стволы (для подачи порошка) находящиеся на борту со стороны причала и имеющие местное и дистанционное управления.
Палубная система водораспыления обеспечивает защиту грузовых емкостей, трубопроводов и надстройки. Пущена в действие также система водораспыления на береговых сооружениях. Отсоединены судовые грузовые рукава. Капитан запрашивает буксир для отвода судна от причала. Если пожар будет потушен, запрос можно аннулировать. Следует иметь в виду, что судно должно быть, как можно быстрее подготовлено к отходу.
После ликвидации утечки и тушения пожара остатки разлившейся жидкости смывают за борт. Если растеклось большое количество жидкости и ветер дует в сторону берега, лучше дать ей догореть под контролем. Небольшой вылив после тушения пожара, не представляет опасности, если работает система водораспыления. Чем дольше металлические конструкции будут подвергаться воздействию высоких температур, тем вероятнее возможность их повреждения, поэтому небольшие разливы жидкости тушат немедленно.
Растекание сжиженного природного газа при столкновении судов. Судно для перевозки сжиженного природного газа получило пробоину в борту, в результате чего поврежден двойной борт и грузовая емкость. Второе судно шло со скоростью 15÷20 уз и столкнулось с газовозом. Суда заклинило. Вытекающий сжиженный газ заполняет пустое пространство вокруг грузовых емкостей и при соприкосновении с водой начинает кипеть. Создается давление, превышающее расчетное для предохранительных клапанов, установленных на судах со специальными грузовыми емкостями. При столкновении сжиженный газ воспламенился. Растущее давление вызывает дальнейшее разрушение корпуса судна, воспламенившийся сжиженный газ разливается по поверхности воды, продолжая гореть. На газовозе пожар возник только в районе удара при столкновении; второе судно целиком объято пламенем.
Из пяти емкостей для сжиженного природного газа повреждена только одна. Каждая емкость содержит 25 000 м3 жидкости. Ветер дует в борт газовоза, а второму судну – по всей длине с носа в корму. Суда находятся в открытом море, других судов поблизости нет. Подан сигнал тревоги.
Пущена в действие палубная система водораспыления. Раскатывают пожарные рукава со стволами распылителями дополняя работающую систему водораспыления, и рукава системы порошкового тушения, но давление в нее пока не подается. Поскольку второе судно объято пламенем в результате воспламенения паров и не имеет хода, энергетическая установка и система управления на газовозе поддерживаются в рабочем состоянии, чтобы изменить позиции обоих судов, а при необходимости оказать помощь и спасти экипаж второго судна.
Возникает опасность распространения пожара на остальные четыре грузовые емкости, которые в настоящий момент защищены системой водораспыления. Помощь второму судну ограничивается спасением его экипажа. Бороться с пожаром на втором судне невозможно до тех пор, пока полностью не выгорит разлившийся сжиженный газ. Время, необходимое для выгорания всего газа в поврежденной емкости, определяется скоростью вытекания газа из поврежденного корпуса судна.
Сложившаяся ситуация требует сосредоточения всех усилий на ограничении распространения пожара при вытекании сжиженного газа из поврежденной емкости. Это обеспечивается правильным выбором позиции для спасения экипажа второго судна, маневрированием для такого расположения обоих судов относительно ветра, чтобы уменьшить воздействие теплового излучения на емкости, не охваченные пожаром, и продолжающимся охлаждением соседних конструкций. Дополнительное охлаждение обеспечивается пожарными ручными и лафетными стволами. Попытки потушить пожар не предпринимаются.
Для полного выгорания сжиженного газа в поврежденной емкости потребуется, по крайней мере, несколько часов. В это время не ослабляют усилия, направленные на ограничение пожара и предупреждение его распространения.
Наконец скорость вытекания газа начинает уменьшаться. Когда это стало очевидным, пожарные подтягивают к очагу пожара максимальное число стволов-распылителей и направляют струи воды на пробоину в корпусе судна так, чтобы при уменьшении потока жидкости пламя не попадало в двойной корпус. Кроме того, используют судовую систему инертного газа для поддержания инертной атмосферы в районе поврежденного пустого пространства и в емкости, из которой вытекает сжиженный газ. Это уменьшает опасность взрыва оставшихся паров газа. После того как пожар на обоих судах потушен, пожарные продолжают охлаждение металлических конструкций до температуры, при которой исключается возможность повторного возгорания.
Поскольку оба судна перемещаются относительно друг друга, количество выделяющегося при трении тепла может оказаться достаточным для повторной вспышки, поэтому за площадью теплового контакта надо внимательно следить. Работа систем водораспыления должна продолжаться до тех пор, пока не будет ликвидирована опасность повторного возгорания. Поддержание инертной атмосферы в грузовой емкости и пустом пространстве также способствует предотвращению повторного воспламенения.
Когда будет принято решение, что суда можно безопасно развести, это нужно сделать как можно быстрее. Во время этой операции должны быть приняты меры по предотвращению взрыва. Остойчивость газовоза находится в безопасных пределах, пожар не нарушил целости его конструкции.
Пожар на пассажирском пароме. При пожаре на пассажирском пароме помещение для перевозки автомобилей заполняется дымом. Некоторые люди покидают машины, другие сигналом пытаются привлечь к себе внимание.
Машина, в двигателе которой возник пожар, находится на главной палубе автомобильно-пассажирского парома. Перед горящим автомобилем находятся 7 машин, сзади 10. Трое пассажиров успели покинуть горящую машину. Над главной палубой расположены две пассажирские палубы. Проходы между площадками открыты в нос и в корму, два поперечных прохода ведут к соседним площадкам.
Наибольшая опасность угрожает автомобилям, стоящим позади горящей машины, которые не могут двигаться. Лучший способ предупредить распространение пожара — быстро потушить его с помощью переносных огнетушителей и пожарных стволов.
Подан сигнал тревоги. Пущена в действие система водораспыления или спринклерная система, предусмотренная для защиты площадки, на которой стоит горящая машина. Это способствует подавлению пожара. Одновременно раскатывают и подтягивают в этот район пожарные рукава. Потоки воды снижают видимость и удерживают пассажиров в своих машинах. Один из членов экипажа направляет переносной огнетушитель (с углекислым газом, порошком или хладоном) на горящую машину. Ему не удается открыть капот, и он направляет струю через решетку радиатора и снизу на обе стороны двигателя. В это время, раскатан пожарный рукав, в него подана вода, и под защитой ствола пассажиры эвакуируются из машин в носовую часть парома.
Система водораспыления и пожарные стволы обеспечивают достаточную защиту машин в зоне пожара. До окончания борьбы с пожаром все пассажиры должны быть эвакуированы из этого района.
На пониженной скорости паром меняет курс так, чтобы ветер дул в борт. Это уменьшает тягу и ограничивает развитие пожара. После окончания тушения пожара паром восстанавливает первоначальный курс. Естественная тяга способствует быстрому удалению с судна дыма и нагретого воздуха.
В моторном отсеке отсоединяют аккумуляторную батарею, начиная с клеммы «Корпус». Тлеющую изоляцию смачивают водой. Раскаленные поверхности охлаждают струей воды, подаваемой из частично открытого ствола. Вылившийся из бака бензин смывают с палубы. После прихода в порт, если существует малейшее подозрение на возможность воспламенения паров бензина, машины не должны покидать паром своим ходом, их следует толкать руками или буксировать.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения