logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта

Существующее законодательство в области безопасности не регламентирует порядок осуществления надзора за противопожарным состоянием автотранспортных средств со стороны ГПС.

Если ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» дает рекомендации по осуществлению Государственного пожарного надзора на воздушном, речном, морском и железнодорожном транспорте, то ГПС должна контролировать и регламентировать набор противопожарных требований при эксплуатации различных видов автотранспортных средств хотя и в законе это не отражено.

Функции обеспечения пожарной безопасности на автотранспорте ограничились, главным образом, контролем за тем, чтобы все автомобили были укомплектованы первичными средствами пожаротушения. И в соответствии с Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Каждый автомобиль должен быть оборудован огнетушителем. Его отсутствие или неисправность является технической неисправностью, не позволяющей автотранспорту выезжать на линию.

НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» предусматривают необходимость для защиты автотранспортных средств использовать порошковые и хладоновые огнетушители. Допускается применение на автотранспортных средствах углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара «В», рассчитанного на горение твердых материалов), чем рекомендованные для этой же цели хладоновые или порошковые огнетушители.

На автомобили и иные транспортные средства допускается устанавливать только те огнетушители, конструкция которых выдерживает испытания на вибрационную прочность. В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообраз­но использовать многоцелевые по­рошковые составы, которые способны тушить пожары различных классов (типа АВСЕ), то есть различных веществ (горючие жидкости, твердые вещества, газы и элек­трооборудование).

Легковые и грузовые автомоби­ли должны комплектоваться огнетушителями с вместимостью кор­пуса не менее 2 литров (типа ОП-2 или ОХ-2).

Автобусы особо малого класса, типа РАФ, Газель и т д. оснащаются как минимум одним огнетушителем типа ОП-2. Автобусы_ малого клас­са (ПАЗ и др.) - двумя огнетушите­лями ОП-2. Автотранспортные средства по перевозки людей и автобусы среднего класса (ЛА3, ЛиаЗ и др.) – двумя огнетушителями (один – в кабине ОП-5, другой в салоне – ОП-2).

Транспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться как минимум двумя огнетушителями типа ОП-5: один должен находиться на шасси, а второй – на цистерне или в кузове с грузом. На большегрузных внедорожных автомобилях-самосвалах (типа БелАЗ) должен быть установлен один огнетушитель типа ОП-5.

Передвижные лаборатории, мастерские, передвижные магазины-холодильники и другие транспортные средства типа фургон, смонтированные на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы двухлитровыми огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.

На всех автомобилях огнетуши­тели должны располагаться в каби­не, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном ме­сте. В легковых автомобилях его рекомендуется располагать под передним сиденьем, в грузовых - там же или в зад­них углах и на стенке кабины. Если на грузовике он размещается снаружи, то его необходимо защитить от атмосферных осадков, солнца и грязи. В салоне авто­буса огнетушитель должен находиться в правом переднем углу, примерно на уров­не центра окон. Запрещается хранение огнетушителей в багажнике, кузове и дру­гих местах, доступ к которым в ус­ловиях возникновения загорания затруднен. Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы ис­ключалась вероятность выпадения из него огнетушителя, а также при столкновении автомобиля или удара его о препятствие.

НПБ предусматривают тип огнетушителя (порошковый, углекислотный, хладоновый), его емкость и другие параметры в зависимости от типа автотранспортного средства. При этом требования к типу огнетушителей носит рекомендательный характер.

Государственная противопожарная служба за противопожарным состоянием транспортных средств надзор не осуществляет. В силу сложившегося положения огнетушители, используемые на транспортных средствах, своевременно не испытываются и не перезаряжаются. Психологически многие водители не рассчитывают на возможность возникновения пожара и возят огнетушитель больше для проформы.

При появлении дыма или запаха надо:

съехать на обочину или встать у тротуара;

выключить зажигание и отклю­чить «массу» автомобиля; обеспечить быструю эвакуацию пассажиров, и затем пустить в действие огнетушитель.

Если загорание произошло под ка­потом, начинать тушение следует одновременно с открытием капота, иначе ин­тенсивность горения резко увеличится от притока воздуха. Тушить пожар луч­ше несколькими огнетушителями одновременно.

Время непрерывной их работы составляет 9 - 15 с. Поэтому чтобы эффектив­ность принимаемых мер была высокой необходимо выбирать правильную тактику тушения, пользуясь запорно-пусковы­ми устройствами, позволяющими преры­вать бесполезную подачу заряда. Необхо­димо учитывать направление ветра (ту­шить с наветренной стороны) и направлять струю не на пламя, а на горящую поверхность. Если горит вытекающее топливо сбивать пламя надо снизу вверх к устью отверстия, из которого происходит утечка.

Огнетушитель «Допинг 2».Его аббревиатура означает: «Двухрежимный огнетушитель пламеингибирующий». Число 2 показывает, что таким средством защищается объем 2 м3. «Допинг- 2» представляет собой металлический цилиндр красного цвета, который может устанавливаться в моторный отсек. В нижней части цилиндра находится твердое вещество - «таблетка», способная при запуске дать большое количество аэрозоля (по внешнему проявлению - серо-белого дыма), душащего пламя в защищаемом объеме. В верхней части - охладитель, понижающий температуру вырабатываемой смеси. Отсюда и название - «двухрежимный». Аэрозоль вытекает из торцевых отверстий цилиндра. Такие устройства называют газоаэрозольными генераторами.

Запуск огнетушителя производится водителем нажатием кнопки на щитке приборов или автоматически при воздействии на элемент огнетушителя открытого пламени или температуры 170оС. Тушение пожара ингибирующей смесью происходит за первые 5 с при интенсивном истечении аэрозоля. В течение следующих 20 с. смесь подается более плавно и блокирует повторное загорание.

Монтируется огнетушитель с помощью кронштейнов и болтов. Рекомендуется устанавливать один огнетушитель под капотом напротив карбюратора и второй в багажнике над бензобаком.

Смесь, которую создает «Допинг- 2», абсолютно безвредна и не токсична. Ис­следования показали, что человек может находиться в ее «облаке» до 15 мин без всякого для себя вреда. Аэрозоль вызывает коррозию, а осаждаясь, не загряз­няет природу.

У «Допинга-2» есть и другое назначе­ние противоугонное. В этом случае не­обходимо к электрической цепи включе­ния огнетушителя подсоединить дополнительный тумблер, местонахождение ко­торого должно быть известно только вла­дельцу. Угонщик при попытке включить двигатель запустит огнетушитель и будет деморализован обильным дымом, засти­лающим стекло и привлекающим прохо­жих.

Таблица 3.3.

Количество и места установки огнетушителей

Автомобиль

Огнетушитель

Количество

Примечание

Легковые и грузовые автомобили

Автобусы РАФ, УАЗ и подобные

Автобусы малого класса ПАЗ, КАВЗ и подобные

Автобусы ЛАЗ, ЛИАЗ и подобные, а также вахтовые автомобили

Автоцистерна для топлива и автомобили для опасных грузов

Большегрузные самосвалы (БелАЗ)

ОП-2

ОП-2

ОП-2

ОП-5 и

ОП-2

ОП-5

ОП-5

1

2

1

1

2

1

В кабине

В салоне

На шасси и на цистерне (в кузов)