3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
Существующее законодательство в области безопасности не регламентирует порядок осуществления надзора за противопожарным состоянием автотранспортных средств со стороны ГПС.
Если ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» дает рекомендации по осуществлению Государственного пожарного надзора на воздушном, речном, морском и железнодорожном транспорте, то ГПС должна контролировать и регламентировать набор противопожарных требований при эксплуатации различных видов автотранспортных средств хотя и в законе это не отражено.
Функции обеспечения пожарной безопасности на автотранспорте ограничились, главным образом, контролем за тем, чтобы все автомобили были укомплектованы первичными средствами пожаротушения. И в соответствии с Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Каждый автомобиль должен быть оборудован огнетушителем. Его отсутствие или неисправность является технической неисправностью, не позволяющей автотранспорту выезжать на линию.
НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» предусматривают необходимость для защиты автотранспортных средств использовать порошковые и хладоновые огнетушители. Допускается применение на автотранспортных средствах углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара «В», рассчитанного на горение твердых материалов), чем рекомендованные для этой же цели хладоновые или порошковые огнетушители.
На автомобили и иные транспортные средства допускается устанавливать только те огнетушители, конструкция которых выдерживает испытания на вибрационную прочность. В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы, которые способны тушить пожары различных классов (типа АВСЕ), то есть различных веществ (горючие жидкости, твердые вещества, газы и электрооборудование).
Легковые и грузовые автомобили должны комплектоваться огнетушителями с вместимостью корпуса не менее 2 литров (типа ОП-2 или ОХ-2).
Автобусы особо малого класса, типа РАФ, Газель и т д. оснащаются как минимум одним огнетушителем типа ОП-2. Автобусы_ малого класса (ПАЗ и др.) - двумя огнетушителями ОП-2. Автотранспортные средства по перевозки людей и автобусы среднего класса (ЛА3, ЛиаЗ и др.) – двумя огнетушителями (один – в кабине ОП-5, другой в салоне – ОП-2).
Транспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться как минимум двумя огнетушителями типа ОП-5: один должен находиться на шасси, а второй – на цистерне или в кузове с грузом. На большегрузных внедорожных автомобилях-самосвалах (типа БелАЗ) должен быть установлен один огнетушитель типа ОП-5.
Передвижные лаборатории, мастерские, передвижные магазины-холодильники и другие транспортные средства типа фургон, смонтированные на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы двухлитровыми огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.
На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном месте. В легковых автомобилях его рекомендуется располагать под передним сиденьем, в грузовых - там же или в задних углах и на стенке кабины. Если на грузовике он размещается снаружи, то его необходимо защитить от атмосферных осадков, солнца и грязи. В салоне автобуса огнетушитель должен находиться в правом переднем углу, примерно на уровне центра окон. Запрещается хранение огнетушителей в багажнике, кузове и других местах, доступ к которым в условиях возникновения загорания затруднен. Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключалась вероятность выпадения из него огнетушителя, а также при столкновении автомобиля или удара его о препятствие.
НПБ предусматривают тип огнетушителя (порошковый, углекислотный, хладоновый), его емкость и другие параметры в зависимости от типа автотранспортного средства. При этом требования к типу огнетушителей носит рекомендательный характер.
Государственная противопожарная служба за противопожарным состоянием транспортных средств надзор не осуществляет. В силу сложившегося положения огнетушители, используемые на транспортных средствах, своевременно не испытываются и не перезаряжаются. Психологически многие водители не рассчитывают на возможность возникновения пожара и возят огнетушитель больше для проформы.
При появлении дыма или запаха надо:
съехать на обочину или встать у тротуара;
Если загорание произошло под капотом, начинать тушение следует одновременно с открытием капота, иначе интенсивность горения резко увеличится от притока воздуха. Тушить пожар лучше несколькими огнетушителями одновременно.
Время непрерывной их работы составляет 9 - 15 с. Поэтому чтобы эффективность принимаемых мер была высокой необходимо выбирать правильную тактику тушения, пользуясь запорно-пусковыми устройствами, позволяющими прерывать бесполезную подачу заряда. Необходимо учитывать направление ветра (тушить с наветренной стороны) и направлять струю не на пламя, а на горящую поверхность. Если горит вытекающее топливо сбивать пламя надо снизу вверх к устью отверстия, из которого происходит утечка.
Огнетушитель «Допинг 2».Его аббревиатура означает: «Двухрежимный огнетушитель пламеингибирующий». Число 2 показывает, что таким средством защищается объем 2 м3. «Допинг- 2» представляет собой металлический цилиндр красного цвета, который может устанавливаться в моторный отсек. В нижней части цилиндра находится твердое вещество - «таблетка», способная при запуске дать большое количество аэрозоля (по внешнему проявлению - серо-белого дыма), душащего пламя в защищаемом объеме. В верхней части - охладитель, понижающий температуру вырабатываемой смеси. Отсюда и название - «двухрежимный». Аэрозоль вытекает из торцевых отверстий цилиндра. Такие устройства называют газоаэрозольными генераторами.
Запуск огнетушителя производится водителем нажатием кнопки на щитке приборов или автоматически при воздействии на элемент огнетушителя открытого пламени или температуры 170оС. Тушение пожара ингибирующей смесью происходит за первые 5 с при интенсивном истечении аэрозоля. В течение следующих 20 с. смесь подается более плавно и блокирует повторное загорание.
Монтируется огнетушитель с помощью кронштейнов и болтов. Рекомендуется устанавливать один огнетушитель под капотом напротив карбюратора и второй в багажнике над бензобаком.
Смесь, которую создает «Допинг- 2», абсолютно безвредна и не токсична. Исследования показали, что человек может находиться в ее «облаке» до 15 мин без всякого для себя вреда. Аэрозоль вызывает коррозию, а осаждаясь, не загрязняет природу.
У «Допинга-2» есть и другое назначение противоугонное. В этом случае необходимо к электрической цепи включения огнетушителя подсоединить дополнительный тумблер, местонахождение которого должно быть известно только владельцу. Угонщик при попытке включить двигатель запустит огнетушитель и будет деморализован обильным дымом, застилающим стекло и привлекающим прохожих.
Таблица 3.3.
Количество и места установки огнетушителей | |||
Автомобиль | Огнетушитель | Количество | Примечание |
Легковые и грузовые автомобили Автобусы РАФ, УАЗ и подобные Автобусы малого класса ПАЗ, КАВЗ и подобные Автобусы ЛАЗ, ЛИАЗ и подобные, а также вахтовые автомобили Автоцистерна для топлива и автомобили для опасных грузов Большегрузные самосвалы (БелАЗ)
| ОП-2
ОП-2
ОП-2
ОП-5 и ОП-2
ОП-5
ОП-5 |
1
2
1 1
2
1 |
В кабине В салоне
На шасси и на цистерне (в кузов) |
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения