logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Тушение пожаров силовых установок

Основные причины загорания и пожаров силовых установок – избыток подачи авиатоплива, неисправность системы зажигания, разрыв топливопроводов, отрыв лопаток турбины и ряд других. Раз­витие загораний и пожаров характеризуется быстрым ростом темпе­ратуры внутри подкапотного пространства с последующим прогаром противопожарных титановых перегородок и переходом огня по внут­ренней части крыла к топливным бакам. Разливающееся топливо образует объемный пожар и создает возможность перехода пламе­ни на плоскость крыла и обшивку фюзеляжа по наружной поверх­ности этих конструктивных элементов. Наиболее интенсивно разви­ваются пожары при отрыве лопаток турбины силовой установки, так как это зачастую приводит к значительному разрушению топливо­проводов и топливных баков. В данной ситуации изливающееся горя­щее авиатопливо может стекать как под силовую установку, так и под фюзеляж ВС, увеличивая размеры и интенсивность пожара. За­тяжные пожары силовых установок приводят к прогарам капотов установок и практически выводят последние из строя. Помимо этого, такие пожары за счет значительного уровня теплопередачи могут вызвать прогрев конструктивных ограждающих и несущих элемен­тов крыла или пилонов, что приведет к потере ими несущей или ограждающей способности с последующим их обрушением и дальней­шим увеличением площади (объема) пожара.

Силовые установки могут монтироваться в гондолах, крепя­щихся на консольных частях крыла, и отделяться от его внутренней полости противопожарными перегородками из титановых сплавов. В последнее время приняты в эксплуатацию пассажирские самолеты с Т-образной формой стабилизатора и хвостовым расположением силовых установок. Подобное их расположение, особенно в сочета­нии с вертикальным стабилизатором, представляет определенные трудности при тушении данного вида пожара. Одной из них является затруднение возможности ввода стволов в силовую установку и подачи огнетушащего состава не­посредственно в зону горения. Другая проблема возникает из-за вы­соты расположения силовых установок высоко над уровнем земли. Эта проб­лема особенно очевидна для силовых установок самолетов Ил-62, Ил-76, Ту-154 и др., так как в данном случае для подачи огнетушаще­го состава в зону горения требуется применение лестниц, трапов, подъемников, специальных платформ, шестов и т. п.

Для тушения пожаров силовых установок могут применяться твердая и газообразная двуокись углерода, фреоны 114В2 и 13В1, воздушно-механические пены низкой кратности, огнетушащие порошковые составы. Все эти огнетушащие составы должны подаваться непосредственно в зону горения, для чего исполь­зуются сопла и воздухозаборники силовых установок, а также прога­ры в их капотах. В связи со значительными скоростями развития по­жаров силовых установок концентрация огнетушащих составов при времени тушения не более 30 с должна быть не менее:

углекислоты, кг/м3………………………………………………...0,7

Фреонов, кг/м3……………………………………………………..0,45

ВМП низкой кратности…………………...………………………3-х заполнение объема

Минимальные количества огнетушащих составов для тушения силовых установок отдельных ВС приведены в табл. 4.6.

С целью сохранения конструктивных элементов силовой уста­новки в первую очередь должны применяться твердая и. газорбразная двуокись углерода, как наносящая наименьший ущерб конструктивным элементам силовой установки, затем галоидированные угле­водороды (фреоны 114В2 и 13В1) и толь­ко при отсутствии названных огнетушащих составов или невозмож­ности их применения следует применять воздушно-механическую пену низкой кратности и в случае горения магниевых сплавов — по­рошковый состав. При использовании воздушно-механической пены низкой кратности ее подачу в зону горения необходимо про­должать после ликвидации горения еще в течение 2÷3 мин, чтобы охладить потушенное авиатопливо и конструктивные элементы си­ловой установки и предотвратить повторное воспламенение авиатоп­лива, которое может возникнуть в результате его контакта с про­гретыми конструктивными элементами силовой установки (рис.4.4.).

Таблица 4.6.

Тип ВС

Число числовых установок

Свободный объём силовых установок,м3

Общий свободный объём,м3

Потребное количество огнетушащих составов

Двуокиси углерода,кг

СЖБ, кг

ВМП низкой кратности, м3

На 1 установку

На все установки

На 1 установку

На все установки

На 1 установку

На все установки

Як-40

1

2,3

2,9

1,61

2,03

1,03

1,30

6,9

8,7

2

0,3

0,21

0,13

0,9

ТУ-134

2

1,65

3,3

1,15

2,30

0,75

1,50

4,95

9,9

ТУ-154

3

5,03

15,1

3,52

10,56

2,26

6,78

15,10

45,3

ИЛ-62

4

4,05

16,2

2,83

11,32

1,82

7,28

12,16

48,6

Одновременно с применением средств объемного тушения, по­даваемых внутрь силовой установки, необходимо охлаждать капот этой установки и прилегающие к ней конструктивные элементы ВС (крыло, пилоны) с интенсивностью подачи охлаждающего состава не менее 0,08 л/(м2 с). Охлаждение можно проводить распыленны­ми струями воды или водного раствора пенообразователя, подава­емыми через ручные стволы РС50, РСК-50, PC-70, а также компактными и распыленными струями воды или воздушно-механи­ческой пены низкой кратности, подаваемыми через лафетные ство­лы пожарных автомобилей (рис.4.5).

Рис.4.4. Схема тушения внутреннего правого двигателя:1 – пожарные автомобили; 2 – зона горения; 3 – пути эвакуации пассажиров и экипажа

Рис.4.5. Схема тушения двух двигателя и крыла:1 – пожарные автомобили; 2 – зона горения; 3 – пути эвакуации пассажиров и экипажа

При тушении пожаров силовых установок, сопровождающихся истечением горящего авиатоплива, образующего внизу дополнитель­ный очаг пожара, при наличии достаточных сил и средств одновре­менно тушат топливо, горящее на грунте, истекающие горящие струи топлива (снизу вверх) и зону горения внутри силовой установки. Если одновременное тушение всех зон горения невозможно, то огнетушащий состав первоначально подают на разлитое внизу авиатоп­ливо, затем снизу вверх по струе истекающего горящего авиатоп­лива и на завершающей стадии тушения — в сопло горящей силовой установки.

Наиболее эффективен при тушении пожара силовой установки с истечением горящего авиатоплива комбинированный способ туше­ния. При этом способе пламя с авиатоплива, горящего на грунте и истекающего из силовой установ­ки, сбивают струей порошкового огнетушащего состава и сразу же, вслед за этим прогретый объем воздуха, окружающий истекающее авиатопливо, охлаждают струями воздушно-механической пены или распыленными струями воды. Для тушения зоны горения внутри си­ловой установки используют твер­дую двуокись углерода.

В каждом конкретном случае выбор огнетушащего состава про­изводится руководителем тушения пожара исходя из условий его развития. При этом основной за­дачей пожарно-спасательных под­разделений должна быть быстрая локализация пожара с последующей его ликвидацией в наикратчайший срок с причинением мини­мально возможного ущерба.

Инертные газы и в меньшей степени фреоны могут обеспе­чить локализацию и тушение пожара в отсеках, где находится сило­вая установка, без каких-либо повреждений и загрязнений узлов и вспомогательных систем. Они наиболее эффективны при пожарах, связанных с загоранием авиатоплива и электрооборудования. При соответствующих интенсивности подачи огнетушащего состава и спо­соба подачи, отвечающем создавшейся обстановке, эти огнетушащие составы являются наиболее подходящими веществами для тушения пожаров силовых установок. Если пожар усилился до такой степени, что возникла опасность для соседних конструкций ВС, то могут при­меняться и другие огнетушащие составы. При этом стремление из­бежать дополнительного ущерба, наносимого силовой установке при­мененным огнетушащим составом, должно быть подчинено необхо­димости ликвидации усиливающегося пожара. В случае применения фреонов 114В2 и 13В1, воздушно-механической пены низкой кратности и порошковых составов после ликви­дации горения необходимо информировать начальствующий состав о типе примененных огнетушащих составов для принятия мер по защите конструктивных узлов силовой установки аварийного ВС. При проведении тушения пожаров и загораний силовых уста­новок ВС личный состав пожарно-спасательных подразделений дол­жен соблюдать основные требования техники безопасности. Горя­щую работающую силовую установку надо немедленно выключить. Если это не удается сделать, то операторы, находящиеся на одном уровне с осью силовой установки, не должны приближаться к ней ближе 10 м со стороны всасывающего отверстия и 50 м со стороны сопла. В любой обстановке подходить к силовой установке при ее горении следует сбоку. Нельзя вставать снизу горящей силовой установки ввиду возможного истечения горящего авиатоплива и расплав­ленных магниевых и других сплавов, а также возможного обрушения силовой установки или крыла из-за потери несущей способности их конструктивных элементов.