2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
Станции и пристанционные сооружения, тоннели и притоннельные сооружения, электродепо – является основными обектамир метрополитена.
В комплекс станционных сооружений входят:
- тягово-понизительные подстанции;
- вентиляционные киоски и шахты, тоннели и камеры;
- санитарные узлы и дренажные перекачки;
- оборотные устройства для подвижного состава на конечных и зонных станциях, а также тупики, оборудованные смотровыми канавами и необходимыми помещениями для размещения пунктов линейного осмотра;
- подземные и наземные вестибюли, пересадочные узлы; наклонные тоннели с эскалаторами, натяжные устройства и машинные помещения.
- станционные тоннели или наземные сооружения с расположенными в них путями метрополитена, пассажирскими платформами, распределительными залами, переходными мостиками, лестницами, вентиляционными, санитарно-техническими, электротехническими устройствами, а также служебными помещениями, предназначенными для обслуживающего персонала.
Станции подразделяются на следующие типы:
- подземные станции мелкого заложения, сооружаемые открытым способом (от 6 до 12 метров);
- подземные станции глубокого заложения, сооружаемые закрытым способом (до 100 метров);
- наземные станции.
К пассажирским помещениям станций относятся: вестибюли, распределительные залы, аванзалы, платформы станций, пешеходные тоннели, эскалаторы (лестничные спуски).
Пожарная нагрузка пассажирских помещений не превышает 10 кг/м2 и представлена в основном горючей массой проводов, светильников, в отдельных случаях – декоративной горючей отделкой. К служебным помещениям станций относятся: кассы, комната милиции, электрощитовые, венткамеры, машинный зал эскалатора, кабельные подвалы, коллекторы и другие помещения.
Пожарная нагрузка служебных помещений составляет 45±5 кг/м2 и до 250 кг/м2 в помещениях для хранения опилок. Эскалаторный комплекс обеспечивает спуск и подъем пассажиров. Эскалаторные комплексы включают в себя:
- машинный зал (пожарная нагрузка 20 кг/м2), включая помещения ГСМ (пожарная нагрузка 100 кг/м2);
- наклонный тоннель (под углом 30°), (пожарная нагрузка от 61 – 74 кг/м2 для эскалаторов выпуска до 1978 года до 24 кг/м2);
- натяжную камеру (пожарная нагрузка 20 кг/м2).
Кроме того, машинные залы характеризуются высокой насыщенностью электрооборудования и кабельными сетями напряжением до 380 В. В системе смазки приводов эскалаторов обращается до 200 кг смазочного масла.
Эскалаторные тоннели имеют длину от 20 до 140 метров. При глубине заложения станций более 70 метров устраивается промежуточный вестибюль.
Подземные электроподстанции. Совмещенные тягово – понизительные подстанции (СТП) располагаются на каждой станции метрополитена.
СТП размещаются в выработках длиной 50 – 70 метров, обычно имеют два этажа с кабельным подвалом.
На первом этаже располагаются распределительные устройства 10 кВ и 825 В, щиты 380 и 220 В, выпрямительные агрегаты и трансформаторы. На втором этаже – аккумуляторные, служебные помещения.
В кабельных подвалах (коллекторах) располагаются кабельные линии питающих вводов и потребителей.
Пожарная нагрузка СТП составляет от 5 кг/м2 для трансформаторных с немасляным (сухим) охлаждением, до 90 кг/м в кабельных коллекторах. Масленые трансформаторы могут содержать до 3000 кг масла каждый.
На линиях Московского метрополитена постройки до 1955 года тяговые подстанции расположены на поверхности. Они соединяются с путевыми тоннелями кабельными коллекторами длиной до 200 метров и более, имеющими горизонтальные и вертикальные участки.
Перегонные тоннели представляют собой протяженные параллельные выработки длиной 0,6 – 3,5 км между станциями или станциями и рампами. Тоннели глубокого заложения имеют круглое сечение диаметром 5,1 м (на участках старой постройки 5,6 м), мелкого заложения – прямоугольное размером 4,1x4,3 м. Отделка тоннелей негорючих материалов. Профиль трассы тоннелей характеризуется так называемым уклоном. Со стороны противоположной контактному рельсу, тоннель оборудуется бетонной пешеходной банкеткой. Тоннели оснащены рабочим и аварийным освещением (обычно отключенным), на стенках тоннеля размещаются кабели: со стороны контактного рельса напряжением 10 кВ и 825 В, со стороны банкетки – низковольтные. Тоннели номеруются по номеру пути и оснащаются пикетными знаками, что облегчает ориентировку при нахождении в тоннелях. Пожарная нагрузка тоннелей размещена таким образом, что большая часть ее при пожаре не возгорается. При нахождении подвижного состава в тоннеле его пожарная нагрузка составляет 60 кг/м2. Соединительные ветки предназначены для передачи поездов с одной линии на другую, их длина не превышает одного километра, обычно соединяют между собой станции, входящие в один пересадочный узел. Оборудование тоннелей соединительных веток аналогично тому, которое размещается в перегонных тоннелях. Тупики размещаются на конечных и зонных станциях и предназначены для организации оборота поездов, их осмотра и отстоя. Длина тупиков составляет 140 – 200 метров, со стороны станции они примыкают к камере съездов, с противоположной сообщаются через сбойку с перегонными тоннелями или параллельным тупиком. Тупики могут быть одно- и двухпутными, обычно в прилегающих к ним выработках размещаются пункты технического осмотра или линейные пункты, состоящие из ряда служебных помещений. Часть тупиков линий метрополитена оснащается смотровой канавой и служебной платформой, а также разъединителем для снятия напряжения 825 В. Притоннельные сооружения предназначены для размещения оборудования, необходимого для эксплуатации тоннелей и находящихся в них технических устройств.
Подвижной состав. Пассажирские перевозки обеспечиваются электропоездами из 4 – 8 вагонов. Кузова вагонов метрополитенов цельнометаллические, из малоуглеродистой стали. Длина вагона составляет 18,8 м (по осям автосцепок – 19,2 м),ширина 2,7 м, высота (от уровня головок рельсов) – 3,65 м. Пассажирский салон для выхода на платформу имеет 8 боковых дверей шириной 1,28 м (для вагонов типа Д – 0,95 м). Кроме этого, двери имеются в торцах вагона и в кабине машиниста. Максимальная вместимость вагонов при плотности 8,5 чел/м2 составляет: от 264 до 297 чел.
Высокой пожарной опасностью отличается электрооборудование и кабельная сеть, сконцентрированные в основном под полом вагона и в аппаратном отсеке (между кабиной машиниста и салоном).
Основанием пола вагона является гофрированный стальной лист толщиной 1,4 мм, на него уложен листовой асбест, фанера и алкидный линолеум. Изнутри салон отделан декоративным бумажно-слоистым пластиком.
Пожарная нагрузка вагонов составляет: от 52 до 61 кг/м2.
Отстойники предназначены для отстоя подвижного состава в ночное время. Расстояние между вагонами не превышает одного метра, а количество одновременно находящихся составов до трех и более.
Система вентиляции подземных сооружений метрополитена состоит из следующих основных видов:
- стационарная, тоннельная и местная.
Вентиляционные шахты станции включают наземный воздухозаборный киоск, ствол шахты, камеру с вентиляционными агрегатами, шумоглушительную камеру, а также вентиляционный тоннель (канал), примыкающий к сооружениям станции или к путевым тоннелям в непосредственной близости от нее. Ствол шахты оборудован металлической лестницей с площадками. На многих станциях глубокого заложения в качестве вентиляционного тракта вместо вертикального ствола используется подфундаментный отсек эскалаторного тоннеля. Тоннельная вентиляция – принудительная приточно-вытяжная, реверсивная, служит для проветривания основных сооружений метрополитена (тоннелей и станционных залов) и состоит из совокупности путевых вентиляционных тоннелей, стволов вентиляционных шахт и вентиляционного оборудования.
Как правило, каждая вентиляционная установка состоит из двух осевых реверсивных вентиляторов с производительностью до 250000 м3/ч при напоре до 800 Па. Особенностью тоннельной вентиляции является превышение притока воздуха над вытяжкой на 15 – 20%, в связи с чем, станции при нормальном режиме проветривания находятся под избыточным давлением и воздух по эскалаторному тоннелю имеет восходящее направление, что способствует его задымлению при пожаре. Местная вентиляция — приточные и вытяжные с механическим побуждением предназначена для проветривания служебных помещений и сооружений. Забор воздуха происходит из перегонного тоннеля и после очистки в противопыльных фильтрах подается вентиляторами по воздуховодам в помещение, а за тем возвращается в другой тоннель. Вытяжная система аккумуляторных помещений и кладовых смазочных материалов обеспечивает удаление воздуха на поверхность через специальные скважины.
Вестибюли, станции и тоннели оборудуются хозяйственно-противопожарным водопроводом, питаемым от городской сети. Пожарные краны диаметром 50 мм устанавливаются в вестибюле, коридорах примыкающих к нему служебных помещений, машинном зале экскалаторов, распределительном зале станции или на платформах, коридорах служебных помещений станции, тупиках. Тоннели оснащены пожарными кранами установленными через 90 м. Экскалаторные тоннели новых станций глубокого заложения оборудуются сухотрубом диаметром 80 мм, имеющим соединительные головки в уровне вестибюля и в уровне нижней гребенки экскалатора для соединения с магистральной линией. Норма расхода воды на пожаротушение принимается для станций и тупиков исходя из одновременного действия 3 струй с расходом 3,4 л/с, для помещений вестибюля – 2 струй с расходом 2,5 л/с, перегонных тоннелей – одной струи с расходом 3,4 л/с. При недостаточном напоре в сети городского водопровода для обеспечения указанных расходов предусматривается установка на станциях насосов-повысителей. Фактическая водоотдача внутренней сети может составлять от 5 до 17 л/с.
В подземных сооружениях применяются строительные конструкции с нулевым пределом распространения огня и пределом огнестойкости 1 – 2 ч.
Противопожарные перегородки кассовых залов, коридоров, подплатформенных помещений, тамбуров, мастерских, а также перегородки других помещений, кроме ненесущих, должны быть с пределом огнестойкости 0,75 ч и противопожарными дверями в них. Кладовая смазочных материалов должна отделятся противопожарными стенами (2,5 ч) с противопожарными дверями в них (1,2 ч)
Для облицовки строительных конструкций пассажирских помещении должны использоваться только негорючие материалы. Однако на многих станциях, построенных до выхода нормативных документов, использованы горючие материалы.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения