logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта

Станции и пристанционные сооружения, тоннели и притоннельные сооружения, электродепо – является основными обектамир метрополитена.

В комплекс станционных сооружений входят:

- тягово-понизительные подстанции;

- вентиляционные киоски и шахты, тоннели и камеры;

- санитарные узлы и дренажные перекачки;

- оборотные устройства для подвижного состава на конечных и зонных станциях, а также тупики, оборудованные смотровыми канавами и необходимыми помещениями для размещения пунктов линейного осмотра;

- подземные и наземные вестибюли, пересадочные узлы; наклонные тоннели с эскалаторами, натяжные устройства и машинные помещения.

- станционные тоннели или наземные сооружения с расположенными в них путями метрополитена, пассажирскими платформами, распределительными залами, переходными мостиками, лестницами, вентиляционными, санитарно-техническими, электротехническими устройствами, а также служебными помещениями, предназначенными для обслуживающего персонала.

Станции подразделяются на следующие типы:

- подземные станции мелкого заложения, сооружаемые открытым способом (от 6 до 12 метров);

- подземные станции глубокого заложения, сооружаемые закрытым способом (до 100 метров);

- наземные станции.

К пассажирским помещениям станций относятся: вестибюли, распределительные залы, аванзалы, платформы станций, пешеходные тоннели, эскалаторы (лестничные спуски).

Пожарная нагрузка пассажирских помещений не превышает 10 кг/м2 и представлена в основном горючей массой проводов, светильников, в отдельных случаях – декоративной горючей отделкой. К служебным помещениям станций относятся: кассы, комната милиции, электрощитовые, венткамеры, машинный зал эскалатора, кабельные подвалы, коллекторы и другие помещения.

Пожарная нагрузка служебных помещений составляет 45±5 кг/м2 и до 250 кг/м2 в помещениях для хранения опилок. Эскалаторный комплекс обеспечивает спуск и подъем пассажиров. Эскалаторные комплексы включают в себя:

- машинный зал (пожарная нагрузка 20 кг/м2), включая помещения ГСМ (пожарная нагрузка 100 кг/м2);

- наклонный тоннель (под углом 30°), (пожарная нагрузка от 61 – 74 кг/м2 для эскалаторов выпуска до 1978 года до 24 кг/м2);

- натяжную камеру (пожарная нагрузка 20 кг/м2).

Кроме того, машинные залы характеризуются высокой насыщенностью электрооборудования и кабельными сетями напряжением до 380 В. В системе смазки приводов эскалаторов обращается до 200 кг смазочного масла.

Эскалаторные тоннели имеют длину от 20 до 140 метров. При глубине заложения станций более 70 метров устраивается промежуточный вестибюль.

Подземные электроподстанции. Совмещенные тягово – понизительные подстанции (СТП) располагаются на каждой станции метрополитена.

СТП размещаются в выработках длиной 50 – 70 метров, обычно имеют два этажа с кабельным подвалом.

На первом этаже располагаются распределительные устройства 10 кВ и 825 В, щиты 380 и 220 В, выпрямительные агрегаты и трансформаторы. На втором этаже – аккумуляторные, служебные помещения.

В кабельных подвалах (коллекторах) располагаются кабельные линии питающих вводов и потребителей.

Пожарная нагрузка СТП составляет от 5 кг/м2 для трансформаторных с немасляным (сухим) охлаждением, до 90 кг/м в кабельных коллекторах. Масленые трансформаторы могут содержать до 3000 кг масла каждый.

На линиях Московского метрополитена постройки до 1955 года тяговые подстанции расположены на поверхности. Они соединяются с путевыми тоннелями кабельными коллекторами длиной до 200 метров и более, имеющими горизонтальные и вертикальные участки.

Перегонные тоннели представляют собой протяженные параллельные выработки длиной 0,6 – 3,5 км между станциями или станциями и рампами. Тоннели глубокого заложения имеют круглое сечение диаметром 5,1 м (на участках старой постройки 5,6 м), мелкого заложения – прямоугольное размером 4,1x4,3 м. Отделка тоннелей негорючих материалов. Профиль трассы тоннелей характеризуется так называемым уклоном. Со стороны противоположной контактному рельсу, тоннель оборудуется бетонной пешеходной банкеткой. Тоннели оснащены рабочим и аварийным освещением (обычно отключенным), на стенках тоннеля размещаются кабели: со стороны контактного рельса напряжением 10 кВ и 825 В, со стороны банкетки – низковольтные. Тоннели номеруются по номеру пути и оснащаются пикетными знаками, что облегчает ориентировку при нахождении в тоннелях. Пожарная нагрузка тоннелей размещена таким образом, что большая часть ее при пожаре не возгорается. При нахождении подвижного состава в тоннеле его пожарная нагрузка составляет 60 кг/м2. Соединительные ветки предназначены для передачи поездов с одной линии на другую, их длина не превышает одного километра, обычно соединяют между собой станции, входящие в один пересадочный узел. Оборудование тоннелей соединительных веток аналогично тому, которое размещается в перегонных тоннелях. Тупики размещаются на конечных и зонных станциях и предназначены для организации оборота поездов, их осмотра и отстоя. Длина тупиков составляет 140 – 200 метров, со стороны станции они примыкают к камере съездов, с противоположной сообщаются через сбойку с перегонными тоннелями или параллельным тупиком. Тупики могут быть одно- и двухпутными, обычно в прилегающих к ним выработках размещаются пункты технического осмотра или линейные пункты, состоящие из ряда служебных помещений. Часть тупиков линий метрополитена оснащается смотровой канавой и служебной платформой, а также разъединителем для снятия напряжения 825 В. Притоннельные сооружения предназначены для размещения оборудования, необходимого для эксплуатации тоннелей и находящихся в них технических устройств.

Подвижной состав. Пассажирские перевозки обеспечиваются электропоездами из 4 – 8 вагонов. Кузова вагонов метрополитенов цельнометаллические, из малоуглеродистой стали. Длина вагона составляет 18,8 м (по осям автосцепок – 19,2 м),ширина 2,7 м, высота (от уровня головок рельсов) – 3,65 м. Пассажирский салон для выхода на платформу имеет 8 боковых дверей шириной 1,28 м (для вагонов типа Д – 0,95 м). Кроме этого, двери имеются в торцах вагона и в кабине машиниста. Максимальная вместимость вагонов при плотности 8,5 чел/м2 составляет: от 264 до 297 чел.

Высокой пожарной опасностью отличается электрооборудование и кабельная сеть, сконцентрированные в основном под полом вагона и в аппаратном отсеке (между кабиной машиниста и салоном).

Основанием пола вагона является гофрированный стальной лист толщиной 1,4 мм, на него уложен листовой асбест, фанера и алкидный линолеум. Изнутри салон отделан декоративным бумажно-слоистым пластиком.

Пожарная нагрузка вагонов составляет: от 52 до 61 кг/м2.

Отстойники предназначены для отстоя подвижного состава в ночное время. Расстояние между вагонами не превышает одного метра, а количество одновременно находящихся составов до трех и более.

Система вентиляции подземных сооружений метрополитена состоит из следующих основных видов:

- стационарная, тоннельная и местная.

Вентиляционные шахты станции включают наземный воздухозаборный киоск, ствол шахты, камеру с вентиляционными агрегатами, шумоглушительную камеру, а также вентиляционный тоннель (канал), примыкающий к сооружениям станции или к путевым тоннелям в непосредственной близости от нее. Ствол шахты оборудован металлической лестницей с площадками. На многих станциях глубокого заложения в качестве вентиляционного тракта вместо вертикального ствола используется подфундаментный отсек эскалаторного тоннеля. Тоннельная вентиляция – принудительная приточно-вытяжная, реверсивная, служит для проветривания основных сооружений метрополитена (тоннелей и станционных залов) и состоит из совокупности путевых вентиляционных тоннелей, стволов вентиляционных шахт и вентиляционного оборудования.

Как правило, каждая вентиляционная установка состоит из двух осевых реверсивных вентиляторов с производительностью до 250000 м3/ч при напоре до 800 Па. Особенностью тоннельной вентиляции является превышение притока воздуха над вытяжкой на 15 – 20%, в связи с чем, станции при нормальном режиме проветривания находятся под избыточным давлением и воздух по эскалаторному тоннелю имеет восходящее направление, что способствует его задымлению при пожаре. Местная вентиляция — приточные и вытяжные с механическим побуждением предназначена для проветривания служебных помещений и сооружений. Забор воздуха происходит из перегонного тоннеля и после очистки в противопыльных фильтрах подается вентиляторами по воздуховодам в помещение, а за тем возвращается в другой тоннель. Вытяжная система аккумуляторных помещений и кладовых смазочных материалов обеспечивает удаление воздуха на поверхность через специальные скважины.

Вестибюли, станции и тоннели оборудуются хозяйственно-противопожарным водопроводом, питаемым от городской сети. Пожарные краны диаметром 50 мм устанавливаются в вестибюле, коридорах примыкающих к нему служебных помещений, машинном зале экскалаторов, распределительном зале станции или на платформах, коридорах служебных помещений станции, тупиках. Тоннели оснащены пожарными кранами установленными через 90 м. Экскалаторные тоннели новых станций глубокого заложения оборудуются сухотрубом диаметром 80 мм, имеющим соединительные головки в уровне вестибюля и в уровне нижней гребенки экскалатора для соединения с магистральной линией. Норма расхода воды на пожаротушение принимается для станций и тупиков исходя из одновременного действия 3 струй с расходом 3,4 л/с, для помещений вестибюля – 2 струй с расходом 2,5 л/с, перегонных тоннелей – одной струи с расходом 3,4 л/с. При недостаточном напоре в сети городского водопровода для обеспечения указанных расходов предусматривается установка на станциях насосов-повысителей. Фактическая водоотдача внутренней сети может составлять от 5 до 17 л/с.

В подземных сооружениях применяются строительные конструкции с нулевым пределом распространения огня и пределом огнестойкости 1 – 2 ч.

Противопожарные перегородки кассовых залов, коридоров, подплатформенных помещений, тамбуров, мастерских, а также перегородки других помещений, кроме ненесущих, должны быть с пределом огнестойкости 0,75 ч и противопожарными дверями в них. Кладовая смазочных материалов должна отделятся противопожарными стенами (2,5 ч) с противопожарными дверями в них (1,2 ч)

Для облицовки строительных конструкций пассажирских помещении должны использоваться только негорючие материалы. Однако на многих станциях, построенных до выхода нормативных документов, использованы горючие материалы.