2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
Комплексная система охранно-пожарной безопасности (КСОПБ) была разработана и впервые смонтирована на станции «Могилевская» Минского метрополитена. С 2003 года она находится в опытной эксплуатации.
Комплексная система охранно-пожарной безопасности метрополитена предназначена для:
- сбора, обработки, передачи, отображения и регистрации извещений о состоянии шлейфов пожарной сигнализации, а также охранной сигнализации станций метрополитена;
- контроля и управления доступом в помещения станций;
- мониторинга автоматической установки пожаротушения (каналы тоннельной вентиляции станций, тупик за конечной станцией метрополитена). КСОПБ состоит из трех функционально самостоятельных подсистем:
- подсистема пожарной сигнализации;
- подсистема охранной сигнализации;
- подсистема контроля доступа.
В состав КСОПБ входят следующие составные части и компоненты:
- аппаратура пункта наблюдения, предназначенная для приема от адресных при-емно-контрольных приборов извещений о пожаре, служебных и диагностических сообщений, обработки, отображения, регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также для передачи на адресные приемно-контрольные приборы необходимых сигналов от технических средств противопожарной защиты;
- адресные приемно-контрольные приборы, предназначенные для приема адресных извещений о пожаре и сигналов «Неисправность» от других компонентов КСОПБ, выработки сигналов пожарной тревоги или неисправности системы с возможностью дальнейшей передачи сигналов и выдачи команд на другие технические системы и устройства, а также для обеспечения контроля, управления и электрического питания подключенных к ним компонентов подсистемы пожарной сигнализации;
- технические средства (адресные модули), в том числе адресные пожарные из-вещатели, устройства ввода-вывода, устройства системы электропитания, устанавливаемые в охраняемых зонах, предназначенные для определения факторов пожара, оповещения людей о пожаре, выдачи сигналов управления техническими средствами противопожарной защиты, обеспечения информационного обмена в составе КСОПБ.
Аппаратура пункта наблюдения размещается в помещении диспетчерского пункта станции. Тревожные извещения и сигналы КСОПБ дублируются и передаются диспетчеру движения линии, расположенному в инженерном корпусе метрополитена.
Подсистема пожарной сигнализации разработана на базе адресной системы пожарной сигнализации АСПС "Эстафета" и предназначена для обнаружения факторов пожара с указанием адреса пожарного извещателя, сбора, обработки, регистрации, формирования и передачи в заданном виде сигналов о пожаре и другой информации.
АСПС - система большой емкости с гибким алгоритмом управления, она позволяет осуществлять контроль пожарной обстановки и управление техническими средствами противопожарной защиты. Основа АСПС - адресные приемно-контрольные приборы (до 16-ти в одной системе), в каждый из которых может подключаться до 8 кольцевых шлейфов. Кольцевой шлейф - информационная двухпроводная линия, в разрыв которой может подключаться до 128 адресных модулей. Типы пожарных извещателей выбираются в соответствии с характеристиками помещений (категория пожароопасно, температура, влажность). Шлейфы пожарной сигнализации строятся по кольцевой схеме. При необходимости укрупнения системы существует возможность добавить количество кольцевых шлейфов. Преимущество кольцевых шлейфов состоит в том, что сохраняется возможность их дальнейшего функционирования, а также самотестирования при обрывах. В кольцевых шлейфах пожарной сигнализации применяются адресные дымовые пожарные извещатели ИПДА-Э и тепловые пожарные извещатели ИПТА-Э.
В помещениях трансформаторных залов и распределительных устройств подстанций в целях обеспечения безопасности и удобства обслуживания и ремонта применяются дымовые линейные оптические извещатели DLO 1191. На путях эвакуации применяются адресные ручные извещатели ИПРА-Э.
Для оповещения о пожаре пассажиров и эксплуатационного персонала в качестве сигнально-звуковых устройств применяются СЗУ LD-H96, на путях эвакуации - световые пожарные извещатели «Выход» - Блик-С-12, светозвуковые устройства S0A-4PS с контролем на несанкционированное вскрытие.
Автоматической системой пожаротушения оборудуются каналы тоннельной вентиляции станций и кабельные подвалы подстанций, тупик за конечной станцией, АСПС «Эстафета» осуществляет мониторинг и дублирование сигналов системы пожаротушения и передачу их в помещения ДПС станций.
Подсистема охранной сигнализации реализована на базе приемно-контрольных приборов Аб-Об.
Прибор А6-06 предназначен для контроля 6-ти шлейфов охранной сигнализации, индикации состояния на лицевой панели прибора, выдачи сигналов управления на светозвуковой оповещатель. Подключаемые к охранному прибору устройства считывания с помощью ключей и обеспечивают полное или частичное снятие шлейфов охранной сигнализации.
Охранной сигнализацией оборудуются следующие помещения: кассы, подсчет монет, помещение начальника станции, помещение старшего кассира, комнаты милиции, медпункты, автоматы контроля прохода.
В охраняемых помещениях принимается двухрубежная (периметр, объем) охранная сигнализация. В каждое из охраняемых помещений прокладываются отдельные шлейфы охранной сигнализации. На открывание дверей применяются магнитоконтактные сигнализаторы типа СМК-1, для охраны объема помещений - объемные извещатели, для контроля остекленных конструкций извещатели контроля разбития стекла. Для защиты входных турникетов от вскрытия применяются малогабаритные переключатели типа КМ 1-1.
Приборы устанавливаются в постах милиции, дежурного по станции, медпункте. Для наглядности и контроля, а также для немедленного реагирования на чрезвычайные обстоятельства в постах милиции и у дежурного по станции устанавливаются выносные панели индикации.
Компоненты системы охранной сигнализации включаются в КСОПБ магистральным кабелем через адаптеры объектовых устройств МСОУ-В.
Подсистема контроля доступа предусматривает использование электромагнитных замков со встроенным контролером. На один контроллер можно запрограммировать свыше 500 ключей. Программируемое время открывания составляет 1/255 сек. Подсистема предусматривает установку параметров «Блокировка входа» и «Блокировка выхода», что означает соответственно блокировку открывания замка при пользовании разрешенным ключом снаружи помещения и изнутри.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения