logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Введение

Транспортные средства являются важной частью в экономической системе населённых пунктов, государств и всего мира. Наземный, водный и воздушный транспорт выполняют важные экономические функции.

Гражданская авиация сегодня – это составная часть экономического потенциала страны, средство развития и укрепления международных связей в науке, культуре, экономике. Самолёты выполняют регулярные рейсы почти во все крупные города мира. Они оказывают большую помощь при проведении научных исследований земли, геологоразведочных работах, тушении лесных пожаров. Сегодня воздушный транспорт превратился в массовый вид транспорта общего пользования, а в некоторых районах страны он является основным средством передвижения. Это требует разработки и обеспечение мер по безопасности полётов. Анализ авиационных транспортных происшествий показал, что около 80% катастроф происходит на этапах взлёта, захода на посадку и посадки. Основными факторами, приводящими к жертвам, при авиационных происшествиях, являются удар о землю и пожар.

Из всего разнообразия видов наземного транспорта выделяются: рельсовый (железнодорожный и метрополитен) и автомобильный (легковые и грузовые автомобили). На их долю приходится основная часть перевозимых в стране грузов и пассажиров.

Железнодорожный транспорт состоит из вагонов различного назначения, локомотивов, специального подвижного состава, административных и бытовых зданий и д.р.

Характерными особенностями пожарной опасности объектов железнодорожного транспорта является наличие на железнодорожных путях большого количества различных подвижных составов (пассажирские, рефрижераторные, грузовые крытые вагоны, цистерны, тепловозы и электровозы). Рядом с составами часто располагаются специальные складские помещения (открытые и полузакрытые) с пожаровзрывоопасными ядовитыми и отравляющими веществами и материалами. Как правило, такие объекты имеют недостаточную противопожарную защиту. Пожары, происходящие на железнодорожном транспорте очень сложно тушить, поэтому они приводят к большому материальному ущербу.

Особое место в транспортной системе крупных городов занимает метрополитен. Для обеспечения перевозки людей метрополитен имеет разветвленную сеть подземных сооружений с размещёнными в них техническими устройствами. Метрополитен обладает высокой пожарной опасностью и тушение пожаров в его подземных сооружениях является очень сложным, трудоёмким и опасным процессом. Это обусловлено сильным задымлением, удалённостью от поверхности земли очага пожара, трудностью в управлении подразделениями пожарной охраны, необходимостью проведения сложных эвакуационных работ.

В связи с этим особое значение имеют вопросы обеспечения безопасности пассажиров, обслуживающего персонала метрополитена и участников тушения пожара.

В конце 20-ого столетия отмечается увеличение темпов роста строительства морских и речных судов. Одновременно с этим растут потери судов от аварий и пожаров. Современное морское или океанское судно – это сложная система, состоящая из жилых помещений, силовой установки большой мощности, грузовых отсеков, танков большой ёмкости для ЛВЖ И ГЖ и других вспомогательных помещений и агрегатов.

Длина судна может достигать 300 метров, ширина 40 метров, а высота около 30 метров. На нём имеются стационарные автоматические системы обнаружения и тушения пожара. Однако, как показывает практика, они не всегда находятся в исправном состоянии, и при возникновении пожара не могут выполнять своё предназначение. Пожары и взрывы являются основными причинами катастроф судов, как в период их эксплуатации, так и при строительстве и ремонте.

Важнейшей задачей обеспечения пожарной безопасности на транспорте является разработка и внедрение новейших стационарных систем надёжной противопожарной защиты, а также передвижной пожарной техники, приспособленной для спасания людей и ликвидации горения применительно к условиям пожарной обстановки на транспорте.

Целью настоящей книги является удовлетворение существующих потребностей в обобщённом материале по анализу происшедших пожаров на транспортных средствах, их предупреждению, локализации и ликвидации с наименьшим материальным ущербом.

Очень важно знать стадии развития пожаров и особенности их распространения на каждой из них. Если не удалось предотвратить возникновение пожара путём конструктивной защиты транспортного средства, то вступают в действие меры противопожарной защиты по его локализации с помощью автоматических установок и первичных средств пожаротушения. Третий этап – локализация и ликвидация пожаров с помощью передвижной техники встречаются в практике пожаротушения очень часто. Рассматриваются действия подразделений пожарной охраны, необходимые для остановки распространения горения и тушения.