Свойства горючих жидкостей.
Марка Жидкости |
кг/м 3 | , Вт/ (м К) |
10,м2/с | Ср Дж/(кгК) | Т всп, 0С | Т свп, 0С | М. кг/ (м2/ ч) |
Бензин, К |
|
|
|
| - | 250 | 180 |
273 | 766 | О, 120 | 0,960 | 1,97 | 27...3. |
|
|
293 | 751 | 0.117 | 0,704 | 2.06 | 9 |
|
|
313 | 735 | 0.113 | 0,559 | 2,15 |
|
|
|
333 | 717 | 0,109 | 0,457 | 2.24 |
|
|
|
Дизельное | 830- |
|
|
| 30- | 300 | 150 |
топливо, К | 860 |
|
|
| 100 |
|
|
Керосин, К |
|
|
|
|
| 250 | 160 |
273 | 829 | О, 1192 | 2,593 | 1,91 |
|
|
|
293 | 819 | 0,1162 | 1,819 | 2,00 |
|
|
|
313 | 803 | 0,1132 | 1,337 | 2,09 |
|
|
|
333 | 795 | О, 1 072 | 1,047 | 2,18 |
|
|
|
Знак опасности указывает на вид опасности посредством использования пяти главных символов: бомба (взрыв); пламя (пожар); череп и скрещенные кости (токсичность); трилистник (радиоактивность); жидкости, выливающиеся из двух стеклянных пробирок и поражающие руку и металл (коррозия), дополняемых четырьмя другими символами для указания: окисляющих веществ (пламя над окружностью); невоспламеняющихся нетоксичных газов (газовый баллон); инфекционных веществ (три полумесяца, наложенные на окружность) и различных малоопасных веществ или изделий (семь вертикальных полос).
Информационная таблица СИО знака опасности должна содержать четырехзначный номер вещества, который ему присвоили эксперты ООН (идентификационный номер вещества ООН). Таких веществ и изделий к настоящему времени более 3,5 тыс. наименований. Номер ООН, наряду с транспортным наименованием вещества или изделия, указывается в документе, сопровождающем партию груза, что позволяет быстро определить, какие меры по ликвидации последствий, аварийное снаряжение или - в случае токсичных веществ - противоядия необходимы для надлежащего исправления ситуации. Все это указано в перевозке опасных грузов.
Автомобили, перевозящие опасные грузы имеют на их борту средства индивидуальной защиты водителя и сопровождающего груз лица, пакет транспортно-сопроводительной документации, в котором присутствуют паспорт безопасности вещества, аварийная и информационная карточки СИО.
Причинами, препятствующими выполнению всех норм безопасной перевозки опасных грузов, регламентируемых нормативными документами являются: отсутствие полного представления о функциональных особенностях и сложностях процесса перевозки опасных грузов и, как следствие, незнание должностных обязанностей работниками служб, занимающихся организацией и контролем перевозки опасных веществ и изделий (транспортная инспекция, ГИБДД, грузоотправителей, автотранспортного предприятия);
В Англии были остановлены и проверены 475 автомобилей. Из них 30 автомобилей (6%) имели отступления от правил, 25 - отправили для устранения неисправностей в АТП, а 5 отбуксировали. В 9 случаях было возбуждено уголовное дело на лиц, нарушивших правила. В г. Висбаден (Германия) служба безопасности в 1999 г. проверила 5319 автомобилей для перевозки опасных грузов, из них в 393 Случаях (7,3%) обнаружены недостатки.
Состояние автомобиля, при погрузки или разгрузке, должно удовлетворять определенным требованиям, в частности, в отношении обеспечения безопасности, чистоты и удовлетворительного функционирования оборудования транспортного средства, используемого при погрузке и разгрузке.
Во многом безопасность в процессе следования по разрешенному маршруту обеспечивается водителем, который должен строго следовать правилам, запрещающим: перевозку пассажиров; курение и использование открытого огня в кабине и вблизи загруженного автомобиля. Кроме того, водитель должен строго руководствоваться требованиями дорожных знаков, регулирующих порядок движения автопоездов с опасными грузами, и т.д.
Большая роль в повышении безопасности и качества организации перевозок, в том числе и опасных грузов, к которым относятся и нефтепродукты, отводится Российской транспортной инспекции (РТИ). Тщательный контроль выполнения требований безопасности на всех этапах технологического процесса со стороны сотрудников РТИ может оказать существенное влияние в деле повышения безопасности перевозок нефтепродуктов.
Средства защиты автомобиля при перевозке опасного груза:
металлическая заземляющая цепь, приваренная к цистерне и касающаяся земли на длине 200 мм для защиты от статического электричества;
огнетушитель, содержащий вещества, инертные по отношению к перевозимому грузу;
огнетушитель для тушения пожара в двигателе, содержащий вещества, покрайней мере не способствующие горению перевозимых грузов;
набор аварийных инструментов, не дающих искры или имеющих искрогасящее покрытие;
средства первичной нейтрализации опасных веществ (хлорная известь, дихлорамин и др.).
При перевозке опасного груза в кузове необходимо, чтобы брезент был сделан из огнестойких материалов или имел огнестойкую пропитку. Автомобили, перевозящие пожароопасные и взрывоопасные грузы, должны иметь выпускную трубу, выведенную вправо под переднюю часть автомобиля, с наклоном выпускного отверстия вниз. Проводить выпускную трубу глушителя под кузовом автомобиля не допускается. Несоблюдение правил перевозки опасных грузов приведет к тяжелым последствиям.
При ДТП опрокинулась автоцистерна с 20 м тетрагидрофурана. Аварию
ликвидировали 150 специалистов в течение 18 ч. С места происшествия удалено 450 т грунта с глубины до 3 м, во избежание взрыва в цистерну заложили 75 кг сухого льда. Радиус эвакуации жителей составил 800 м.
Утечка азотной кислоты из автоцистерны произошла из-за того, что в нее вместо нефти была залита кислота. Два продукта образовали газы с выделением теплоты. Автоцистерну отвезли в безопасное место пожарные. Легкое отравление получили 17 пожарных.
В Германии в 2000 г. две трети выбросов нефтепродуктов произошло вследствие инцидентов с автоцистернами, при этом в 12% случаев привело к пожарам. В США в результате аварий с автоцистернами за пять лет погибло около 600 и получили ранения около 4400 человек. Различают инциденты с автоцистернами при движении, наливе и сливе нефтепродукта, техническом обслуживании и ремонте и др.
В ликвидации большинства происшествий вместе с пожарными и полицейскими часто принимают участие и аварийные бригады фирм, связанных с опасным грузом. В 1980 г. фирма «Шелл Кемикл», владевшая 225 автоцистернами и 85 пунктами отгрузки продукции, для борьбы с инцидентами организовала восемь бригад из опытных специалистов, всегда готовых для выезда на место аварии.
При верхнем наливе происходят значительные потери от испарения, обводнение и загрязнение атмосферными осадками, ограничивается пропускная способность сливно-наливных операций. Потери горючего от испарения составляют при верхнем наливе 1400 мг/л, при нижнем - 600 мг/л. До сих пор заправка автоцистерн на сливо-наливных эстакадах в большинстве случаев происходит верхним наливом. Безопасным способом заправки автоцистерн является нижняя заправка.
На рынке России появился полуприцеп-топливозаправщик, оснащенный системами нижнего налива и рекуперации газов, технологическим оборудованием, обеспечивающим в полной мере безопасность при наливе, сливе и транспортировании нефтепродуктов, с ходовой частью на пневмоподвеске и тормозной системе с антиблокировочной устройством (ABS).
Именно появление этого полуприцепа привело в конечном итоге к пересмотру действующих в России стандартов и к появлению ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и
заправки нефтепродуктов», отвечающему правилам ЕЭК ООН ADR и (ДОПОГ).
Выпуск автоцистерн для перевозки нефтепродуктов позволяет своевременно внедрять в конструкцию технические решения, повышающие уровень их безопасности.
В процессе верхнего налива происходит разбрызгивание нефтепродукта по мере наполнения цистерны, что влечет за собой возникновение заряда статического электричества внутри емкости и образованию облака паров топлива. При определенных обстоятельствах это может привести к воспламенению паров нефтепродукта. Данная ситуация усугубляется присутствием оператора на цистерне и возможностью его падения, особенно в непогоду, а также вдыхания паров нефтепродукта.
Если нефтепродукт подается под слой жидкости, что исключает появление статического электричества, и, как следствие, снижается риск воспламенения паров нефтепродукта. При этом оператор находится внизу, возле контрольного монитора, а не на узкой площадке обслуживания наверху цистерны, и способен на быстрое реагирование на любой инцидент.
Слив и налив нефтепродукта сопровождается вытеснением его паров. Как показывает практика, до 95% паров могут быть собраны и переработаны при наличии системы рекуперации.
Продолжается совершенствование зарубежных автоцистерн в направлении повышения пожарной безопасности. По Стандарту Национальной ассоциации противопожарной защиты США каждая цистерна оборудуется основным и двумя дополнительными предохранительными клапанами с легкоплавкими замками, рассчитанными на температуру срабатывания 1210С. Предохранительные клапаны устанавливаются не только на избыточное давление, но и на образование разрежения внутри цистерны. Это важно ввиду того, что попадание воздуха в емкость может снизить концентрацию паров до предельно допустимого значения по условию воспламенения. Предполагается использование вспучивающихся лакокрасочных покрытий, а также контроль давления в шинах.
Фирма «Мерседес» (Германия) разработала автоцистерну с седельным прицепом, оборудованную электронными устройствами для повышения пожарной безопасности за счет установки пожарной сигнализации и пожаротушения цистерны и облегчения управления водителем автоцистерной. Для этого автоцистерна оборудована телевизионной камерой с экраном в кабине, системой дистанционно управляемых зеркал.
Для снижения пожарной опасности автоцистерн выпускают цистерны из пластмасс, армированных стекловолокном, из внутренней и внешней оболочки, разделенных слоем огнестойкого пенополиуретана. Цистерны делают из отсеков, что повышает ее безопасность при потере герметичности и разрушении.
После катастрофы с автоцистерной в г. Херборн, когда после опрокидывания разгерметизировались отсеки с бензином и дизельным топливом, фирма «Штайнбах» разработала алюминиевую конструкцию, которая опоясывает цистерну посередине, укрепляя ее в случае ДТП или опрокидывания. Толщина конструкции - 20 мм, высота - 50 мм.
Фирма «Виллиг» изготавливает полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов емкостью до 41 000 л. Цилиндрическая свободнолежащая цистерна из алюминиевого сплава с минимальной толщиной стенок, выполнена с выступом в передней части. Согласно ЕЭК, в задней части цистерны имеется защитный брус, предотвращающий подъезд под цистерну.
Цистерна имеет три куполообразных отсека для различных нефтепродуктов с заправкой сверху и снизу с переборками, разделяющими отсеки. Внутри каждого отсека есть перегородка, полукруглое сливное отверстие снизу и круглое отверстие сверху для выхода паров_ Отсеки емкостью 500 л имеют повышенную прочность, арматура купола утоплена и защищена горловиной. Оснащение отсеков: вентиляционная камера с защитой от длительного пожара; донный клапан с пневматическим приводом и условным проходом 100 мм.
Подвоз нефтепродуктов является автомобилями отечественного и зарубежного производства автоцистернами, полуприцеп – цистернами, прицеп – цистернами. Большая часть отечественных автоцистерн не отвечает полностью требованиям безопасности. С 1997 г. выпускаются автоцистерны в соответствии с ГОСТ Р 50913-96, отвечающим требованиям безопасности функционирования на уровне международных требований по перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ).
По характеру горения пожары автоцистерн можно разделить на виды: факельное горение нефтепродукта на запорной арматуре цистерны; горение разлитого нефтепродукта и шасси; горение разлитого нефтепродукта и автоцистерны в целом; горение разлитого нефтепродукта с разгерметизацией отсеков цистерны; горение, сопровождающееся взрывом и образованием огненного шара.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения