logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Свойства горючих жидкостей.

Марка

Жидкости

кг/м 3

, Вт/

(м К)

10,м2

Ср

Дж/(кгК)

Т всп,

0С

Т свп,

0С

М. кг/

2/ ч)

Бензин, К

-

250

180

273

766

О, 120

0,960

1,97

27...3.

293

751

0.117

0,704

2.06

9

313

735

0.113

0,559

2,15

333

717

0,109

0,457

2.24

Дизельное

830-

30-

300

150

топливо, К

860

100

Керосин, К

250

160

273

829

О, 1192

2,593

1,91

293

819

0,1162

1,819

2,00

313

803

0,1132

1,337

2,09

333

795

О, 1 072

1,047

2,18

Знак опасности указывает на вид опасности посредством использования пяти главных символов: бомба (взрыв); пламя (пожар); череп и скрещенные кости (токсичность); трилистник (радиоактивность); жидкости, выливающие­ся из двух стеклянных пробирок и поражающие руку и металл (коррозия), дополняемых четырьмя другими символами для указания: окисляющих веществ (пламя над окружностью); невоспламеняющихся нетоксичных газов (газовый баллон); инфекционных веществ (три полумесяца, наложенные на окружность) и различных малоопасных веществ или изделий (семь вертикальных полос).

Информационная таблица СИО знака опасности должна содержать четырехзначный номер вещества, который ему присвоили эксперты ООН (идентификационный номер вещества ООН). Таких веществ и изделий к настоящему времени более 3,5 тыс. наимено­ваний. Номер ООН, наряду с транспортным наименованием вещества или из­делия, указывается в документе, сопровождающем партию груза, что позволя­ет быстро определить, какие меры по ликвидации последствий, аварийное сна­ряжение или - в случае токсичных веществ - противоядия необходимы для надлежащего исправления ситуации. Все это указано в перевозке опасных грузов.

Автомобили, перевозящие опасные грузы имеют на их борту средства индивидуальной защиты водителя и сопровождающего груз лица, пакет транспортно-сопроводительной документации, в котором присутствуют паспорт безопасности вещества, аварийная и информа­ционная карточки СИО.

Причинами, препятствующими выполнению всех норм безопасной перевозки опасных грузов, регламентируемых нормативными документами являются: отсутствие полного представления о функциональных особенностях и сложностях процесса перевозки опасных грузов и, как следствие, незнание должностных обязанностей работниками служб, занимающихся организацией и контролем перевозки опасных веществ и изделий (транспортная инспек­ция, ГИБДД, грузоотправителей, автотранспортного предприятия);

В Англии были остановлены и проверены 475 автомобилей. Из них 30 автомобилей (6%) имели отступления от правил, 25 - отправили для устранения неисправностей в АТП, а 5 отбуксировали. В 9 случаях было возбуждено уголовное дело на лиц, нарушивших правила. В г. Висбаден (Германия) служба безопасности в 1999 г. проверила 5319 автомобилей для перевозки опасных грузов, из них в 393 Случаях (7,3%) обнаружены недостатки.

Состояние автомобиля, при погрузки или разгрузке, должно удовлетворять определенным требованиям, в частности, в отношении обеспечения безопасности, чистоты и удовлетворительного функционирования оборудования транспортного средства, используемого при погрузке и разгрузке.

Во многом безопасность в процессе следования по разрешенному маршруту обеспечивается водителем, который должен строго следовать правилам, запрещающим: перевозку пассажиров; курение и использо­вание открытого огня в кабине и вблизи загруженного автомобиля. Кроме того, водитель должен строго руководствоваться требованиями дорожных знаков, регулирующих порядок движения автопоездов с опасными грузами, и т.д.

Большая роль в повышении безопасности и качества организации перевозок, в том числе и опасных грузов, к которым относятся и нефтепродукты, отводится Российской транспортной инспекции (РТИ). Тщательный контроль выполнения требований безопасности на всех этапах технологического про­цесса со стороны сотрудников РТИ может оказать существенное влияние в деле повышения безопасности перевозок нефтепродуктов.

Средства защиты автомобиля при перевозке опасного груза:

металлическая заземляющая цепь, приваренная к цистерне и касаю­щаяся земли на длине 200 мм для защиты от статического электричества;

огнетушитель, содержащий вещества, инертные по отношению к перевозимому грузу;

огнетушитель для тушения пожара в двигателе, содержащий вещества, покрайней мере не способствующие горению перевозимых грузов;

набор аварийных инструментов, не дающих искры или имеющих искрогася­щее покрытие;

средства первичной нейтрализации опасных веществ (хлорная известь, дихлорамин и др.).

При перевозке опасного груза в кузове необходимо, чтобы брезент был сделан из огнестойких материалов или имел огнестойкую пропитку. Автомобили, перевозящие пожароопасные и взрывоопасные грузы, должны иметь выпускную трубу, выведенную вправо под переднюю часть автомобиля, с на­клоном выпускного отверстия вниз. Проводить выпускную трубу глушителя под кузовом автомобиля не допускается. Несоблюдение правил перевозки опасных грузов приведет к тяжелым последствиям.

При ДТП опрокинулась автоцистерна с 20 м тетрагидрофурана. Аварию

ликвидировали 150 специалистов в течение 18 ч. С места происшествия уда­лено 450 т грунта с глубины до 3 м, во избежание взрыва в цистерну заложи­ли 75 кг сухого льда. Радиус эвакуации жителей составил 800 м.

Утечка азотной кислоты из автоцистерны произошла из-за того, что в нее вместо нефти была залита кислота. Два продукта образовали газы с выделением теплоты. Автоцистерну отвезли в безопасное место пожарные. Легкое отравление получили 17 пожарных.

В Германии в 2000 г. две трети выбросов нефтепродуктов произошло вследствие инцидентов с автоцистернами, при этом в 12% случаев привело к пожарам. В США в результате аварий с автоцистернами за пять лет погибло около 600 и получили ранения около 4400 человек. Различают инциденты с автоцистернами при движении, наливе и сливе нефтепродукта, техническом обслуживании и ремонте и др.

В ликвидации большинства происшествий вместе с пожарными и полицейскими часто принимают участие и аварийные бригады фирм, связанных с опасным грузом. В 1980 г. фирма «Шелл Кемикл», владевшая 225 автоцистернами и 85 пунктами отгрузки продукции, для борьбы с инцидентами организовала восемь бригад из опытных специалистов, всегда готовых для выезда на место аварии.

При верхнем наливе происходят значительные потери от испарения, обводнение и загрязнение атмосферными осадками, ограничивается пропускная способность сливно-наливных операций. Потери горючего от испарения составляют при верхнем наливе 1400 мг/л, при нижнем - 600 мг/л. До сих пор заправка автоцистерн на сливо-наливных эстакадах в большинстве случаев происходит верхним наливом. Безопасным способом заправки автоцистерн является нижняя заправка.

На рынке России появился полуприцеп-топливозаправ­щик, оснащенный системами нижнего налива и рекуперации газов, технологи­ческим оборудованием, обеспечивающим в полной мере безопасность при наливе, сливе и транспортировании нефтепродуктов, с ходовой частью на пневмоподвеске и тормозной системе с антиблокировочной устройством (ABS).

Именно появление этого полуприцепа привело в конечном итоге к пересмотру действующих в России стандартов и к появлению ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и

заправки нефтепродуктов», отвечающему правилам ЕЭК ООН ADR и (ДОПОГ).

Выпуск автоцистерн для перевозки нефтепродуктов позволяет своевременно внедрять в конструкцию технические решения, повышающие уровень их безопасности.

В процессе верхнего налива происходит разбрызгивание нефтепродукта по мере наполнения цистерны, что влечет за собой возникно­вение заряда статического электричества внутри емкости и образованию об­лака паров топлива. При определенных обстоятельствах это может привести к воспламенению паров нефтепродукта. Данная ситуация усугубляется присут­ствием оператора на цистерне и возможностью его падения, особенно в непо­году, а также вдыхания паров нефтепродукта.

Если нефтепродукт подается под слой жидкости, что исклю­чает появление статического электричества, и, как следствие, снижается риск воспламенения паров нефтепродукта. При этом оператор находится внизу, возле контрольного монитора, а не на узкой площадке обслуживания наверху цистерны, и способен на быстрое реагирование на любой инцидент.

Слив и налив нефтепродукта сопровождается вытеснением его паров. Как показывает практика, до 95% паров могут быть собраны и переработаны при наличии системы рекуперации.

Продолжается совершенствование зарубежных автоцистерн в направлении повышения пожарной безопасности. По Стандарту Национальной ассоциации противопожарной защиты США каждая цистерна оборудуется основным и двумя дополнительными предохранительными клапанами с легкоплавкими замками, рассчитанными на температуру срабатывания 1210С. Предохранительные клапаны устанавливаются не только на избыточное давление, но и на образование разрежения внутри цистерны. Это важно ввиду того, что попадание воздуха в емкость может снизить концентрацию паров до предельно допустимого значения по условию воспламенения. Предполагается использование вспучивающихся лакокрасочных покрытий, а также контроль давления в шинах.

Фирма «Мерседес» (Германия) разработала автоцистерну с седельным прицепом, оборудованную электронными устройствами для повышения пожарной безопасности за счет установки пожарной сигнализации и пожаротушения цистерны и облегчения управления водителем автоцистерной. Для этого автоцистерна оборудована телевизионной камерой с экраном в кабине, системой дистанционно управляемых зеркал.

Для снижения пожарной опасности автоцистерн выпускают цистерны из пластмасс, армированных стекловолокном, из внутренней и внешней оболочки, разделенных слоем огнестойкого пенополиуретана. Цистерны делают из отсеков, что повышает ее безопасность при потере герметичности и разрушении.

После катастрофы с автоцистерной в г. Херборн, когда после опрокидывания разгерметизировались отсеки с бензином и дизельным топливом, фирма «Штайнбах» разработала алюминиевую конструкцию, которая опоясывает цистерну посередине, укрепляя ее в случае ДТП или опрокидывания. Толщина конструкции - 20 мм, высота - 50 мм.

Фирма «Виллиг» изготавливает полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов емкостью до 41 000 л. Цилиндрическая свободнолежащая цистерна из алюминиевого сплава с минимальной толщиной стенок, выполнена с выступом в передней части. Согласно ЕЭК, в задней части цистерны имеется защитный брус, предотвращающий подъезд под цистерну.

Цистерна имеет три куполообразных отсека для различных нефтепродуктов с заправкой сверху и снизу с переборками, разделяющими отсеки. Внутри каждого отсека есть перегородка, полукруглое сливное отверстие снизу и круглое отверстие сверху для выхода паров_ Отсеки емкостью 500 л имеют повышенную прочность, арматура купола утоплена и защищена горловиной. Оснащение отсеков: вентиляционная камера с защитой от длительного пожара; донный клапан с пневматическим приводом и условным проходом 100 мм.

Подвоз нефтепродуктов является автомобилями отечественн­ого и зарубежного производства автоцистернами, полуприцеп – цистернами, прицеп – цистернами. Большая часть отечественных автоцистерн не отвечает полностью требованиям безопасности. С 1997 г. вы­пускаются автоцистерны в соответствии с ГОСТ Р 50913-96, отвечающим тре­бованиям безопасности функционирования на уровне международных требо­ваний по перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ).

По характеру горения пожары автоцистерн можно разделить на виды: факельное горение нефтепродукта на запорной арматуре цистерны; горение разлитого нефтепродукта и шасси; горение разлитого нефтепродукта и автоцистерны в целом; горение разлитого нефтепродукта с разгерметизацией отсеков цистер­ны; горение, сопровождающееся взрывом и образованием огненного шара.