logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Тушения пожара в пассажирских вагонах

Пожары, возникающие в пассажирских вагонах, разви­ваются с большой скоростью и могут привести к гибели людей, поэтому успех тушения пожара зависит от правильных действий на начальном этапе.

При пожаре в пассажирском вагоне во время следования проводник вагона обязан:

- остановить поезд стоп-краном в любом удобном для эва­куации людей и организации тушения пожара месте, за исключе­нием железнодорожных мостов, путепроводов, виадуков, эстакад, тоннелей;

- обесточить вагон, а в темное время суток отключить все электропотребители, кроме аварийного освещения;

- одновременно вызвать проводника, находящегося на отдыхе, и совместно приступить к следующим действиям:

- вызвать с использованием средств связи или по цепочке через проводников соседних вагонов начальника поезда и поезд­ного электромеханика;

- открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцовые двери со стороны безопасной для эвакуации пассажиров;

- открыть все двери в купе, объявить и организовать эва­куацию пассажиров не допуская паники;

- приступить к тушению пожара первичными средствами;

- тушение горящего электрооборудования производить только углекислотными или порошковыми огнетушителями;

- при наличии установок пожаротушения привести их в действие;

- в случае прибытия на место происшествия лиц командного состава для руководства работами по тушению пожара выполнять их указания.

Вынос вещей пассажиров и имущества из вагона не должен препятствовать путям эвакуации пассажиров.

В первую очередь необходимо эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов.

При пожаре в пассажирском вагоне в пути следования начальник поезда обязан:

- поручить локомотивной бригаде доложить о пожаре поездному диспетчеру;

- организовать эвакуацию пассажиров и вещей из горящего вагона;

- организовать тушение пожара;

- оценить возможность ликвидации пожара имеющимися средствами;

- в необходимых случаях обеспечить закрепление и ограждение поезда и смежного пути.

Расцепку состава необходимо производить в следующей последовательности:

- отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего: перекрыть концевые краны, разъединить соединительные тор­мозные рукава, привести в действие автотормоза вагонов хвосто­вой отцепляемой части состава открытием концевого крана, закрепить отцепляемую хвостовую группу вагонов ручными тормо­зами и тормозными башмаками, поворотом рычага расцепного привода расцепить автосцепки;

- продвинуть головную часть поезда вместе с горящим ваго­ном вперед на расстояние, исключающее возможность перехода огня на оставленные вагоны или на находящиеся вблизи здания и сооружения, но на расстояние не менее чем на 15 м;

- отцепить загоревшийся вагон от головной части состава, для чего: закрепить отцепляемый вагон тормозными башмаками и ручным тормозом, перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить соединительные тормозные рука­ва, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа;

- головную часть состава продвинуть на расстояние не менее чем на 15 м.

После расцепки состава начальник поезда обязан потребо­вать через машиниста локомотива снятия напряжения с контакт­ной сети.

По прибытии пожарных подразделений руководитель тушения пожара обязан, при необходимости, обеспечить оповещение о пожаре, эвакуации пассажиров и имущества, обесточивание элек­трооборудования и контактной сети, расцепкой отвод горящего подвижного состава.

При тушении пожаров пассажирских вагонов необходимо:

- первые стволы РС-50 вводить с торцевых сторон вагона для предотвращения распространения огня;

- производить тушение водой с требуемой интенсивностью;

- для тушения скрытых очагов пожара производить вскры­тие облицовочных плит, панелей;

- при наружном пожаре подавать по два ствола РС-70 с обеих сторон горящего вагона;

- на защиту одного смежного вагона, находящегося по отношению к горящему с наветренной стороны, и трех смежных вагонов с подветренной стороны подавать воду с требуемой интенсивностью, но не менее чем по одному стволу РС-50 с обеих сторон каж­дого защищаемого вагона, принимая все меры к их отцепке и от­воду в безопасное место.