Технологические системы вс
Система кондиционирования воздуха. С увеличением высоты полета изменяются основные параметры воздушной среды: падает барометрическое давление, понижаются содержание кислорода, температура и влажность, т. е. создаются такие условия окружающей среды, пребывание в которых для человека становится невозможным. Средством защиты организма человека от воздействия атмосферы на больших высотах являются герметичная кабина и единый комплекс систем жизнеобеспечения, к которым относятся: система кондиционирования совместно со схемами отопления и вентиляции герметичной кабины, система автоматического регулирования давления воздуха в герметичной кабине, теплозвукоизоляция герметичной кабины, кислородное оборудование.
Линия вентиляции предназначена для общей и индивидуальной вентиляции кабины экипажа и пассажирских салонов. Воздух, охлажденный в турбохолодильных установках до температур 15÷20 °С, подается по трубопроводам в короба общей и индивидуальной вентиляции. Короб общей вентиляции размещен вверху на потолке кабины над центральным проходом и проложен по всей длине пассажирских салонов. Через щели в боковых гранях короба воздух равномерно растекается по салонам. Короба индивидуальной вентиляции идут вдоль бортов у основания багажных полок. Холодный воздух из короба подводится через шланги к шаровым поворотным насадкам индивидуальной вентиляции, установленным в панелях над креслами пассажиров.
Отопление и вентиляция на вертолетах осуществляются воздухом, нагретым в воздухо-воздушном радиаторе (ВВР). Воздух нагнетается вентилятором из атмосферы или грузовой кабины (в зависимости от температурных условий) от главного редуктора в кожухи выхлопных труб, где он нагревается и поступает в ВВР.
Рис. 4.1 Размещение оборудования на аварийно-спасательных средств на самолетах Ил-62 (а), Ан-24 (б), Ту-134А (в): аварийные выходы; 2 – кислородные баллоны; 3 – зоны прорубания обшивки; 4 – аварийные трапы
|
Разрушения трубопроводов с горячим воздухом под давлением, турбохолодильников или других агрегатов системы приводят к пожару и разгерметизации. Трубы обматывают стеклотканями, асбестом, чтобы в месте повреждения струя горячего воздуха была не направленной, а рассеянной. Помимо этого, осуществляется и теплозвукоизоляция трубопроводов. Для исключения разрушения трубопроводов от их расширения и удлинения устанавливают термокомпенсаторы.
Кислородная система. На ВС предусмотрены стационарные кислородные системы и переносные кислородные баллоны с приборами. Стационарные кислородные системы служат для питания кислородом членов экипажа. Переносные кислородные баллоны с приборами предназначены для питания кислородом пассажиров при их плохом самочувствии. В состав стационарной кислородной системы входят: кислородные баллоны, кислородные приборы с масками на рабочих местах экипажа, трубопроводы.
Число стационарных и переносных кислородных баллонов на ВС ГА, а также давление и емкость кислорода в баллонах – различное и зависит от дальности полета ВС, числа членов экипажа и пассажиров.
При пожаре в месте расположения стационарных кислородных баллонов необходимо охлаждать зону их размещения во избежание взрыва. Переносные кислородные баллоны с приборами, которые расположены в пассажирских салонах, в случае пожара необходимо удалить из ВС.
Топливная система. Она предназначена для размещения необходимого на выполнение полетного задания запаса топлива и питания им двигателей. Ha ВС ГА топливо в основном размещается в крыле в баках-кессонах, а также в съемных прорезиненных или металлических (из АМЦ) баках. Такие баки размещены в полости крыла. Топливо из топливных баков перекачивается электронасосами для питания двигателей. Уровень расхода топлива из баков контролируется топливомерами.
В качестве топлива на ГТД используется керосин (ТС-1). Он имеет температуру вспышки 28 °С, поэтому менее опасен, чем бензин, у которого температура вспышки 34 °С. Заправка, хранение и запуск двигателей, работающих на керосине, менее опасны в пожарном отношении, чем у двигателей, работающих на бензине. Температура самовоспламенения керосина такова, что при соприкосновении с нагретой поверхностью или в перегретой атмосфере это топливо становится значительно более опасным, чем бензин. У современных ВС заправка в топливные баки составляет более 100000 л керосина, что вызывает большую пожарную опасность, особенно при вынужденной посадке с неисправным шасси.
Топлива, применяемые на ВС ГА: авиакеросины ТС-1, Т-1, Т-2, Т-7, РТ; авиабензины: Б-70, Б-91, Б-95, Б-100.
Маслосистема двигателя. Она предназначена для смазки трущихся поверхностей, для охлаждения деталей двигателя и для хранения необходимого на полет запаса масла.
В маслосистему входят: маслонасос малого давления; главный масляный насос, имеющий нагнетающую и откачивающую ступени; маслонасосы откачки масла из передней, средней и задней опор двигателя; маслонасос откачки масла из коробки приводов агрегатов двигателя; фильтры для фильтрации масла, подаваемого в двигатель; трубопроводы откачки масла, в которых установлены магнитные пробки, улавливающие металлические частицы в масле. В кабине экипажа; центрифуга, отделяющая масло от воздуха; топливно-масляный радиатор, в котором горячее масло отдает свое тепло топливу для лучшего его горения в камере сгорания.
При разрушении трубопроводов, любого привода агрегатов, подшипников любой из опор роторов компрессора или турбины и при наличии масла возможен пожар внутри двигателя.
Противообледенительная система. Она предназначена для борьбы с обледенением ВС на земле и в полете. Образование во время полета на поверхности ВС ледяных наростов представляет большую опасность. Обледенение уменьшает подъемную силу ВС, увеличивает лобовое сопротивление, увеличивает массу ВС, ухудшает управление. В зависимости от способа защиты поверхностей ВС различают электротермические, электроимпульсные, воздушно-тепловые и жидкостные противообледенительные системы.
В электротермической системе противообледенительный носок крыла и оперения представляет собой многослойную конструкцию, спрессованную на синтетическом клее, состоящую из внешней и внутренней обшивок, между которыми размещены два стеклотканевых слоя электроизоляции и нагревательный элемент. Каждый нагревательный элемент состоит из двух латунных контактных шин, к которым подпаяна сетка из константановой проволоки диаметром 0,12—0,15 мм. Конструкция нагревательных элементов лопастей винтов и обтекателей втулки винтов подобна конструкции нагревательных элементов крыла.
Электроимпульсной противообледенительной системой оборудованы на самолете Ил-86 предкрылки, стабилизатор и киль. Лед удаляется созданием импульсной упругой деформации в обшивке с помощью индукторов, которые представляют собой катушку возбуждения.
В воздушно-тепловых системах горячий воздух от компрессора двигателя подается по трубопроводам и эжекторам, которые ограничивают его расход и снижают температуру с 300 до 200 °С, и поступает в тепловые камеры, образованные внутренней и наружной обшивками крыла и хвостового оперения.
Жидкостные системы применяют для защиты от обледенения стекол фонарей кабин и лопастей винтов. В качестве рабочей жидкости применяется спиртоглицериновая смесь (85% спирта-ректификата и 15% глицерина), для стекол кабины экипажа – чистый спирт-ректификат. Жидкость из баков подается электронасосом по трубопроводу на распылительный коллектор.
От обледенения защищают: лобовые стекла пилотской кабины, приемники полного давления (ППД), датчики углов атаки (ДУА), передние кромки крыла и оперения, воздушный винт и его обтекатель, входной канал и направляющий аппарат двигателя.
На современных ВС стекла кабины экипажа, винты и их обтекатели, ППД и ДУА имеют электротермический обогрев. Воздушно-тепловой системой обогрева оборудованы крыло и оперение на Ил-62, Як-42, Ан-24. На Ил-76, крыло и предкрылок имеют воздушно-тепловой обогрев, а хвостовое оперение – электротермический.
На Ту-154 центроплан, киль и стабилизатор имеют воздушно-тепловую систему противообледенения, а предкрылки крыла – электротермическую. Входные каналы и направляющие аппараты на вышеуказанных ВС оборудованы воздушно-тепловой системой обогрева.
На вертолетах Ми-8 лопасти несущих и хвостовых винтов, стекла пилотских кабин, ПВД имеют электротермический обогрев, а воздухозаборники и направляющий аппарат – воздушно-тепловой. На вертолетах Ми-6, Ми-10К лопасти несущих винтов, стекла кабины пилотов и штурмана, ПВД, воздухозаборники двигателей оборудованы электротермическим обогревом, а хвостовые винты — жидкостным. Несущие винты на вертолетах , Ка-26, а также стекла кабины экипажа имеют жидкостную систему противообледенения.
Неисправности в элементах электрообогрева (короткие замыкания, искрения), воздушно-теплового обогрева (трещины или разрушения трубопроводов с горячим воздухом под давлением), а также близость расположения топливных коммуникаций и баков с топливом делают противообледенительную систему опасной в пожарном отношении.
Электроснабжение. Для обеспечения питанием всех потребителей электрической энергии на ВС применяются генераторы постоянного и переменного токов. Основными типами авиационных генераторов постоянного тока являются стартеры-генераторы типа ГСР-СТ и СТГ. Стартеры-генераторы во время запуска авиадвигателя используются как стартеры., после запуска работают в генераторном режиме. Они снабжают бортсеть ВС постоянным током, рассчитанным на работу при номинальном напряжении 28,5 В.
Генераторы переменного трехфазного тока на современных ВС вырабатывают ток напряжением 208/115 В стабилизированной частоты 400 Гц. Располагаемый запас мощности позволяет обеспечить электрической энергией все потребности на ВС. Путем трансформирования из основной системы получаются системы переменного трехфазного и однофазного тока напряжением 36 и 27 В. Система постоянного тока напряжением 27 В получает питание от основной системы через трансформаторно-выпрямительные блоки. В качестве резервных источников постоянного тока напряжением 27 В на ВС установлены аккумуляторные батареи.
Сеть переменного трехфазного тока напряжением 208 и 36 В выполнена тремя линиями (проводами). Сеть переменного однофазного тока напряжением 115 и 27 В и сеть постоянного тока напряжением 27 В — однопроводные. Корпус самолета является нулевым проводом (заземленной силовой нейтралью) системы 208/115 В, минусовым проводом питания постоянным током и вторым проводом питания переменным однофазным током напряжением 115 и 27 В.
Насыщенность ВС электроагрегатами, жгутами электропроводов с различным напряжением и силой тока, большим числом штепсельных разъемов, концевых выключателей, потребителей электрической энергии радиолокационного оборудования, электрооборудования различных систем делает все системы, управляемые электроэнергией, опасными в пожарном отношении. Попадание влаги или конденсата в коробки концевых выключателей, в штепсельные разъемы, в блоки с реле или в контакторы может вызвать нежелательные срабатывания каких-либо электроагрегатов, замыкания, искрения или пожар.
Гидравлическая система. Гидросистема на ВС предназначена для управления стабилизатором, рулем высоты, рулем направления, элеронами, спойлерами, интерцепторами, предкрылками, закрылками, уборки и выпуска шасси, торможения основных опор шасси, поворота колес передней опоры шасси, управления стеклоочистителями, входными и грузовыми дверями, рампой, открытия и закрытия аварийных люков.
На вертолетах она предназначена для питания агрегатов управления (гидроусилителей), управления общим шагом несущего винта и гидроцилиндра фрикциона ручки «шаг – газ», грузовыми створками и трапами, замком внешней подвески, аварийного закрытия лопаток входного направляющего аппарата вентилятора при пожаре в редуктор ном отсеке, регулировки сидений пилотов по высоте и наклона спинки, управления трапами капота.
На ВС имеется несколько самостоятельных независимых гидросистем: основная, аварийная, дублирующая. Это необходимо да того, чтобы в случае неисправности или выхода из строя како либо одной из гидросистем остальные могли обеспечить жизненно важные органы управления и посадки ВС .
Для создания давления в гидросистемах применяются: насосы с приводом от силовой установки и от электродвигателей постоянного или переменного тока. Рабочее давление в гидросистемах на ВС составляет 15÷21 МПа.
В качестве рабочей жидкости для гидросистем, амортизационных стоек шасси и других гидроустройств применяется масло, которое имеет прозрачный красный цвет и является легким нефтяным маслом. Будучи нагретой до 92 °С, она вспыхивает при соприкосновении с пламенем или с раскаленными предметами. Это очень опасно при разрушении трубопроводов системы торможения колес шасси или подтекании из соединений трубопроводов, трещин и попадании ее на горячие тормозные устройства.
На самолете Ил-96 для гидросистемы применена нейтральная гидрожидкость НГЖ-4. Это синтетическая жидкость на основе фосфороорганического эфира с загустителем и органическим полимером со специальной присадкой. Она взрывобезопасная, имеет температуру самовоспламенения не ниже 630 °С, температуру вспышки 165 °С, медленно горит в пламени и гаснет при его удалении, токсична. При тушении горящей жидкости необходимо соблюдать меры предосторожности от попадания жидкости на покровы тела, иметь очки, респираторы.
Система пожаротушения. Она предназначена для обнаружения тушения и пожара внутри двигателей, в отсеках гондол двигателей, вспомогательной силовой установки, в отсеках основных опор шасси и в багажно-грузовых помещениях. Противопожарная защита на ВС обеспечивается:
конструктивными мероприятиями, которые уменьшают возможность возникновения пожара, а также локализуют пожар в ограниченном отсеке, если он возник, и не дают ему распространиться на смежные жизненно важные зоны;
системами сигнализации экипажу о возникновении пожара или появлении дыма;
системами тушения пожара в наиболее пожароопасных местах самолета, в кабине экипажа и пассажирских салонах;
системой нейтрального газа, предупреждающей взрыв центропланного топливного бака при вынужденной посадке ВС с убранным шасси.
Несмотря на конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности возникновения пожара, в некоторых зонах ВС все же сохраняется потенциальная опасность возникновения пожара и перегрева, причем все они, кроме кабины экипажа и пассажирских салонов недоступны для экипажа в полете. Такими являются: гондолы двигателей, внутридвигательные масляные полости, отсек ВСУ, багажно-грузовые помещения и отсеки основных опор шасси. Поэтому в гондолах двигателей, во внутренних масляных полостях двигателей, в отсеке ВСУ, отсеках основных опор шасси предусмотрены системы сигнализации о пожаре, а в багажно-грузовых помещениях — системы сигнализации о появлении дыма.
Для контроля за возникновением пожара ВС оборудованы автоматическими термоэлектрическими системами сигнализации о появлении дыма.
Чувствительным элементом системы с извещателями (датчиками) являются термобатареи, собранные из последовательно соединенных между собой термопар (например, хромель-алюмелевых, хромель-копелевых). Малоинерционные спаи термопар расположены в верхней части извещателя, а инерционные (шарики, образованные при сварке двух других концов электродов) – в нижней. При быстром повышении температуры малоинерционные спаи нагреваются значительно быстрее инерционных, на выходе извещателя появляется ЭДС, которая после усиления используется для сигнализации о пожаре. Момент срабатывания системы сигнализации зависит от абсолютного значения температуры и скорости ее нарастания в зоне извещателя, т. е. повышение скорости приводит к срабатыванию системы при более низких температурах.
Для сигнализации о пожаре в багажных отсеках могут быть установлены датчики обнаружения дыма, которые срабатывают и выдают сигналы в самолетную часть системы пожаротушения при заданном уменьшении прозрачности воздуха в защищаемом отсеке. Датчики обнаружения дыма обычно устанавливаются в служебных, багажных и грузовых отсеках нижней палубы фюзеляжа.
Система сигнализации о возникновении пожара внутри двигателя аналогична системе сигнализации пожаротушения в гондолах двигателей. Для предупреждения членов экипажа о возникновении пожара и появлении дыма в контролируемых отсеках и зонах на рабочих местах пилотов и бортинженеров установлены главные табло (центральные сигнальные огни – ЦСО) «Пожар» и «Дым», световые табло и мнемосигнализаторы.
Для звуковой сигнализации о возникновении пожара и появлении дыма установлена сирена и подключена аппаратура речевой информации. Сигналы о возникновении пожара и дыма регистрируются также системой МСРП.
Надежность работы системы пожаротушения обеспечивает выполнение следующих предъявляемых к ней требований:
обеспечение ликвидации пожара в любом защищаемом отсеке как на земле, так и в полете, на всех режимах работы двигателей, высотах и скоростях полета ВС;
наличие такого количества огнегасящего вещества в каждой очереди, чтобы необходимая концентрация его создавалась за время не более 3 с. и поддерживалась в течение не менее 2 с;
быстрое приведение в действие и эффективность тушения пожара (время . разряда баллонов не должно превышать 3÷5 с);
наличие запаса огнегасящего вещества в системе, рассчитанного на двух-, четырехкратное использование; при этом первая очередь огнетушителей должна включаться автоматически от сигнализаторов пожара, вторая и последующие – вручную;
размещение баллонов с огнегасящим веществом и трубопроводов, соединяющих их с распылительными коллекторами, в местах, наиболее защищенных от возможных повреждений при аварийной посадке ВС;
При возникновении пожара в зоне расположения извещателей срабатывают реле в исполнительном блоке, которые включают световую и звуковую сигнализацию о пожаре, а также подают питание на открытие электромагнитных кранов. Эти краны обеспечивают подвод огнегасящего состава к двигателю, в гондоле (подкапотном пространстве) которого возник пожар. Открытие электромагнитного крана приводит к замыканию в цепи питания пиропатронов огнетушителей первой очереди, а на некоторых типах ВС обеспечивает также включение сигнальной лампы (зеленого цвета) открытого положения крана. Через открывшийся после взрыва пиропатрона клапан затвора и открытый электромагнитный кран огнегасящий состав поступает в коллекторы-распылители, заполняя подкапотное пространство двигателя. Если после срабатывания первой очереди пожар не прекратился, то вручную кнопкой (переключателем) включают огнетушители второй очереди. При обнаружении пожара визуально огнетушители первой очереди могут быть включены вручную.
Аналогично работает и система пожаротушения для ВСУ. Система пожаротушения внутри двигателей, т. е. электросистема, аналогична рассмотренной. Малоинерционные спаи термобатарей располагают внутри двигателя (в зоне масляных полостей), инерционные – с внешней стороны. В случае охвата спаев пламенем и достижения заданной температуры срабатывания в термобатареях датчика возникает ЭДС, достаточная для включения поляризованного реле исполнительного блока, которое подает команду на включение ламп (табло) красного цвета, мнемосигнала, сирены, речевой информации и записи на МСРП. Первая очередь срабатывает автоматически. Огнегасящий состав в зону масляных полостей подается по специально предназначенным для этих целей трубопроводам. Выбор места подачи огнегасящего состава во внутренние полости двигателя обусловлен вероятностью возникновения пожара в этих полостях. Оптимальными условиями для тушения пожара считаются те, при которых огнегасящий состав поступает одновременно в пожароопасные зоны масляных полостей и смежные с ними воздушные полости. Ввод огнегасящего состава в гондолы или внутренние полости двигателя может оказаться неэффективным, если при включении системы тушения пожара не будет выключен двигатель, т. е. не будут устранены причины возникновения пожара и условия, способствующие его развитию.
Система сигнализации о пожаре в отсеках основных опор шасси работает от датчиков установленных в отсеках (гондолах, мотогондолах) шасси.
Для предотвращения взрыва паров топлива при аварийной посадке или при пожаре в отсеках шасси подфюзеляжный топливный бак оборудован системой аварийного заполнения нейтральным газом. Подача нейтрального газа в подфюзеляжный топливный бак включается пилотами или бортинженером вручную выключателями на панелях противопожарной защиты или автоматически аварийными выключателями при посадке с убранным шасси. Аварийные выключатели устанавливаются под обтекателями на самых низких местах ВС с расчетом, что при посадке ВС с убранным шасси они первыми соприкоснутся с земной поверхностью и включат противопожарную защиту подфюзеляжного топливного бака, гондол двигателя и внутри двигателя.
При появлении дыма в служебных, грузовых, багажных отсеках, снижающего прозрачность среды на (30±10)%, срабатывает датчик дыма и в кабине экипажа загорается главное табло «Дым», сигнальное табло о появлении дыма (номер багажника, грузового отсека и т. д.), а также аппаратура речевой информации и сирена. Сигналы о возникновении дыма в отсеках фюзеляжа регистрируются системой МСРП. Пожаротушение багажных, грузовых, бытовых и других помещений на нижней палубе производится переносными огнетушителями вручную членами экипажа с условием, что к ним имеется доступ. В помещениях, куда доступ в полете отсутствует, должны быть установлены распылительные коллекторы с выводом трубопровода в доступное место для подсоединения к нему переносного огнетушителя. Отсеки, не имеющие доступа для экипажа в полете, оборудованы системами сигнализации и тушения пожара.
Опасность разрушения заряженных огнетушителей на ВС при перегреве предотвращается наличием на каждом огнетушителе сигнально-предохранительного устройства, связанного трубопроводом с сигнальным диском самозарядки. При давлении в баллоне выше (20± 2) МПа разрывается предохранительная мембрана в головке-затворе, и состав стравливается за борт. При этом пластмассовая шайба сигнального диска выдавливается, оповещая о происшедшей саморазрядке соответствующего огнетушителя.
Для предупреждения раздутия подфюзеляжных топливных баков при подаче нейтрального газа имеется система автоматического слежения за давлением в баке. К системе относятся два сигнализатора давления, управляющие перекрывным и стравливающим кранами. При превышении в баке давления 0,015 МПа срабатывает сигнализатор давления и закрывает перекрывной кран. Газ будет поступать в уменьшенном количестве через жиклер диаметром 3 мм. Кран будет закрыт до тех пор, пока давление в баке не станет ниже 0,015 МПа. В этом случае снова откроется перекрывной кран, и огнегасящий состав будет подаваться в бак через жиклер и перекрывной кран. Если давление в баке возрастет до 0,02 МПа, сигнализатор выдаст сигнал на открытие стравливающего крана. Кран открывается, и огнегасящий состав стравливается за борт. Кран будет открыт до тех пор, пока давление в баке не станет ниже 0,02 МПа.
Для ликвидации очагов пожара и дыма в кабине экипажа, в пассажирских салонах и в подпольных багажных и грузовых помещениях предназначены ручные огнетушители.
Ручные огнетушители с надписью «газ» можно применять для тушения любых горящих веществ, в том числе топлив, смазочных материалов, специальных жидкостей при возможном наличии электрического напряжения. Огнетушители с надписью «Вода» можно применять для тушения горящих конструкционных и отделочных материалов (тканей, резины, пластиков) при условии отсутствия электрического напряжения. Огнетушители ОУ можно применять для тушения всех видов горящих веществ, в том числе воспламеняющихся жидкостей и электрооборудования.
При использовании любого из ручных огнетушителей надо соблюдать следующие рекомендации:
при распространении пожара в вертикальной плоскости направить струю огнетушащего состава на нижнюю границу очага и по мере тушения перемещать к верхней границе;
при объемном распространении очага пожара тушение по возможности осуществлять при обходе очага со всех сторон;
при распространении очага пожара в горизонтальной плоскости направить струю огнетушащего состава на ближайшую границу очага и по мере тушения перемещать ее к дальней границе. Если ширина очага пожара больше ширины струи тушения пожара, перемещать струю в горизонтальной плоскости с продвижением вперед по мере тушения;
Рис. 4.2 Основные пожароопасные зоны воздушных судов: 1-баки с гидрожидкостью; 2 - аккумуляторные батареи; 3 - бензиновые обогреватели (на воздушных судах с поршневыми двигателями); 4 - кислородные баллоны; 5 - силовые установки; 6 - масляные баки силовых установок; 7 - противообледенительная система; 8 - система кондиционирования; отопленияи вентиляции; 9 - топливные баки; 10 - вспомогательная силовая установка (ВСУ).
|
при наличии каких-либо воздушных потоков тушение производить с наветренной стороны;
при исчезновении открытого пламени отпустить пусковой рычаг и визуально проконтролировать наличие открытых очагов, при обнаружении которых включить огнетушитель повторно.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения