logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс

При возникновении аварийной ситуации на борту ВС в аэропорту назначения объявляется тревога и проводится сбор всей аварийно-спасательной команды аэропорта, а в отдельных наиболее сложных случаях и вызов взаимодействующих сил и средств пожарной охраны МЧС. Для встречи аварийного ВС на аэродроме создаются три группы: тушения возможного послеаварийного пожара, спадания людей из аварийного ВС, водообеспечения (резерв).

В первую группу включаются личный состав пожарно-спасательных подразделений и вся пожарная техника аэропорта, а также при­влекаемые боевые расчеты пожарной охраны МВД на пожарных автомобилях, оборудованных стационарными лафетными стволами. Эта группа располагается вдоль взлетно-посадочной полосы с таким расчетом, чтобы в случае необходимости время прибытия пожарных автомобилей к аварийному ВС было минимальным. Руководит этой группой начальник подразделения военизированной охраны аэропорта. Во вторую группу включаются все остальные аварийно-спасательные расчеты аэропорта со своим штатным .оборудованием и машинами. В задачу этой группы входит спасание пассажиров и членов экипажа аварийного ВС. Возглавляет эту группу руково­дитель аварийно-спасательных работ аэропорта. В третью группу включаются водополивочная техника аэропорта, а также пожарная техника пожарной охраны МЧС.

В определенных ситуациях при неисправности шасси может про­изводиться посадка аварийного ВС на слой воздушно-механической пены средней кратности, накладываемой на взлетно-посадочную полосу. Решение о покрытии взлетно-посадочной полосы пеной и по­садки на нее ВС принимает руководитель аварийно-спасательных работ по согласованию с командиром экипажа аварийного ВС. Покрытие взлетно-посадочной полосы слоем воздушно-механической пены средней кратности позволяет в определенной мере уменьшить степень разрушения аварийного ВС и снизить опасность загорания разлившегося авиатоплива в случае разрушения топливной системы. Снижение опасности загорания авиатоплива в этом случае связано со значительным уменьшением испаряемости авиатоплива, покрытого воздушно-механической пеной, и охлаждением искр металла, образу­ющихся при трении фюзеляжа ВС о взлетно-посадочную полосу, в слое воздушно-механической пены.

При возникновении послеаварийного пожара его интенсивность будет в данном случае ниже за счет уменьшения площади свободной поверхности топлива, с которой и происходит его испарение. Размеры слоя воздушно-механической пены (пенной полосы), накла­дываемого на взлетно-посадочную полосу, зависят от вида аварийной посадки и типа ВС. Минимальная толщина слоя пены должна быть 5 см. Существует классификация пенных полос в зависимости от вида аварийной посадки (табл. 4.9).

Для нанесения на взлетно-посадочную полосу слоя пены раз­работана специальная установка. Она может использоваться с тяже­лым пожарным автомобилем на шасси МАЗ и позволяет получать слой воздушно-механической пены средней кратности шириной 8÷9 м и толщиной 5÷12 см. В отдельных аэропортах разработаны различные устройства для покрытия взлетно-посадочной полосы воздушно-механической пеной средней кратности. Эти устройства уже испытаны в условиях этих аэропортов и могут применяться в аварийных ситуациях со значительной степенью на­дежности.

При нанесении пенного слоя необходимо учитывать особенности посадки аварийного ВС в зависимости от характера неисправности. Так, при посадке с неисправной передней стойкой шасси пенную полосу наносят в точке, удаленной от порога взлетно-посадочной полосы на половину расстояния, располагаемого для посадки. В случае посадки аварийного ВС непосредственно на фюзеляж пена наносится в точке, удаленной от порога взлетно-посадочной полосы на расстояние равное одной трети расстояния, располагаемого для посадки. При посадке с неисправной основной стойкой шасси пену наносят в точке, удаленной от порога взлетно-посадочной полосы на половину расстояния, располагаемого для посадки, смещая пенный слой в ту сторону (половину) взлетно-посадочной полосы, которая находится со стороны неисправной стойки. Для полу­чения наибольшего эффекта необходимо создавать сплошной слой воздушно-механической пены на предполагаемом участке скольже­ния ВС без каких-либо разрывов. Толщина слоя воздушно-механической пены средней кратности должна быть не менее 5 см.

Принимая во внимание то обстоятельство, что все отечественные воздушно-механические пены средней кратности, получаемые из водных растворов серийных пенообразователей имеют незначительную, стойкость., (около20 мин) и исходя из времени, отведенного на проведение всей операции, необходимо наносить на взлетно-посадочную полосу более мощный слой пены, чтобы она могла выполнить свои защитные функции. Так, если до посадки аварийного ВС остается более 40 мин, то при использовании воздушно-механической пены на основе водного раствора пенообразователя минимальная, толщина пенного слоя должна быть не менее 30 см.

Таблица 4.9.

Вид аварийной посадки

Тип полосы

Размеры полосы, не менее, м

Тип ВС

Длина

Ширина

Неисправность передней стойки шасси

С убранным шасси:

ТВД с двумя двигателями

ГТД с двумя-тремя двигателями

ТВД с четырьмя двигателями

ГТД с четырьмя двигателями

1

2

3

4

5

450

600

750

750

900

8

12

12

24

24

Все типы

Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Л-410

Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42

Ил-18, Ан-12

Ил-62, Ил-62М, Ил-76, Ил-86

Таблица 4.10.

Тип

полосы

Краткость пены

При времени готовности 20 мин

При времени готовности 40 мин

Толщина слоя пены, м

Минимальное количество водного раствора пенообразователя,

Толщина слоя пены , м

Минимальное количество

Водного раствора пенообразователя, м3

I

II

III

IV

V

100

100

100

100

100

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

5,4

10,8

13,5

27,0

32,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Таким образом, исходя из типа полосы воздушно-механической пены, ее кратности и времени до посадки аварийного ВС в аэропортах необходимо иметь соответствующие запасы пенообразующих огнетушащих составов (табл.4.10). Из данных таблицы видно, что при необ­ходимости наложения пенных полос V типа при времени готовности к приему аварийного ВС 40 мин в аэропорту необходимо иметь запас огнетушащих составов в количестве 64,8 м3. Поскольку обеспечить подобное количество силами пожарно-спасательных расчетов средне­го аэропорта практически невозможно, необходимо решать эту зада­чу несколькими путями. Одним из путей может быть привлечение достаточного количества взаимодействующих сил и средств пожарной охраны МЧС. Другим – снижение до минимума времени готовности (15÷20 мин). В качестве наиболее оптимального решения этой проблемы можно предложить следующее:

- выделить в каждом управлении ГА для приема аварийных ВС специальный аэропорт;

- обеспечить этот аэропорт силами и средствами, необходимыми для приема самых тяжелых пассажирских ВС;

- разработать для этого аэропорта специальную инструкцию по действиям личного состава пожарно-спасательных расчетов и по вызову взаимодействующих сил и средств сторонних организаций.