Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
Анализ тушения пожаров на железнодорожном транспорте показывает, что наибольшую опасность для людей представляют пожары в пассажирских вагонах, в которых скорость развития в коридорах составляет 5 м/мин, в купе —2,5 м/мин. За 15...20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне достигает 950 °С. Возможно загорание стоящих составов на соседних путях.
При горении ТГМ в вагонах через 30÷40 мин прогорает пол и горящие материалы, попадая на железнодорожные пути, через 15÷30 мин деформируют его, что делает невозможным эвакуацию подвижного состава. Скорость развития пожара при горении ТГМ составляет 1,4 м/мин, а скорость роста площади пожара достигает 3÷8 м2/мин.
Воздействие высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводит к воспламенению промасленного слоя на их поверхности и в дальнейшемможет стать причиной вспышки паров над горловиной цистерны.
Взрывы железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходят через 16÷24 мин после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела пламени при взрыве ЛВЖ и ГЖ в цистернах достигает 50 м, за счет разлива жидкости способствует увеличению площади пожара до 1500 м2 и более.
Быстрее всего пожар развивается при разливе ЛВЖ и ГЖ из железнодорожных цистерн в результате аварии, столкновения и крушения, когда площадь пожара может достигнуть 10÷35 тыс. м2. По разлитому нефтепродукту горение распространяется не только на соседние поезда, но и на ближайшие здания, а при попадании горящего разлитого нефтепродукта в канализацию или сточные канавы – на объекты, расположенные на расстоянии до 1 км.
Горение железнодорожных цистерн с сжиженными углеводородными газами может сопровождаться выбросом пламени на высоту 120÷250 м с последующим горением. Осколки взорвавшихся цистерн разлетаются на 150÷450 м, а иногда отбрасывает и цистерну на расстояние до 80 м. В результате возникают новые очаги пожара.
При пожарах возможно повреждение цистерн не только с ЛВЖ и ГЖ, но и с ядовитыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности территории, затрудняет боевые действия, а также вызывает необходимость эвакуации населения из прилегающих районов.
При возникновении пожаров в подвижном составе железнодорожного транспорта до прибытия подразделений пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляет представитель железнодорожного транспорта. Он проводит комплекс мероприятий, предусмотренных Инструкцией по тушению пожаров в подвижном составе железных дорог. При этом следует: немедленно сообщить о пожаре на ЦУC гарнизона пожарной охраны и в линейный орган внутренних дел; обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов и соседних поездов в безопасное место; снять напряжение в контактной сети на участке выполнения работ; принять меры к ликвидации очагов горения; предотвратить растекание ЛВЖ. и ГЖ; произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах.
После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию РТП или по согласованию с ним.
Для обеспечения тушения пожара РТП обязан установить вид материалов, содержащихся в горящих и соседних вагонах, принять меры к выводу горящих вагонов в безопасное место, потребовать до начала тушения письменного подтверждения о снятии напряжения с контактной сети и заземлении на участках работы пожарных автомобилей. Создает боевые участки: по обеспечению эвакуации подвижного состава; защите подвижного состава; ликвидации горения; охлаждению выведенных из зоны пожара вагонов. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов прокладку рукавных линий можно производить по железнодорожным путям до окончания прокладки рукавных линий под путями.
Для прокладки линий выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей, на которых отсутствует подвижной состав. При этом проделывают лотки для одновременной прокладки двух магистральных рукавных линий диаметром 77 мм.
До обесточивания контактной сети запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м, а к оборванным концам – ближе 10 м. Тушение без снятия напряжения допускается внутри вагонов подвижного состава, а также горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети, при условии, что струя пены и воды не будет касаться частей, находящихся под напряжением.
Решение о применении воды, пены, растворов, порошковых составов и других огнетушащих средств РТП принимает в зависимости от свойств груза, при этом принимают один или два ствола на один горящий вагон, которые вводят через боковые и крышевые люки, двери и оконные проемы.
Вскрытие дверей, люков, а также упаковку грузов производят после выяснения рода грузов и готовности средств тушения.
Охлаждение находящихся в зоне пожара железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи распыленной воды на верхнюю часть цистерны.
При горении паров над горловинами цистерн (без розлива жидкости) их отцепляют, обводят в безопасное место и ликвидируют горение подачей пены или закрытием горловин асбестовым полотном, брезентом или кошмой, смоченной водой. После ликвидации горения цистерны продолжают охлаждать распыленными струями из стволов с насадками НРТ-5, НРТ-10 и НРТ-20 до полного прекращения выхода паров жидкости.
При горении цистерны с сжиженными газами (углеводородными) их следует под прикрытием трех-четырех порожних платформ или полувагонов при непрерывном охлаждении вывести в безопасное место. При невозможности вывода обеспечить охлаждение цистерн и защиту распыленными струями соседних объектов, продолжая последовательно эвакуацию подвижного состава. Горение вертикального факела над цистернами ликвидируют водяными струями из ручных и лафетных стволов. Распыленные факелы ликвидируют порошковыми составами.
При невозможности ликвидации горения поверхность цистерн охлаждается до полного выгорания газа с интенсивностью 10 л/с на 1 кг горящего газа.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения