logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте

Анализ тушения пожаров на железнодорожном тран­спорте показывает, что наибольшую опасность для людей представляют пожары в пассажирских вагонах, в которых скорость развития в коридорах составляет 5 м/мин, в купе —2,5 м/мин. За 15...20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне дости­гает 950 °С. Возможно загорание стоящих составов на соседних путях.

При горении ТГМ в вагонах через 30÷40 мин про­горает пол и горящие материалы, попадая на желез­нодорожные пути, через 15÷30 мин деформируют его, что делает невозможным эвакуацию подвижного состава. Скорость развития пожара при горении ТГМ состав­ляет 1,4 м/мин, а скорость роста площади пожара достигает 3÷8 м2/мин.

Воздействие высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводит к воспламенению промасленного слоя на их поверхности и в дальнейшемможет стать причиной вспышки паров над горловиной цистерны.

Взрывы железнодорожных цистерн с нефтепродукта­ми происходят через 16÷24 мин после начала воздей­ствия на них открытого факела пламени. Высота факела пламени при взрыве ЛВЖ и ГЖ в цистернах достигает 50 м, за счет разлива жидкости способствует увели­чению площади пожара до 1500 м2 и более.

Быстрее всего пожар развивается при разливе ЛВЖ и ГЖ из железнодорожных цистерн в результате аварии, столкновения и крушения, когда площадь пожара может достигнуть 10÷35 тыс. м2. По разлитому нефтепродукту горение распространяется не только на соседние поезда, но и на ближайшие здания, а при попадании горящего разлитого нефтепродукта в канализацию или сточные канавы – на объекты, расположенные на расстоянии до 1 км.

Горение железнодорожных цистерн с сжиженными углеводородными газами может сопровождаться выбро­сом пламени на высоту 120÷250 м с последующим горением. Осколки взорвавшихся цистерн разлетаются на 150÷450 м, а иногда отбрасывает и цистерну на расстояние до 80 м. В результате возникают новые очаги пожара.

При пожарах возможно повреждение цистерн не только с ЛВЖ и ГЖ, но и с ядовитыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности территории, затрудняет боевые действия, а также вызывает необходимость эвакуации населения из прилегающих районов.

При возникновении пожаров в подвижном составе железнодорожного транспорта до прибытия подразделений пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляет представитель железнодорожного тран­спорта. Он проводит комплекс мероприятий, предусмот­ренных Инструкцией по тушению пожаров в подвижном составе железных дорог. При этом следует: немедленно сообщить о пожаре на ЦУC гарнизона пожарной охраны и в линей­ный орган внутренних дел; обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов и соседних поездов в безопасное место; снять напряжение в контактной сети на участке выполнения работ; принять меры к ликвидации очагов горения; предотвратить растекание ЛВЖ. и ГЖ; произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах.

После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию РТП или по согласованию с ним.

Для обеспечения тушения пожара РТП обязан уста­новить вид материалов, содержащихся в горящих и со­седних вагонах, принять меры к выводу горящих ваго­нов в безопасное место, потребовать до начала тушения письменного подтверждения о снятии напряжения с контактной сети и заземлении на участках работы пожарных автомобилей. Создает боевые участки: по обеспечению эвакуации подвижного состава; защите подвижного состава; ликвидации горения; охлаждению выведенных из зоны пожара вагонов. В порядке исклю­чения, для обеспечения быстрой подачи стволов про­кладку рукавных линий можно производить по желез­нодорожным путям до окончания прокладки рукавных линий под путями.

Для прокладки линий выбираются участки с наи­меньшим количеством пересекающихся путей, на ко­торых отсутствует подвижной состав. При этом про­делывают лотки для одновременной прокладки двух магистральных рукавных линий диаметром 77 мм.

До обесточивания контактной сети запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м, а к оборванным концам – ближе 10 м. Тушение без снятия напряжения допускается внутри вагонов подвижного состава, а также горящих пред­метов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети, при условии, что струя пены и воды не будет касаться частей, находящихся под напря­жением.

Решение о применении воды, пены, растворов, порош­ковых составов и других огнетушащих средств РТП принимает в зависимости от свойств груза, при этом принимают один или два ствола на один горящий вагон, которые вводят через боковые и крышевые люки, двери и оконные проемы.

Вскрытие дверей, люков, а также упаковку грузов производят после выяснения рода грузов и готовности средств тушения.

Охлаждение находящихся в зоне пожара железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи распыленной воды на верхнюю часть цистерны.

При горении паров над горловинами цистерн (без розлива жидкости) их отцепляют, обводят в безопасное место и ликвидируют горение подачей пены или закрытием горловин асбестовым полотном, брезентом или кошмой, смоченной водой. После ликвидации горения цистерны продолжают охлаждать распыленными струями из ство­лов с насадками НРТ-5, НРТ-10 и НРТ-20 до полного прекращения выхода паров жидкости.

При горении цистерны с сжиженными газами (углеводородными) их следует под прикрытием трех-четырех порожних платформ или полувагонов при непрерывном охлаждении вывести в безопасное место. При невоз­можности вывода обеспечить охлаждение цистерн и за­щиту распыленными струями соседних объектов, продол­жая последовательно эвакуацию подвижного состава. Горение вертикального факела над цистернами ликви­дируют водяными струями из ручных и лафетных стволов. Распыленные факелы ликвидируют порошковы­ми составами.

При невозможности ликвидации горения поверхность цистерн охлаждается до полного выгорания газа с интенсивностью 10 л/с на 1 кг горящего газа.